Курсовая с практикой на тему Формирование понятия «футуризм» на уроках литературы в старших классах
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ИЗУЧЕНИЕ ФУТУРИЗМА В КОНТЕКСТЕ УРОКОВ ЛИТЕРАТУРЫ В СТАРШЕЙ ШКОЛЕ 5
1.1. Литературное понятие и методы его формирования на уроках литературы 5
1.2. Понятие футуризма и его место в программе изучения литературы в старшей школе 10
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ПОНЯТИЯ ФУТУРИЗМ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ В СТАРШИХ КЛАССАХ 16
2.1. Принципы и последовательность формирования теоретико-литературных понятий в старшей школе 16
2.2. Анализ содержания учебников по литературе для старшей школы 19
2.3. Методика формирования понятия «футуризм» на уроках литературы в старших классах 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 30
ПРИЛОЖЕНИЯ 33
Введение:
Овладеть сложными вопросами теории литературы, которые нашли отражение в программах по предмету, который учитывает школьную специфику и требования преподавания литературы, помогает теоретико-литературный курс (5-11 классы). Нет нужды говорить о том, насколько в действительности важным и нужным является для школы упомянутый теоретический курс, ведь каждый учитель, и ученики, особенно старших классов, прекрасно ориентируясь в произведении, не говоря уже о его профессиональном анализе, без опоры на теоретический минимум подобных знаний, освоить его просто не могут.
Соответственно, чем глубже будет этот «минимум», чем больше он будет стремиться к «максимуму», тем более основательным и квалифицированным он будет, тем, в конечном итоге, полнее и четче будет представление ученика об этом произведении, о характере связанного с ним авторского замысла и оригинальности формы художественного воплощения – к чему мы и стремимся, изучая произведения художественной словесности [3, с. 22].
Общие принципы и приемы изучения элементов теории литературы в школе обоснованы в фундаментальных трудах академика С. Голубкова. Освещают особенности изучения теоретико-литературных понятий ученые Е. Васильев, А. Галича; известные психологи Л. Выготский, П. Гальперин, В. Давыдов, Д. Ельконин, О. Леонтьев, С. Рубинштейн, М. Тализина, которые в своих работах анализируют механизм и специфику поэтапного процесса формирования теоретических понятий у учащихся. В методике преподавания литературы проблемы изучения теоретико-литературных вопросов исследовали О. Бандура, А. Богданов, Г. Беленький, Г. Ионин, Н. Корст, М. Рыбникова, Б. Степанишин.
Объект данного исследования – теоретико-литературное понятие футуризма, предмет исследования – формирование понятия футуризма на уроках литературы в старшей школе.
Цель исследования – изучение особенностей формирования понятия футуризма на уроках литературы в старшей школе.
Для достижения указанной цели исследования необходимо выполнить ряд заданий:
1) рассмотреть литературное понятие и методы его формирования на уроках литературы;
2) уточнить понятие футуризма и его место в программе изучения литературы в старшей школе;
3) исследовать принципы и последовательность формирования теоретико-литературных понятий в старшей школе;
4) осуществить анализ содержания учебников по литературе для старшей школы;
5) рассмотреть методику формирования понятия «футуризм» на уроках литературы в старших классах.
Теоретическое значение курсовой работы состоит в том, что уточнено обозначение теоретико-литературного понятия футуризма, рассмотрены принципы и последовательность формирования теоретико-литературных понятий в старшей школе.
Практическое значение работы состоит в разработке методических приемов формирования понятия «футуризм» на уроках литературы в старших классах и возможности их применения в учебно-воспитательном процессе в старшей школе.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав – теоретической и практической, заключения, списка использованных источников и приложений.
Заключение:
В ходе работы над исследованием особенностей формирования понятия «футуризм» были проанализированы теоретические и методические предпосылки. Теоретико-литературные понятия – это категории литературоведения, которые называют явления художественной литературы. Формирование таких понятий у учащихся является важнейшей задачей курса литературы в школьном обучении. Теория литературы в современной школе является частью общего курса литературы.
В исследовании осуществлен анализ программ по литературе для старшей школы, определено место понятия «футуризм» в рамках программы по литературе для 11-х классов. Выяснено, что футуризм изучается как направление модернизма наряду с другими литературными течениями, такими как символизм, акмеизм и т.д. Программа отводит отдельную тему для исследования теоретико-литературных понятий в рамках блока «Модернизм».
Кроме того, мы проанализировали также футуризм как литературоведческое понятие, определили, что футуризм, отрицая старый мир и идеалы классического искусства, искал новые, современные параметры красоты, ориентируясь при этом на традицию. Отбрасывая традиции «классических предков», русский футуризм искал традиции, которые бы очистили сознание от возникших за столетия стереотипов. Отсюда интерес к народному творчеству с его жизнеутверждающей энергией и к народному искусству, чуждому академизма. Понимая искусство как сферу абсолютной свободы для художника, футуристы выступали за изобретательство на основе интуиции, которая позволяет выйти за границы сознательно-разумного мышления и создать принципиально новые художественные формы.
Во второй главе исследования осуществлен анализ методических предпосылок формирования теоретико-литературного понятия «футуризм» в старшей школе, выяснены принципы и этапы формирования понятия. Также в работе осуществлен анализ учебников по литературе для 11-го класса, вследствие чего было выявлено, что не учебники уделяют понятию «футуризм» достаточное внимание. В целом, учебники, используемые для преподавания литературы в 11-м классе современной российской школы недостаточно полно освещают понятие «футуризм», уделяя ему достаточно поверхностное внимание. В учебниках отсутствует четкая структуризация течений модернизма, часто связанные между собой единой эпохой и единым литературным периодом понятия символизма, акмеизма, символизма, футуризма подаются разрозненно.
Для компенсации недостатков действующих учебников нами были предложены приемы и методы формирования понятия «футуризм» в старшей школе. В частности, был предложен метод систематизации материала при помощи таблиц, схем, «ассоциативного куста», методики Mind Maps. Рассмотрен потенциал использования презентаций Power Point, видео и фото материалов для формирования у учащихся представлений о футуризме как литературном течении. Предложены творческие методы обучения, такие как написание сочинений, синквейнов, стихотворений, создание проектов, коллажей, рисунков и т.д. Рассмотрен обширный потенциал интерактивных методов обучения, приемы проблемного обучения как средство активизации внимания учеников, повышения их интереса к теме и мотивации.
В целом, в исследовании были выполнены все задачи, соответственно – достигнута основная цель исследования. Перспективами дальнейших исследований может стать изучение инновационных педагогических технологий в процессе формирования теоретико-литературных знаний на уроках литературы в современной школе.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ИЗУЧЕНИЕ ФУТУРИЗМА В КОНТЕКСТЕ УРОКОВ ЛИТЕРАТУРЫ В СТАРШЕЙ ШКОЛЕ
1.1. Литературное понятие и методы его формирования на уроках литературы
В условиях современной школы одним из важных направлений образования является гуманитарный, в котором определяющее место занимает литература как искусство слова. Должное внимание должно уделяться художественным закономерностям развития литературы, в основе которых лежит освоение теоретико-литературных знаний. Между отдельными теоретическими понятиями должна существовать тесная связь и преемственность, органично связанные с соответствующим уровнем знаний, умений и навыков учащихся, то есть с ключевыми компетенциями.
Понятие ключевых компетентностей разработаны отечественными и зарубежными учеными (Н. Бибик, В. Болотов, Д. Даниел, И. Ермакова, И. Зимня, В. Кальней, Д. Равен и др.). Они рассматриваются как комплекс способов деятельности, усвоенных в различных предметных областях на разных возрастных этапах, и которые в конечном счете, на выходе из основной школы, должны привести к формированию у ребенка обобщенных способов деятельности, применимых в любой деятельности, независимо от предметной сферы. Эти обобщенные способы – компетентности – делятся на более конкретные – компетенции [1, c. 5-6].
Ключевые компетентности раскрываются в готовности человека применять усвоенные знания, учебные умения и навыки, способы деятельности для решения практических, познавательных, коммуникативных задач. Они востребованы в различных видах человеческой деятельности и свидетельствуют о качестве образования, а также воплощены в действующей программе по литературе в следующих направлениях:
социальные компетентности (активное участие в общественной жизни, способность найти, сохранить и развить себя как личность, развитие коммуникативных качеств; способность решать проблемы, формирование мировоззренческих и общечеловеческих ценностных ориентиров);
мотивационные компетентности (развитие творческих способностей, способности к обучению, самостоятельности мышления);
функциональные компетентности: эстетическая, культурологическая, языковая, коммуникативная (умение оперировать приобретенными знаниями, сформированными навыками, использовать их в практической жизни) [5].
Однако среди названных компетентностей в программе по изучению литературы не разрознены предметные и надпредметные компетентности. Не выделены в программе и читательская компетентность, хотя она является главной из тех, которые должны формироваться при изучении литературы в школе.
Предметная компетентность связана со специфическими для того или иного школьного предмета умениями и навыками. Поэтому главной задачей литературы как школьного предмета является формирование читательской компетентности – «способности к творческому чтению, усвоению художественного произведения на личностном уровне, умения вступать в диалог «автор-читатель», интересоваться мыслями и чувствами героев, отмечать и оценивать преимущества языка художественных произведений; пользоваться основными литературоведческими понятиями» [5, с. 345].
В целом читательская компетентность формируется путем чтения художественных произведений, их анализа, воспроизведения элементов текста, создания собственных высказываний и т. п. Частью читательской компетентности является теоретико-литературная компетенция учащихся, которая формируется в неразрывном единстве с ней.
В. Снегирева, проанализировав учебные тексты по теории литературы и учебниках для 5-6 классов, отмечает, что они являются самыми сложными для усвоения учащимися, поскольку раскрывают предметно-понятийное содержание знаний, содержат информацию высокого уровня абстрактности и обобщенности. Понимание таких текстов предусматривает осуществление сложной системы умственных операций, которые не всегда под силу младшим подросткам. Исследовательница считает, что оптимальной является «такая организация учебного материала по теории литературы в учебниках, в рамках которой изучение того или иного литературоведческого понятия привязывается к конкретному художественному произведению, на примере которого не только наиболее ярко раскрывается сущность определенного понятия, но и оперирование этим понятием помогает полнее понять идейно-художественное содержание произведения» [6, с. 389].
Литературный материал, который изучают в школе, содержит теоретико-литературную составляющую. Теоретико-литературные понятия следует выяснять с середины текста, постепенно детализировать их, применяя научный инструментарий для литературоведческого анализа, систематизируя, побуждая учеников воплощать теоретические знания в образы во время своей творческой работы.
Теория литературы в содержании школьного литературного образования дает школьнику возможность для литературоведческого анализа художественного текста, освоения его идейно-тематической основы и художественной формы. Школьная программа предполагает усвоение учащимися определенного объема теоретико-литературных понятий – категорий литературоведения, которые называют явления художественной литературы.