Курсовая с практикой на тему Формирование положительной мотивации у подростков в обучении народно-сценическому танцу.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 5
ГЛАВА 1
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ
К ОБУЧЕНИЮ ХОРЕОГРАФИИ У ПОДРОСТКОВ.. 7
1.1
Положительная мотивация как феномен в психолого-педагогической литературе: сущность и содержание. 7
1.2 Проблема
формирования мотивации у подростков к изучению народно-сценического танца. 11
ГЛАВА 2
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ИССЛЕДОВАНИЮ МОТИВАЦИИ У
ПОДРОСТКОВ В ОБУЧЕНИИ НАРОДНО-СЦЕНИЧЕСКОМУ ТАНЦУ
(на примере коллектива) 15
2.1
Педагогические приемы развития мотивации в обучении подростков народно-сценическому танцу. 15
2.2
Диагностика участников хореографического коллектива подросткового возраста по
выявлению уровня мотивации к изучению народно-сценического танца 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 23
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ.. 25
ПРИЛОЖЕНИЕ. 27
Введение:
Сегодня народный танец
обрел новые сценические формы самодеятельной и профессиональной жизни на сцене.
Виртуозность прыжков, вращений и танцевальных трюков доведена до совершенства в
профессиональных хореографических коллективах.
К сожалению, интерес к
народно-сценическим танцам среди молодежи несколько угас. Нынешняя молодежь
ориентируется в основном на современные танцы и эстраду.
Актуальность
исследования вытекает из вопроса о том, какое
место занимает народное исполнительство в танцевальном искусстве наших дней.
Наблюдается тенденция в любительских хореографических коллективах народного
танца утраты сложной лексики национального танца. Вследствие всего этого
народный танец уже не столь популярен в подростковой среде и находится на
определенной стадии кризиса, что требует конкретных подходов для положительной
мотивации у подростков в обучении народно-сценическому танцу.
Воспитание исполнителя
народного танца процесс длительный, требующий от преподавателя
целенаправленного и методически выстроенного педагогического процесса, а от
исполнителя – понимания всей сложности этого процесса и желание постигать
новое.
Проблемой данного исследования является
воспитание исполнителя, владеющего техникой народного танца.
Вопросы, касающиеся
данной темы, раскрываются в специальной
методической литературе по организации хореографического творчества в
работах таких авторов как Заикин Н.И., Бухвостова
Л.В., Щекотихина С.А. и др.
Методологической базой
для написания работы послужили следующие источники: Алексеева В.В. «Что такое искусство?», Бакланова Н.А. «Профессиональное
мастерство работника культуры: Учебное пособие», Барышникова, Т. «Азбука
хореографии. Учебное пособие», Захаров Р. «Сочинение танца: страницы педагогического
опыта», Каргин А.С. «Воспитательная работа в самодеятельном художественном
коллективе: Учеб. Пособие для студентов культ. -просвет. фак. вузов культуры и
искусств», Карпенко, В. Н. «Народно-сценический танец: монография» и другие.
Цель
исследования: изучить специфику формирования
положительной мотивации у подростков в обучении народно-сценическому танцу.
Объектом
исследования: народно-сценический танец.
Предмет
исследования: положительная мотивация у подростков в
обучении народно-сценическому танцу.
Задачи:
1. Изучить понятие
положительная мотивация как феномен в психолого-педагогической литературе.
2. Рассмотреть проблемы
формирования мотивации у подростков к изучению народно-сценического танца.
3. Рассмотреть
педагогические приемы в обучении подростков народно-сценическому танцу.
4.Провести
диагностическое исследование по выявлению уровня мотивации у подростков к
изучению народно-сценического танца.
Теоретическая и
практическая значимость работы определяется тем, что материалы исследования
могут использоваться в дальнейшем изучении данной темы, а также в качестве
пособия для преподавания предмета по сценическому танцу.
Исследовательская работа
состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
Заключение:
В первой части работы рассматривались
теоретические аспекты развития положительной мотивации к хореографии у
подростков.
Согласно
исследованиям, проведенным Андерсом Эрикссоном, мотивация является важным
предвестником успеха. Самыми успешными становятся те, кто постоянно
продолжает двигаться к своей цели. Люди, обладающие высокой мотивацией,
как правило, подготовлены наилучшим образом и обладают максимальной производительностью,
что в итоге приводит к положительным результатам. Легче всего быть
мотивированным в отношении деятельности, которой вы страстно
увлечены. Поэтому важно задавать себе вопрос: что вас сильно заводит, а
что навевает на вас скуку? Занимаясь любимым делом, человек не только будет
мотивирован, но также сможет привлечь к своей деятельности других людей, и
получить поддержку, необходимую для выполнения, задуманного.
Обучение хореографии в коллективе
народно-сценического танца отличается от занятий в танцевальных студиях. Здесь
у работы хореографа более широкий круг воспитательных задач, мотивирующих
подростков к занятиям народно-сценическими танцами.
Репертуар
самодеятельного хореографического коллектива должен быть педагогически
обоснованным, устойчивым, разнообразным в творческом и художественном
отношении, что несомненно будет способствовать формированию мотивации у
подростков в процессе обучения народно-сценическому танцу.
Во второй части работы проведено
диагностирование мотивации у подростков к изучению народно-сценического танца
на примере коллектива «Волга» г. Волгоград.
Неудовлетворенность
занятиями приводит к снижению интереса к творчеству, а значит, снижает
эффективность занятий, их отдачу. Для более эффективной репетиционной работы
необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого исполнителя, как с
точки зрения личной, так и психологической и артистической подготовки, что в
конечном итоге способствует мотивации обучению национальному танцу у подростков.
В результате
проведенного нами эксперимента подтвердилась выдвинутая нами гипотеза о том,
что методы преподавания народно-сценического
танца влияют на мотивацию подростков к его изучению.
Подводя итог, можно
сделать вывод, что творческий процесс хореографа традиционно делится на два этапа:
создание идеи и ее реализация. Первый определяется общими умениями (ученость,
мировоззрение, потребность в художественном творчестве), второй требует особых
навыков и умений, навыков, которые используются осознанно.
Танец может стать
искусством, а может и не стать, и это зависит от того, насколько продуктивной
была его идея, от предмета, определившего идею и решение. Насколько артистична
каждая из составляющих: музыка, драма, хореография, художественное решение и
актерская игра. Как все эти компоненты были подчинены руководящему принципу
всего творения — танцу, что позволило создать художественное целое —
сценическое хореографическое произведение. Тогда наблюдатель, который наблюдает
танец, будет видеть и слышать отдельного человека, но не изолировать его, а
воспринимать целое и читать через этого нового ребенка, рожденного многими, то,
что исполнитель сказал ему эмоционально, то есть на языке танец, какой хотели и
могли рассказать ему авторы хореографического произведения.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ
МОТИВАЦИИ К ОБУЧЕНИЮ ХОРЕОГРАФИИ У ПОДРОСТКОВ 1.1 Положительная мотивация как феномен в
психолого-педагогической
литературе: сущность и содержание Мотивация – это совокупность внутренних и внешних факторов,
которые стимулируют желание и энергию человека на поддержание интереса и
посвящение его определенной деятельности либо приложение усилий для достижения
цели [17].
Мотивация – это готовность делать что-то. Мотивация возникает
в результате взаимодействия как сознательных, так и бессознательных факторов,
таких как стремление или потребность, ценность вознаграждения, ожидания
индивида. Эти факторы и являются причинами, по которым человек ведет себя
определенным образом [17].
По
словам Стивена Прессфилда «в какой-то момент боль от того, что вы ничего не делаете, становится
сильнее, чем боль, возникающая в результате ваших действий» [17].
Сегодня это понятие
понимается по-разному разными учеными. Кто-то считает, что мотивация — это
совокупность процессов, отвечающих за мотивацию и активность. Другие определяют
мотивацию как набор мотивов — идеальных или материальных объектов, достижение
которых является смыслом деятельности. Для человека причина проявляется в виде
определенных переживаний, которые могут характеризоваться положительными
эмоциями, возникающими в результате достижения этой цели, или отрицательными
эмоциями, связанными с неудовлетворенностью в данной ситуации. Чтобы понять,
почему, вам нужно провести серьезную внутреннюю работу. Мотивация — сложное
психологическое явление, объясняющее ее многообразие.
Проблема развития
мотивации к учебной деятельности является наиболее актуальной проблемой
психологии и педагогики. Эта проблема привлекала и привлекает не только важных
представителей психологии, педагогики и социологии. Диагностика и сущность
мотивации к учебной деятельности разработаны в трудах А.Н. Леонтьев, Ю.К.
Бабанский, С.Л.Рубинштейн, Г.И.Щукина, Л.И. Божович, П.М. Якобсон, В.С. Ильин,
А.К. Маркова и др. Исследования с участием ученых показывают структуру
мотивации учебной деятельности, механизм возникновения учебных мотивов, а также
роль мотивации в реализации учебной деятельности.
Различают типы мотивации учебной
деятельности:
Внешняя мотивация — это
мотивация, не имеющая отношения к содержанию какой-либо деятельности, но
обусловленная внешними по отношению к ребенку обстоятельствами (необходимость
ходить в школу и т. д.);
Внутренняя мотивация —
мотивация, связанная с содержанием деятельности, а не с внешними
обстоятельствами (занятия в дополнительных учебных объединениях, потому что это
дает положительные эмоции и т. д.);
Положительная мотивация —
это мотивация, основанная на положительных стимулах (если я не темпераментен,
родители разрешат мне сыграть в компьютерную игру и т. д.);
Отрицательная мотивация —
мотивация, основанная на отрицательных стимулах (если я не капризничаю,
родители меня не ругают и т. д.);
Устойчивая мотивация —
мотивация, основанная на естественных потребностях человека (утоление жажды,
голода и т. д.);
Неустойчивая мотивация —
это мотивация, которая требует постоянной внешней поддержки (мотивация учиться
и учиться с младшими школьниками и т. д.).
Устойчивая и нестабильная
мотивация также различается по типу. Существует два основных типа мотивации: «к
чему-то» или «от чего-то» (это часто также называют «методом кнута и пряника»).
Но есть и другие виды
мотивации:
Индивидуальная мотивация,
направленная на поддержание саморегуляции (жажда, голод, избегание боли,
поддержание температуры и т. д.);
Групповая мотивация
(забота о потомстве, поиск своего места в обществе, поддержание структуры
общества и т.п.);
Познавательная мотивация
(игровая деятельность, исследовательское поведение).
Виды мотивации: [17]
1. Стимул. Это тип
мотивации, включающий вознаграждения, как денежные, так и нематериальные.
Многие люди мотивированы знанием того, что они будут вознаграждены определенным
образом в результате достижения цели. Различные виды поощрений и бонусов
являются хорошими примерами стимулов, используемых для мотивации.
2. Страх. Мотивация
страха связана с возможностью наказания или появления неблагоприятных
последствий. Этот тип мотивации часто используется, когда побуждающая мотивация
не работает. Вы наверняка не понаслышке знаете метод «пряник и наказание», в
котором поощрение — это пряник, а кнут — страшный инструмент. Этот тип
мотивации часто используется в системе образования, а также в профессиональной
сфере для регулирования поведения сотрудников. Если студент или сотрудник
нарушает установленные для них правила или не достигает поставленной цели, к
ним будут применяться негативные меры стимулирования.
3. Достижение. Мотивацию
к достижению также часто называют стремлением к компетентности. Мы стремимся к
достижению целей и сталкиваемся с новыми вызовами. Мы хотим улучшить свои
навыки и доказать свою компетентность как другим, так и себе. Как правило,
мотивация достижения — это по своей сути человеческий спутник. Однако при
определенных обстоятельствах мотивация достижения может включать потребность во
внешнем признании. Мы часто хотим или должны получать положительную оценку
нашего окружения: близких нам людей, коллег и т. Д. Эта потребность может
включать в себя что угодно, от материальных стимулов до простого рукопожатия за
хорошо выполненную работу.
4. Саморазвитие.
Потребность в самосовершенствовании — очень сильная внутренняя движущая сила.
Мотивация к саморазвитию лучше всего проявляется в стремлении к переменам.
Конечно, не все из нас, но многие из нас стремятся улучшить свой внутренний
мир, а также свое тело.
Большинство из нас
обусловлены собственной личностью или воспитанием, которые становятся отправной
точкой для осуществления изменений в нашей внутренней сущности, знаниях или
внешней среде, потому что застой – это не тот показатель, которому следует
придерживаться.
5. Мощность. Мотивация к
власти может принимать форму желания контролировать свою жизнь или
контролировать окружающих. Мы стремимся развивать способность влиять на нашу
жизнь сегодня, а также улучшать условия жизни в будущем. Кроме того, мы часто
пытаемся контролировать других людей, и у некоторых из нас это желание
контролировать других гораздо более развито, чем у других. Иногда ярко выраженное
стремление к власти заставляет людей вести себя негативно, аморально или даже
незаконно. В других ситуациях стремление к власти — это просто желание влиять
на других. Мы чувствуем потребность людей делать то, что мы хотим и как хотим.
6. Общество. Многие люди
мотивированы социальными факторами. Это может быть желание принадлежать и быть
принятым определенной группой людей или желание взаимодействовать с другими
людьми в разных сферах. У людей есть врожденная потребность чувствовать связь с
другими, а также потребность в принятии и принадлежности к обществу.
Другой формой социальной
мотивации может быть искреннее и страстное желание внести свой вклад в жизнь
других. Если у вас есть желание изменить окружающий мир, это обычно признак
социальной мотивации.
Одним из самых
удивительных свойств мотивации является то, что она часто возникает после
совершения новых действий, а не до них. У людей распространено заблуждение, что
мотивация возникает из-за пассивного просмотра мотивационного видео или чтения
вдохновляющей книги. Однако активное вдохновение — гораздо более сильная
мотивация.
В большинстве случаев
мотивация — это результат действия, а не его причина. Первый шаг в новом
бизнесе — это форма активного вдохновения, которая дает толчок к дальнейшим
действиям. Движущиеся объекты, как правило, остаются в движении. Покоящиеся
объекты, как правило, остаются неподвижными (первый закон Ньютона).
Таким
образом, как только вы оттолкнулись от состояния бездействия, вам намного легче
продолжить движение вперед. Почти все трудности для решения какой-либо задачи
находятся в самом начале. Но после того, как вы уже начали, прогресс происходит
более естественно. Другими словами, часто легче выполнить задачу, чем положить
начало ее выполнению. Поэтому одним из ключей к мотивации является упрощение
начальной стадии.