Курсовая с практикой на тему Формирование познавательного интереса к чтению у младшего школьника.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА К ЧТЕНИЮ У МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА 7
1.1. Сущность понятия «познавательный интерес» 7
1.2. Учет возрастных особенностей младших школьников в формировании познавательного интереса к чтению 12
1.3. Формы и методы формирования познавательного интереса к чтению у младших школьников 17
Выводы по первой главе 22
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА К ЧТЕНИЮ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 23
2.1. Диагностика уровня сформированности познавательного интереса к чтению у младших школьников 23
2.2. Анализ опыта учителей по формированию познавательного интереса к чтению у младших школьников 28
Выводы по второй главе 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 36
Введение:
Актуальность исследования. Приобщение подрастающего поколения к богатствам литературы, развитие их читательских интересов всегда было и остается важнейшей задачей школы. Проблема становления познавательного интереса к читательской деятельности у младшего школьника изучалась на протяжении всей истории развития методики обучения русскому языку и литературе. На сегодняшний день накоплен богатый научно-методический материал по этой проблеме: проведено много фундаментальных исследований в области формирования читательских интересов, разработаны теоретические основы формирования читательских умений младших школьников, создано огромное количество программ и учебников по чтению. Но стремительно меняющаяся социокультурная среда, в которой растет современный ребенок, требует новых подходов к решению вопроса становления ребенка-читателя [1, с. 22].
Современные методисты согласны в мнении: ребенок в начальной школе должен развиваться как «квалифицированный», «эстетически развитый», «грамотный», компетентный читатель, способный к полноценному восприятию и эстетической оценке литературного произведения.
В последние годы проблема формирования познавательного интереса к читательской деятельности приобрела особую актуальность по той причине, что современные школьники проводят очень много времени за компьютером в ущерб чтению. Также актуальность исследования обусловлена тем, что у детей в начальных классах формирование навыков чтения недостаточно полноценно, в результате чего школьники испытывают существенные затруднения при работе с вербальной информацией, которая требует большого напряжения их интеллектуальных сил, и интерес к процессу чтения постепенно пропадает.
Сегодня ребенок, который не только умеет, но еще и сам стремится читать, делает это с удовольствием, а не «по принуждению» – огромная редкость. В решении этой проблемы важное место принадлежит общеобразовательной школе, которая призвана формировать ценностную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся.
В предметной области «Литературное чтение» в качестве основной дидактической линии выделена читательская компетенция, включающая в себя развитие читательских умений младшего школьника. Выпускник начальной школы с учетом пристрастий, соответствующих уровню своей читательской компетентности, может самостоятельно, уверенно и бегло читать разнообразную художественную литературу, извлекать из прочитанного нужную информацию, различать и распознавать литературные стили и жанры, обсуждать прочитанное, анализировать детали сюжета, портретные черты героев произведения.
В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (ФГОС НОО) определены следующие результаты читательской деятельности младшего школьника, связанные с требованиями к формированию читательских умений у обучающихся НОО:
1) понимание роли чтения, использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обфсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
2) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности общего речевого развития, т.е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
3) умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации [32, с. 15].
Познавательный интерес оказывает положительное влияние на характер отношения к учебной деятельности. Значимой характеристикой отношения к учебной деятельности выступают эмоции (А.Д. Алферов [1, с. 10], А.К. Дусавицкий [7, с. 22], Г. С. Костюк [10, с. 16], А.Н. Леонтьев [14, с. 18], А.К. Маркова [16, с. 11]).
Объект исследования: процесс формирования познавательного интереса к читательской деятельности у младших школьников на уроках литературного чтения.
Предмет исследования: комплекс заданий, направленный на формирование познавательного интереса к читательской деятельности у младших школьников на уроках литературного чтения.
Цель исследования: теоретически обосновать необходимость формирования познавательного интереса к читательской деятельности у младших школьников, разработать комплекс заданий, направленный на формирование познавательного интереса к читательской деятельности у младших школьников на уроках литературного чтения.
Задачи исследования:
изучить литературу по проблеме формирования читательских умений у младших школьников в литературном образовании;
осуществить отбор методов и приемов работы по формированию познавательного интереса к читательской деятельности у младших школьников на уроках литературного чтения;
выявить критерии и показатели сформированности познавательного интереса к читательской деятельности у детей младшего школьного возраста;
на базе начальной диагностики спроектировать комплекс заданий, направленный на формирование познавательного интереса к читательской деятельности у младших школьников на уроках литературного чтения.
Методы исследования:
методы теоретического анализа: анализ психолого-педагогической и учебно-методической литературы; анализ нормативных документов, образовательных программ начального общего образования;
частные эмпирические методы: анкетирование, педагогическое наблюдение за ходом учебного процесса на уроках в начальной школе; анализ продуктов учебной деятельности обучающихся;
статистические методы обработки результатов.
Практическая значимость: результаты исследования могут использоваться для создания оптимальных психолого-педагогических условий, стимулирующих развитие познавательной активности у младших школьников на уроках литературного чтения.
Структура исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы
Заключение:
Приобщение подрастающего поколения к богатствам литературы, развитие их читательских интересов всегда было и остается важнейшей задачей школы. Проблема становления познавательного интереса к читательской деятельности у младшего школьника изучалась на протяжении всей истории развития методики обучения русскому языку и литературе. На сегодняшний день накоплен богатый научно-методический материал по этой проблеме: проведено много фундаментальных исследований в области формирования читательских интересов, разработаны теоретические основы формирования читательских умений младших школьников, создано огромное количество программ и учебников по чтению. Но стремительно меняющаяся социокультурная среда, в которой растет современный ребенок, требует новых подходов к решению вопроса становления ребенка-читателя.
В таком случае принятые в способы обучения должны существенно измениться. Особое значение придается индивидуальной и коллективной, в составе небольших групп, познавательной деятельности детей. Взрослый только проявляет заинтересованность процессом, во время которого и передаются те или иные средства познания. Именно здесь очень важно не упустить мотивационные аспекты, формировать готовность к познанию, а не только вооружить средствами. Реализация этих принципов познавательного воспитания младших школьников связана с формированием «общего творческого отношения к действительности».
Развитие познавательных интересов детей зависит от умения учителя создать дидактические и организационные условия в процессе обучения младших школьников. Для этого следует обеспечить продуктивное содержание развивающей окружающей среды, системный подход к организации активной познавательной деятельности детей на основе использования эффективных форм, средств и методов нестандартного типа для развития и стимулирования познавательных интересов, учета индивидуальности каждого учащегося и предоставления ему права реализации собственной инициативы.
Проведена диагностика сформированности читательских умений у младших школьников, организованная в форме комплексной письменной работы. Результаты диагностики свидетельствуют о преобладании низкого уровня сформированности читательских умений у обучающихся
4 класса.
На основании теоретического анализа проблемы формирования читательских умений у младших школьников, анализа учебных хрестоматий по литературному чтению и проведенной диагностики мы разработали комплекс заданий, направленный на повышение уровня сформированности читательских умений у обучающихся начального общего образования.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА К ЧТЕНИЮ У МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
1.1. Сущность понятия «познавательный интерес»
Познавательный интерес оказывает положительное влияние на характер отношения к учебной деятельности. Значимой характеристикой отношения к учебной деятельности выступают эмоции (А.Д. Алферов [1, с. 10], А.К. Дусавицкий [7, с. 22], Г. С. Костюк [10, с. 16], А.Н. Леонтьев [14, с. 18], А.К. Маркова [16, с. 11]).
Психолог Петровский А.В. считает, что познавательная деятельность начинается с ощущений и восприятий, а затем может произойти переход к мышлению [5, с. 32].
В трудах Леонтьева А.Н. познавательная деятельность определяется как совокупность информационных процессов и мотивации, как направленная, избирательная активность поисково-исследовательских процессов, лежащих в основе приобретения и переработки информации [7, с. 17].
Под познавательной деятельностью Дрозина В.В. понимает свойство личности, характеризуемое: наличием познавательных потребностей и глубоко осмысленных мотивов познавательной деятельности; постоянным стремлением открыть какие-то новые для себя знания, способы действия [2, с. 5].
С точки зрения Фадиной Г.В. познавательная деятельность – это сознательная деятельность, направленная на познание окружающей действительности с помощью таких психических процессов, как восприятие, мышление, память, внимание, речь [10, с. 11].
По мнению Сластёнина В.А., познавательная деятельность – это единство чувственного восприятия, теоретического мышления и практической деятельности [11, с. 15].
Учебный интерес — это своеобразие эмоционально-познавательного отношения к изучаемым в школе учебным дисциплинам. Учебный интерес проявляется в стремлении глубже и основательнее изучать тот или иной предмет, приобретать знания и умения. В психологической литературе наряду с понятием «учебный интерес» используется понятие «познавательный интерес», которое иногда употребляется в аналогичном значении. Важно отметить, что многие психологи понятие «познавательный интерес» употребляют в более широком значении, чем «интерес к учению». Они считают, что «познавательный интерес» — это интерес к познанию, проявляющийся в любом возрасте и направленный на любой объект.
Понятие «познавательный интерес» является своеобразным этапом развития интереса к учебе. В психологии данный термин обозначает определенный этап развития интересов. А. Н. Леонтьев и Д. Б. Эльконин отмечают, что этот этап характеризуется тем, что «перед учеником начинает открываться значение знания и что его не удовлетворяет только учебный материал. Его интересы выходят за границы многих классных занятий» [30, с. 78]. Учебный интерес — понятие, которое по своему содержанию делится на три вида: положительный, отрицательный и пассивный. Любой учебный интерес характеризуется наличием у него желания учиться. Но различается это отношение по уровню активности и усердия, а также по характеру переживаний, обусловленных учением. Что бы ни изучал ученик в школе, у него всегда возникают определенные переживания, вызванные выполнением той или иной деятельности, которые отражаются в его психическом состоянии, — радость, скука или огорчение.
Большинство исследователей считают модальность интереса, что является свидетельством преобладания положительных или отрицательных эмоций, одним из важнейших показателей для выделения типа интереса к обучению. Структура интереса школьников к учебной деятельности включает три компонента: эмоциональный, мотивационный, учебное самосознание (М.Т. Дригус [5, с. 33]). Интерес школьников к обучению выступает одним из важнейших факторов активности учеников в процессе учебной деятельности, а также ее результативности (М.Т. Дригус [5, с. 17], К.С. Дрозденко [6, с. 22], Н.П. Зубаль [6, с. 23]).
Важным аспектом исследования проблемы интереса школьников к обучению является выявление психологических условий, факторов и механизмов, влияющих на развитие такого отношения. Значимым психологическим условием является уровень сформированности еще в дошкольном детстве интеллектуальных, деятельностных и личностных качеств, необходимых индивиду как субъекту учебной деятельности. Факторами развития отношения учащихся к обучению, по мнению ученых, являются: отношение к учителю, стиль общения учителя с учениками, индивидуальный подход к ним, оценки со стороны значимых взрослых (учителей, родителей) [2, с. 14]. Интерес школьников к учебной деятельности – это сложноорганизованная система, которая отличается динамичностью и асинхронным становлением составляющих, поскольку от первого до пятого классов меняются мотивы учения и интересы школьника, начинают развиваться механизмы самосознания, самооценка и саморегуляция [3, с. 46].
Проведенный анализ психологической литературы позволил обосновать теоретические аспекты изучения интереса школьников к обучению. Интерес школьника к обучению рассматривается как система, имеющая трехкомпонентную структуру:
1) когнитивный компонент – знание об учебной деятельности, ее свойствах; понимание роли учителя в учебной деятельности; осознание учеником самого себя как субъекта учебной деятельности (учебное самосознание);
2) эмоционально-оценочный компонент – оценка со стороны ученика, учителя как субъекта управления учебной деятельностью, имеющая определенную эмоциональную окраску; оценка школьником учебной деятельности и самого себя как субъекта учения в сочетании с соответствующей эмоциональной окраской;
3) поведенческий компонент – готовность к действиям; поступки и действия школьника как субъекта отношения в процессе обучения.
Школьники с положительным интересом к обучению отличаются особенностями развития когнитивного, эмоционально-оценочного и поведенческого компонентов. У учащихся младших классов знания про учебную деятельность и их свойства характеризуются положительным содержанием. Замечено и понимание школьниками роли учителя в учебной деятельности. У учащихся младших классов с положительным интересом к учебе присутствует преимущественно недифференцированное положительное эмоциональное отношение к деятельности или личности учителя, в сочетании с отсутствием глубоких знаний об учебной деятельности. Значительное количество учащихся младших классов с положительным отношением к учебе имеют достаточно высокий уровень осознания самого себя в качестве субъекта учебной деятельности; преобладание познавательных интересов; наличие познавательного интереса, что указывает на достаточно высокий уровень развития у них когнитивного компонента отношения к учебе. У школьников младших классов с таким типом отношения к учебе замечен низкий уровень развития когнитивного компонента [4, с. 16].
Раскрывая особенности развития эмоционально-оценочного компонента интереса к учебе, следует заметить, что у всех школьников с положительным типом интереса замечены следующие признаки: преобладание положительных эмоций по большинству учебных ситуаций; положительная оценка учеником учителя как субъекта управления учебной деятельностью; положительная оценка школьником себя как субъекта учебной деятельности. У многих учащихся младших классов обнаружено сформированное целеполагание, наличие произвольного внимания, высокий уровень развития волевых процессов, ответственность, действенность, высокая степень познавательного интереса, инициативность в собственных учебных действиях, умение преодолевать трудности при достижении поставленной учебной цели, способность к предвидению социальных последствий собственной учебной деятельности и поведения [17, с. 32].
Знания об учебной деятельности, ее свойствах у учащихся всех классов наполнены как положительным, так и отрицательным содержанием. У школьников с амбивалентным отношением к обучению замечены неустойчивые переживания интереса, новизны, любознательности; высокая, а иногда низкая степень познавательного интереса; преобладание широких социальных мотивов долга; предпочтение, отдаваемое одним учебным предметам перед другими; понимание и первичное осознание целей, которые ставит учитель.
Имеющиеся негативные составляющие в эмоционально-оценочном компоненте отношения: присутствие в смысле оценки учеником учителя как субъекта учебной деятельности и себя как субъекта учебной деятельности как положительных, так и отрицательных качеств, неустойчивые эмоциональные переживания различных учебных ситуаций. В то же время, неустойчивые проявления произвольного внимания и воли, способности к выполнению отдельных учебных действий, самоконтроля по образцу и по инструкции указывают на низкий уровень сформированности поведенческого компонента отношения к учебе у школьников с амбивалентным типом отношения [8, с. 55].
Негативное отношение учащихся к обучению характеризуют следующие признаки: знания об учебной деятельности и их свойства наполнены негативным содержанием; возможен отказ школьника от учебной деятельности или решения различных учебных задач; узость мотивов; превосходящий интерес к результату. У этих учеников обнаруживаются негативные эмоции по большинству различных учебных ситуаций; высокий уровень тревожности или равнодушие [22, с. 11].
Низким уровнем развития отличается поведенческий компонент отношения. Для этих школьников присущи такие качества, как: неумение ставить цели и преодолевать трудности, несформированность учебной деятельности, отсутствие умения действовать по инструкции взрослого, неспособность к поиску различных способов действий [9, с. 17].
Учебный интерес — это своеобразие эмоционально-познавательного отношения к изучаемым в школе учебным дисциплинам. Учебный интерес проявляется в стремлении глубже и основательнее изучать тот или иной предмет, приобретать знания и умения. В психологической литературе наряду с понятием «учебный интерес» используется понятие «познавательный интерес», которое иногда употребляется в аналогичном значении. Важно отметить, что многие психологи понятие «познавательный интерес» употребляют в более широком значении, чем «интерес к учению». Они считают, что «познавательный интерес» — это интерес к познанию, проявляющийся в любом возрасте и направленный на любой объект.
и учебно-методической литературы; анализ нормативных документов, образовательных программ начального общего образования;
частные эмпирические методы: анкетирование, педагогическое наблюдение за ходом учебного процесса на уроках в начальной школе; анализ продуктов учебной деятельности обучающихся;
статистические методы обработки результатов.
Практическая значимость: результаты исследования могут использоваться для создания оптимальных психолого-педагогических условий, стимулирующих развитие познавательной активности у младших школьников на уроках литературного чтения.
Структура исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы