Педагогика Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему Формирование познавательного интереса на уроках математики.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Оглавление
Введение 2
Глава 1. Теоретические основы формирования познавательного интереса на уроках математике 4
1.1 Сущность познавательного интереса и его уровни 4
1.2 Средства формирования познавательного интереса 10
Глава 2. Экспериментальная работа по формированию познавательного интереса на уроках математики 23
2.1 Диагностика и анализ результата по формированию познавательного интереса 23
2.2 Организация экспериментальной работы по формированию познавательного интереса на уроках математики 29
Заключение 38
Список использованных источников 40
Приложения 43

 

  

Введение:

 

Значительное количество исследований посвящено проблеме познавательного интереса школьников, его формированию и развитию. Существуют многочисленные точки зрения на суть познавательного интереса, как в работах педагогов прошлых веков, так и в работах современников. Например, в своих работах анализируются уровни и проявления формирования интереса у В.В. Давыдова, условия и факторы, влияющие на формирование и развитие познавательных интересов у Ю.К. Бабинского и А.А. Бодалева.
В научных работах психологов и педагогов сущность понятия «познавательный интерес» раскрыта разработано достаточно средств, способствующих формированию познавательного интереса у школьников в процессе обучения математике, но не все они адаптированы к современным стандартам и раскрыта не полно.
Исходя из того, что познавательный интерес является значительным фактором обучения, для более успешного использования его, необходимо знать причины его возникновения, проявления и особенности его развития.
Несмотря на то, что познавательный интерес психологами и педагогами изучен достаточно тщательно, формирование устойчивого познавательного интереса остается проблемой, продолжающей волновать нас.
Объект исследования – процесс обучения математике в общеобразовательной школе.
Предмет исследования – дидактические игры и занимательные задания как средство формирования познавательного интереса у обучающихся.
Цель: разработка комплекса дидактических игр и занимательных заданий, направленных на формирование познавательного интереса у обучающихся на уроках математики.
В соответствии с целью необходимо решить следующие задачи:
 рассмотреть сущность познавательного интереса и его уровни ;
 изучить средства формирования познавательного интереса ;
 провести диагностику и анализ результата по формированию познавательного интереса;
 реализовать организацию экспериментальной работы по формированию познавательного интереса на уроках математики .
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
 изучение и анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы;
 анкетирование учащихся по методикам Н.Г. Лускановой, Г.И. Щукиной, и анализ полученных результатов;
 педагогический эксперимент и анализ его результатов.
Практическая значимость: представленные в исследовании дидактические материалы (комплекс занимательных заданий и игр по математике) могут быть использованы учителями, студентами, при прохождении практики в школе.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Интерес обычно определяется как позитивно-оценочное отношение человека к своей деятельности. Познавательный интерес может рассматриваться как один из значимых мотивов обучения, как устойчивая черта личности и как эффективное средство обучения. Развитие познавательных интересов происходит поэтапно.
Ученые выделяют следующие этапы формирования познавательного интереса у школьников: любознательность, любознательность, познавательный интерес, теоретический интерес. Преподаватели должны знать особенности, признаки различных этапов развития познавательного интереса, уметь видеть в школьниках малейшую искру интереса к какой-либо деятельности, создавать все условия для того, чтобы зажечь ее и превратить в подлинный интерес к науке, знаниям.
Познавательный интерес является одной из составляющих учебной мотивации, которая обеспечивается деятельностным подходом, определенной организацией учебного процесса, содержанием предмета, активными методами и средствами обучения. Основной задачей педагога при организации эффективного учебного процесса в школе является введение в учебный материал занимательных моментов, элементов новизны и неопределенности, что способствует развитию познавательного интереса и формированию познавательных потребностей.
На основе анализа литературы можно обозначить следующие технологии стимулирования познавательных интересов, применяемых в школе: проектно-исследовательская технология, игровые технологии, исторический материал, информационные компьютерные технологии, задачи меж предметного характера, интерактивные методы обучения.
Для диагностики уровня сформированности познавательного интереса была использована анкета «Оценка уровня школьной мотивации» Н.Г. Лускановой (цель: определить школьную мотивацию, отношение к школе, учебе), анкету по методике Г.И. Щукиной (цель: выявить уровень познавательного интереса у учащихся). В экспериментальной работе приняли участие учащиеся 2-го класса в количестве 15 человек.
На этапе констатирующего эксперимента был проведен опрос школьников, с целью выяснения их отношения к школе и учебе, используя анкету Н.Г. Лускановой. Большинство детей по мотивации относятся ко 2 уровню, но 3 ученика имеют 4 уровень, т. е. низкий.
Для выявления уровня познавательного интереса у учащихся провели анкетирование по методике Г.И. Щукиной. В классе преобладают школьники, имеющие средний уровень (47%), характеризующийся частичной включенностью в учебную деятельность, предпочитают обратиться за помощью или выполнять задания по образцу.
В соответствии с выводами, сделанными на этапе констатирующего эксперимента, был проведён формирующий этап эксперимента. В данной работе на этапе формирующего эксперимента был использован комплекс дидактических игр и занимательных упражнений на уроках математики во 2 классе.
По результатам проведённого комплекса занятий с использованием занимательных заданий и дидактических игр можно наблюдать положительную динамику в формировании познавательного интереса обучающихся.
Таким образом, цель, поставленная в работе, выполнена, а все задачи решены.

 

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические основы формирования познавательного интереса на уроках математике
1.1 Сущность познавательного интереса и его уровни
Проблема интереса к обучению сопровождала весь исторический процесс становления педагогической мысли и школы. Трудно найти человека, который бы ничего не любил, и еще труднее найти такого ребенка. Именно поэтому необходимо опираться на интересы самих школьников и развивать их.
Интерес является основой исследований в психолого-педагогической и методической литературе. С позиций современной педагогики проблемой формирования познавательного интереса занимались Рубинштейн С.Л., Выготский Л.С., Щукина Г.И., Морозова Н.Г., Савина Ф.К., Епишева О.Б., Блинова Т.Л. и многие другие. Рассмотрим некоторые подходы к раскрытию понятия «интерес».
В словаре Даля «интерес» не включает психологических подтекстов. Первое толкование понятия «интерес» – это определенная выгода, выгода, прибыль; второе толкование – рост на деньги, проценты; третье толкование – забота, участие или развлечение, ценность, важность дел [9, с.432].
В соответствии с мнением Выготского Л.С. интерес воспринимался как влияние «на интегральные качества человека: мировоззрение, убеждения, отношение к труду, на свободу человека в выборе цели и средств деятельности» [5, с.54].
В тексте логического словаря интерес может определяться как состояние человека, в котором у него появляется повышенная избирательная, целенаправленно направленная потребность понять что-либо глубже и всесторонне, реализовать в конкретной сфере практики либо теории [11, с.543].
Сухомлинский В.А. в своей работе «Об образовании» считал, что интерес является эмоциональным благополучием, связанным с воплощением познавательной деятельности и характеризующееся мотивацией этой деятельности [21, с.34].
Морозова Н.Г. определяет интерес как активную эмоционально-познавательную связь человека с миром [14, с. 120]. С позиции Щукиной Г.И. познавательный интерес можно рассмотреть в качестве избирательной направленности личности, обращенной к сфере знаний, к ее предметной стороне и процессу обучения [25, с.145].
Чуть позднее Матюхина М.В. раскрывает это понятие как реальную причину действия, ощущаемую человеком как особо важную. Значение этого термина следует понимать, как положительное оценочное отношение субъекта к результатам своей деятельности. Познавательный интерес выражается в эмоциональном отношении школьника к объекту своих знаний. [13, с.54].
Савина Ф.К. рассматривала изучаемое понятие «интереса» как системное качество личности, указывая на его продуктивные свойства: личностную и социальную зависимость, субъектную направленность, поли функциональность, осознанность, динамичность, избирательность, имеющую эмоциональную окраску, на фоне волевого напряжения [19, с.32].
В современном социологическом словаре интерес (от латинского interest – иметь ценность) определяется как ориентация субъекта на значимые для него объекты, связанные с удовлетворением потребностей, выгод. Рубинштейн С.Л. утверждал, что интерес заключается в характере двусторонних отношений [18, с.345].
Родионов М.А. рассматривает интерес как социальное явление: интерес – это целостность выражения, проявления внутренней сущности субъекта и проявления объективного мира, совокупности материальных и духовных ценностей человеческой культуры в сознании субъекта. В свою очередь, «процесс превращения объективно интересного в личностно значимое и является главным в становлении школьника к обучению» [17, с.75].
Епишева О.Б. рассматривает познавательный интерес как форму проявления познавательной потребности, способствующую направлению личности к пониманию целей деятельности, более полной ориентации, детальному знакомству с фактами и, как следствие, успешности обучения [10, с.12].
Раскрывая понятие познавательного интереса, Блинова Т.Л. говорит о том, что в первую очередь – это устойчивое стремление личности к целенаправленной активной познавательной деятельности [2, с. 53].
В процессе анализа представленных подходов к определению интереса можно выделить его характерные свойства [1, с.14]:
— появление выборочной, целенаправленной потребности в образовании;
— влияние на свободу выбора цели и методов деятельности;
— ориентация субъекта на значимые для него объекты;
— интерес принимает характер двухсторонних отношений;
— ориентация личности на процесс познания носит избирательный характер;
— активное эмоционально-познавательное отношение человека к миру.
Перечисленные характеристики дают возможность дать определение познавательному интересу как избирательному импульсу личности, направленному на понимание, эмоционально-волевое отношение к информации, весь процесс познания и развития личной интеллектуальности.
С позиции рассматриваемой сферы (математики) данное определение можно трактовать как эмоционально окрашенную направленность личности школьника на процесс познания дидактического знания и его применение в процессе обучения.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы