Педагогика Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему Формирование познавательного интереса к чтению у младшего школьника.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА К ЧТЕНИЮ У МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА 7
1.1. Сущность понятия «познавательный интерес» 7
1.2. Учет возрастных особенностей младших школьников в формировании познавательного интереса к чтению 12
1.3. Формы и методы формирования познавательного интереса к чтению у младших школьников 17
Выводы по первой главе 22
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА К ЧТЕНИЮ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 23
2.1. Диагностика уровня сформированности познавательного интереса к чтению у младших школьников 23
2.2. Анализ опыта учителей по формированию познавательного интереса к чтению у младших школьников 28
Выводы по второй главе 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 36

 

  

Введение:

 

Актуальность исследования. Приобщение подрастающего поколения к богатствам литературы, развитие их читательских интересов всегда было и остается важнейшей задачей школы. Проблема становления познавательного интереса к читательской деятельности у младшего школьника изучалась на протяжении всей истории развития методики обучения русскому языку и литературе. На сегодняшний день накоплен богатый научно-методический материал по этой проблеме: проведено много фундаментальных исследований в области формирования читательских интересов, разработаны теоретические основы формирования читательских умений младших школьников, создано огромное количество программ и учебников по чтению. Но стремительно меняющаяся социокультурная среда, в которой растет современный ребенок, требует новых подходов к решению вопроса становления ребенка-читателя [1, с. 22].
Современные методисты согласны в мнении: ребенок в начальной школе должен развиваться как «квалифицированный», «эстетически развитый», «грамотный», компетентный читатель, способный к полноценному восприятию и эстетической оценке литературного произведения.
В последние годы проблема формирования познавательного интереса к читательской деятельности приобрела особую актуальность по той причине, что современные школьники проводят очень много времени за компьютером в ущерб чтению. Также актуальность исследования обусловлена тем, что у детей в начальных классах формирование навыков чтения недостаточно полноценно, в результате чего школьники испытывают существенные затруднения при работе с вербальной информацией, которая требует большого напряжения их интеллектуальных сил, и интерес к процессу чтения постепенно пропадает.
Сегодня ребенок, который не только умеет, но еще и сам стремится читать, делает это с удовольствием, а не «по принуждению» – огромная редкость. В решении этой проблемы важное место принадлежит общеобразовательной школе, которая призвана формировать ценностную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся.
В предметной области «Литературное чтение» в качестве основной дидактической линии выделена читательская компетенция, включающая в себя развитие читательских умений младшего школьника. Выпускник начальной школы с учетом пристрастий, соответствующих уровню своей читательской компетентности, может самостоятельно, уверенно и бегло читать разнообразную художественную литературу, извлекать из прочитанного нужную информацию, различать и распознавать литературные стили и жанры, обсуждать прочитанное, анализировать детали сюжета, портретные черты героев произведения.
В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (ФГОС НОО) определены следующие результаты читательской деятельности младшего школьника, связанные с требованиями к формированию читательских умений у обучающихся НОО:
1) понимание роли чтения, использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обфсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
2) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности общего речевого развития, т.е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
3) умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации [32, с. 15].
Познавательный интерес оказывает положительное влияние на характер отношения к учебной деятельности. Значимой характеристикой отношения к учебной деятельности выступают эмоции (А.Д. Алферов [1, с. 10], А.К. Дусавицкий [7, с. 22], Г. С. Костюк [10, с. 16], А.Н. Леонтьев [14, с. 18], А.К. Маркова [16, с. 11]).
Объект исследования: процесс формирования познавательного интереса к читательской деятельности у младших школьников на уроках литературного чтения.
Предмет исследования: комплекс заданий, направленный на формирование познавательного интереса к читательской деятельности у младших школьников на уроках литературного чтения.
Цель исследования: теоретически обосновать необходимость формирования познавательного интереса к читательской деятельности у младших школьников, разработать комплекс заданий, направленный на формирование познавательного интереса к читательской деятельности у младших школьников на уроках литературного чтения.
Задачи исследования:
 изучить литературу по проблеме формирования читательских умений у младших школьников в литературном образовании;
 осуществить отбор методов и приемов работы по формированию познавательного интереса к читательской деятельности у младших школьников на уроках литературного чтения;
 выявить критерии и показатели сформированности познавательного интереса к читательской деятельности у детей младшего школьного возраста;
 на базе начальной диагностики спроектировать комплекс заданий, направленный на формирование познавательного интереса к читательской деятельности у младших школьников на уроках литературного чтения.
Методы исследования:
 методы теоретического анализа: анализ психолого-педагогической и учебно-методической литературы; анализ нормативных документов, образовательных программ начального общего образования;
 частные эмпирические методы: анкетирование, педагогическое наблюдение за ходом учебного процесса на уроках в начальной школе; анализ продуктов учебной деятельности обучающихся;
 статистические методы обработки результатов.
Практическая значимость: результаты исследования могут использоваться для создания оптимальных психолого-педагогических условий, стимулирующих развитие познавательной активности у младших школьников на уроках литературного чтения.
Структура исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Приобщение подрастающего поколения к богатствам литературы, развитие их читательских интересов всегда было и остается важнейшей задачей школы. Проблема становления познавательного интереса к читательской деятельности у младшего школьника изучалась на протяжении всей истории развития методики обучения русскому языку и литературе. На сегодняшний день накоплен богатый научно-методический материал по этой проблеме: проведено много фундаментальных исследований в области формирования читательских интересов, разработаны теоретические основы формирования читательских умений младших школьников, создано огромное количество программ и учебников по чтению. Но стремительно меняющаяся социокультурная среда, в которой растет современный ребенок, требует новых подходов к решению вопроса становления ребенка-читателя.
В таком случае принятые в способы обучения должны существенно измениться. Особое значение придается индивидуальной и коллективной, в составе небольших групп, познавательной деятельности детей. Взрослый только проявляет заинтересованность процессом, во время которого и передаются те или иные средства познания. Именно здесь очень важно не упустить мотивационные аспекты, формировать готовность к познанию, а не только вооружить средствами. Реализация этих принципов познавательного воспитания младших школьников связана с формированием «общего творческого отношения к действительности».
Развитие познавательных интересов детей зависит от умения учителя создать дидактические и организационные условия в процессе обучения младших школьников. Для этого следует обеспечить продуктивное содержание развивающей окружающей среды, системный подход к организации активной познавательной деятельности детей на основе использования эффективных форм, средств и методов нестандартного типа для развития и стимулирования познавательных интересов, учета индивидуальности каждого учащегося и предоставления ему права реализации собственной инициативы.
Проведена диагностика сформированности читательских умений у младших школьников, организованная в форме комплексной письменной работы. Результаты диагностики свидетельствуют о преобладании низкого уровня сформированности читательских умений у обучающихся
4 класса.
На основании теоретического анализа проблемы формирования читательских умений у младших школьников, анализа учебных хрестоматий по литературному чтению и проведенной диагностики мы разработали комплекс заданий, направленный на повышение уровня сформированности читательских умений у обучающихся начального общего образования.

   

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА К ЧТЕНИЮ У МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

1.1. Сущность понятия «познавательный интерес»
Познавательный интерес оказывает положительное влияние на характер отношения к учебной деятельности. Значимой характеристикой отношения к учебной деятельности выступают эмоции (А.Д. Алферов [1, с. 10], А.К. Дусавицкий [7, с. 22], Г. С. Костюк [10, с. 16], А.Н. Леонтьев [14, с. 18], А.К. Маркова [16, с. 11]).
Психолог Петровский А.В. считает, что познавательная деятельность начинается с ощущений и восприятий, а затем может произойти переход к мышлению [5, с. 32].
В трудах Леонтьева А.Н. познавательная деятельность определяется как совокупность информационных процессов и мотивации, как направленная, избирательная активность поисково-исследовательских процессов, лежащих в основе приобретения и переработки информации [7, с. 17].
Под познавательной деятельностью Дрозина В.В. понимает свойство личности, характеризуемое: наличием познавательных потребностей и глубоко осмысленных мотивов познавательной деятельности; постоянным стремлением открыть какие-то новые для себя знания, способы действия [2, с. 5].
С точки зрения Фадиной Г.В. познавательная деятельность – это сознательная деятельность, направленная на познание окружающей действительности с помощью таких психических процессов, как восприятие, мышление, память, внимание, речь [10, с. 11].
По мнению Сластёнина В.А., познавательная деятельность – это единство чувственного восприятия, теоретического мышления и практической деятельности [11, с. 15].
Учебный интерес — это своеобразие эмоционально-познавательного отношения к изучаемым в школе учебным дисциплинам. Учебный интерес проявляется в стремлении глубже и основательнее изучать тот или иной предмет, приобретать знания и умения. В психологической литературе наряду с понятием «учебный интерес» используется понятие «познавательный интерес», которое иногда употребляется в аналогичном значении. Важно отметить, что многие психологи понятие «познавательный интерес» употребляют в более широком значении, чем «интерес к учению». Они считают, что «познавательный интерес» — это интерес к познанию, проявляющийся в любом возрасте и направленный на любой объект.
Понятие «познавательный интерес» является своеобразным этапом развития интереса к учебе. В психологии данный термин обозначает определенный этап развития интересов. А. Н. Леонтьев и Д. Б. Эльконин отмечают, что этот этап характеризуется тем, что «перед учеником начинает открываться значение знания и что его не удовлетворяет только учебный материал. Его интересы выходят за границы многих классных занятий» [30, с. 78]. Учебный интерес — понятие, которое по своему содержанию делится на три вида: положительный, отрицательный и пассивный. Любой учебный интерес характеризуется наличием у него желания учиться. Но различается это отношение по уровню активности и усердия, а также по характеру переживаний, обусловленных учением. Что бы ни изучал ученик в школе, у него всегда возникают определенные переживания, вызванные выполнением той или иной деятельности, которые отражаются в его психическом состоянии, — радость, скука или огорчение.
Большинство исследователей считают модальность интереса, что является свидетельством преобладания положительных или отрицательных эмоций, одним из важнейших показателей для выделения типа интереса к обучению. Структура интереса школьников к учебной деятельности включает три компонента: эмоциональный, мотивационный, учебное самосознание (М.Т. Дригус [5, с. 33]). Интерес школьников к обучению выступает одним из важнейших факторов активности учеников в процессе учебной деятельности, а также ее результативности (М.Т. Дригус [5, с. 17], К.С. Дрозденко [6, с. 22], Н.П. Зубаль [6, с. 23]).
Важным аспектом исследования проблемы интереса школьников к обучению является выявление психологических условий, факторов и механизмов, влияющих на развитие такого отношения. Значимым психологическим условием является уровень сформированности еще в дошкольном детстве интеллектуальных, деятельностных и личностных качеств, необходимых индивиду как субъекту учебной деятельности. Факторами развития отношения учащихся к обучению, по мнению ученых, являются: отношение к учителю, стиль общения учителя с учениками, индивидуальный подход к ним, оценки со стороны значимых взрослых (учителей, родителей) [2, с. 14]. Интерес школьников к учебной деятельности – это сложноорганизованная система, которая отличается динамичностью и асинхронным становлением составляющих, поскольку от первого до пятого классов меняются мотивы учения и интересы школьника, начинают развиваться механизмы самосознания, самооценка и саморегуляция [3, с. 46].
Проведенный анализ психологической литературы позволил обосновать теоретические аспекты изучения интереса школьников к обучению. Интерес школьника к обучению рассматривается как система, имеющая трехкомпонентную структуру:
1) когнитивный компонент – знание об учебной деятельности, ее свойствах; понимание роли учителя в учебной деятельности; осознание учеником самого себя как субъекта учебной деятельности (учебное самосознание);
2) эмоционально-оценочный компонент – оценка со стороны ученика, учителя как субъекта управления учебной деятельностью, имеющая определенную эмоциональную окраску; оценка школьником учебной деятельности и самого себя как субъекта учения в сочетании с соответствующей эмоциональной окраской;
3) поведенческий компонент – готовность к действиям; поступки и действия школьника как субъекта отношения в процессе обучения.
Школьники с положительным интересом к обучению отличаются особенностями развития когнитивного, эмоционально-оценочного и поведенческого компонентов. У учащихся младших классов знания про учебную деятельность и их свойства характеризуются положительным содержанием. Замечено и понимание школьниками роли учителя в учебной деятельности. У учащихся младших классов с положительным интересом к учебе присутствует преимущественно недифференцированное положительное эмоциональное отношение к деятельности или личности учителя, в сочетании с отсутствием глубоких знаний об учебной деятельности. Значительное количество учащихся младших классов с положительным отношением к учебе имеют достаточно высокий уровень осознания самого себя в качестве субъекта учебной деятельности; преобладание познавательных интересов; наличие познавательного интереса, что указывает на достаточно высокий уровень развития у них когнитивного компонента отношения к учебе. У школьников младших классов с таким типом отношения к учебе замечен низкий уровень развития когнитивного компонента [4, с. 16].
Раскрывая особенности развития эмоционально-оценочного компонента интереса к учебе, следует заметить, что у всех школьников с положительным типом интереса замечены следующие признаки: преобладание положительных эмоций по большинству учебных ситуаций; положительная оценка учеником учителя как субъекта управления учебной деятельностью; положительная оценка школьником себя как субъекта учебной деятельности. У многих учащихся младших классов обнаружено сформированное целеполагание, наличие произвольного внимания, высокий уровень развития волевых процессов, ответственность, действенность, высокая степень познавательного интереса, инициативность в собственных учебных действиях, умение преодолевать трудности при достижении поставленной учебной цели, способность к предвидению социальных последствий собственной учебной деятельности и поведения [17, с. 32].
Знания об учебной деятельности, ее свойствах у учащихся всех классов наполнены как положительным, так и отрицательным содержанием. У школьников с амбивалентным отношением к обучению замечены неустойчивые переживания интереса, новизны, любознательности; высокая, а иногда низкая степень познавательного интереса; преобладание широких социальных мотивов долга; предпочтение, отдаваемое одним учебным предметам перед другими; понимание и первичное осознание целей, которые ставит учитель.
Имеющиеся негативные составляющие в эмоционально-оценочном компоненте отношения: присутствие в смысле оценки учеником учителя как субъекта учебной деятельности и себя как субъекта учебной деятельности как положительных, так и отрицательных качеств, неустойчивые эмоциональные переживания различных учебных ситуаций. В то же время, неустойчивые проявления произвольного внимания и воли, способности к выполнению отдельных учебных действий, самоконтроля по образцу и по инструкции указывают на низкий уровень сформированности поведенческого компонента отношения к учебе у школьников с амбивалентным типом отношения [8, с. 55].
Негативное отношение учащихся к обучению характеризуют следующие признаки: знания об учебной деятельности и их свойства наполнены негативным содержанием; возможен отказ школьника от учебной деятельности или решения различных учебных задач; узость мотивов; превосходящий интерес к результату. У этих учеников обнаруживаются негативные эмоции по большинству различных учебных ситуаций; высокий уровень тревожности или равнодушие [22, с. 11].
Низким уровнем развития отличается поведенческий компонент отношения. Для этих школьников присущи такие качества, как: неумение ставить цели и преодолевать трудности, несформированность учебной деятельности, отсутствие умения действовать по инструкции взрослого, неспособность к поиску различных способов действий [9, с. 17].
Учебный интерес — это своеобразие эмоционально-познавательного отношения к изучаемым в школе учебным дисциплинам. Учебный интерес проявляется в стремлении глубже и основательнее изучать тот или иной предмет, приобретать знания и умения. В психологической литературе наряду с понятием «учебный интерес» используется понятие «познавательный интерес», которое иногда употребляется в аналогичном значении. Важно отметить, что многие психологи понятие «познавательный интерес» употребляют в более широком значении, чем «интерес к учению». Они считают, что «познавательный интерес» — это интерес к познанию, проявляющийся в любом возрасте и направленный на любой объект.

 

и учебно-методической литературы; анализ нормативных документов, образовательных программ начального общего образования;
 частные эмпирические методы: анкетирование, педагогическое наблюдение за ходом учебного процесса на уроках в начальной школе; анализ продуктов учебной деятельности обучающихся;
 статистические методы обработки результатов.
Практическая значимость: результаты исследования могут использоваться для создания оптимальных психолого-педагогических условий, стимулирующих развитие познавательной активности у младших школьников на уроках литературного чтения.
Структура исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы