Курсовая с практикой на тему Формирование положительного отношения к обучению у подростков
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПОДРОСТКОВ 5
2. СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К ОБУЧЕНИЮ 14
2.1 Специфика положительного отношения к обучению 14
2.2 Методы формирования положительного отношения к обучению у подростков 18
2.3 Анализ педагогического опыта для формирования положительного отношения к обучению у подростков 20
3. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К ОБЧУНИЮ У ПОДРОСТКОВ 25
3.1 Диагностика отношения к обучению у подростков 25
3.2 Экспериментальная работа по формированию положительного отношения к обучению у подростков 34
3.3 Методические рекомендации по формированию положительного отношения к обучению у подростков 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 48
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………..50
Введение:
Актуальность исследования. Одна из важных задач, которая стоит перед психологией и педагогикой, заключается в формировании активной личности, которая будет мотивированна на деятельную жизненную позицию. В связи с этим необходимым считается изучение роли положительного отношения к обучению у подростков.
Отмечается, что становление субъекта деятельности, который способен сознательно ставить жизненные цели и добиваться их, обеспечивается мотивацией достижения, отражающей ценностное отношение индивида к себе как к личности и к учебной деятельности.
На актуальность изучения так же указывает тот момент, что в подростковый период формирование такого качества как мотивация, которая во многом и формирует положительное отношение к обучению, представляется в группе социально важных, поскольку оказывают влияние на реализацию личности в социуме, построение межличностных отношений, достижений в поставленных целях и т.п.
Проблема положительного отношения к обучению одна из стрежневых в психологии. Большое количество монографий как отечественных (В.Г. Асеев, В.И. Ковалев, А.Н. Леонтьев, Д.И. Узнадзе), так и зарубежных авторов (Г. Холл, Л. Мюррей, А. Маслоу, Х. Хекхаузен и др.) посвящено изучению и разработке данному вопросу. Среди отечественных ученых проблемой формирования положительного отношения к обучению у подростков занимались В.С. Выготский, В.В. Давыдов и Д.Б. Эльконин.
Объект исследования – формирование положительного отношения к обучению.
Предмет – формирование положительного отношения к обучению у подростков.
Цель исследования – изучить способы формирования положительного отношения к обучению у подростков.
Для достижения поставленной цели, нами был сформулирован ряд задач:
1) дать психолого-педагогическую характеристику подростков;
2) выявить специфику положительного отношения к обучению:
3) изучить методы формирования положительного отношения к обучению у подростков;
4) проанализировать современный педагогический опыт формирования положительного отношения к обучению у подростков;
5) диагностировать отношение к обучению у подростков;
6) провести экспериментальную работу по формированию положительного отношения к обучению у подростков;
7) разработать методические рекомендации по формированию положительного отношения к обучению у подростков.
Методы исследования: теоретический анализ и обобщение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, эмпирические (анкетирование, педагогическое наблюдение, педагогический эксперимент), методы статистической обработки данных исследования.
Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений. Первая глава посвящена психолого-педагогической характеристике подростков. По второй главе раскрывается содержание и структура положительного отношения к обучению у подростков. В третьей главе содержится эмпирическое исследование формирования положительного отношения к обучению у подростков.
Заключение:
Основной особенностью подросткового возраста является проявление мощного подъема жизнедеятельности и глубокой перестройки всего организма. В этот период протекает не только физическое развитие человека, но также и интенсивное формирование личности, наблюдается энергичный рост моральных и интеллектуальных сил. Притом, говоря о возрастных особенностях психики, то они отличаются широкой вариативность, основой которой являются разные индивидуальные варианты конкретных условий жизни и деятельности обучающегося, его воспитания и обучения.
Таким образом, можно сделать вывод, что положительное отношение к обучению необходимо рассматривать как динамический аспект поведения, под влиянием которого индивид вступает в учебную деятельность. Более конкретно положительное отношение к обучению можно объяснить, как активный процесс направления поведения человека к предпочитаемой ситуации или объекту. При этом мотивы обучения оказывают значительное влияние на поведение человека как личности и на его социальную роль. В сознании человека мотивы становятся целью, на которую, в конечном счете, направляется его поведение и действия.
В педагогической практике используются различные методы, которые способствуют формированию положительного отношения к обучению у подростков. Среди них: дидактические игры, ситуация успеха, соревнования, методы проектов и проблемных ситуаций.
Проанализировав современный педагогический опыт, мы определили, что для формирования положительного отношения к обучению у подростков учителя используют страноведческие и культурологические материалы, игры, музыку и пение, викторины, конкурсы, самостоятельную работу учеников на уроке, проблемные методы обучения, мультимедийную презентацию, интернет, проектную методику, наглядные пособия, внеклассные мероприятия, регулярный контроль знаний и доброжелательное отношение к подросткам.
В ходе эмпирического исследования мы провели диагностику отношения к обучению подростков на базе Средней общеобразовательной школе № 32. В исследовании приняли участие ученики десятого класса в количестве 18 человек возрастом 16-17 лет. Диагностика отношения к обучению проводилась по двум методикам: «Беседа о школе» (Н.Г. Лусканова), «Что мне нравится в школе» (А.И. Баркан, Ю.А. Полуянов). Выбранные методики в комплексе позволят оценить отношение к обучению у подростков.
Результаты диагностики уровня мотивации к учебной деятельности школьников показали, что большинство подростков положительно относится к школе и учебным занятиям. Меньшая часть подростков имеет высокий и хороший уровень мотивации. И, к сожалению, чуть меньше половины подростков высказывают негативное отношение к учебе и низкую мотивацию к образовательной деятельности. Методика «Что мне нравится в школе» показала, что чуть больше половины подростков уровень мотивации к познавательному процессу высокий. Но у многих от остается на низком уровне, а у некоторых испытуемых вообще отсутствует. Результаты эмпирического исследования показали необходимость формирования положительного отношения к обучению у подростков.
В рамках данного исследования мы провели экспериментальную работу, в ходе которой применяли методы и приемы, способствующие формированию положительного отношения к обучению. В частности, мы использовали игры, викторины и конкурсные тесты с поощрительными призами. После проведения экспериментального обучения, мы оценили его эффективность путем проведения повторной диагностики испытуемых. Сравнительный анализ проведения исследования до и после экспериментальной работы показал, что в классе большее количество учеников имеют максимальный уровень мотивации, лишь меньшая часть детей показали хорошую и низкую мотивацию. Отсутствие мотивации к обучению не продемонстрировал ни один подросток. Формирование положительного отношения к обучению в классе привело к лучшей успеваемости школьников, увеличению их познавательного интереса и желанию изучать школьные дисциплины более углубленно. Учитывая результаты исследовательской работы нами были разработаны методические рекомендации по формированию положительного отношения к обучению у подростков.
Фрагмент текста работы:
. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПОДРОСТКОВ
Подростковый возраст является периодом для выработки взглядов и убеждений, формирования мировоззрения молодого поколения. Это время, связанное с необходимостью самоопределения, которое сказывается на возникновении потребности разбираться в себе и в окружении.
Так, подросток проходит период начальной стадии физической зрелости и завершающийся этап полового развития. К этому времени существует готовность к большим физическим и умственным нагрузкам [2, 84].
Особенность подросткового возраста заключается в том, что ребенок вступает в новую социальную среду сразу после перехода в старшую школу. В это время отмечается кризис освобождения от детской зависимости. Происходит «врастание» в культуру, когда открывается свое «Я», появляется рефлексия, осознание человеком своей индивидуальности. Так же этому периоду характерно возникновение стремления к созиданию, что проявляется в сфере осваиваемых идей и знаний. В этом возрасте моральные ценности и такие качества личности как самостоятельность, смелость и воля, становятся объектом самовоспитания [3, 93].
Особой психологической характеристикой подросткового возраста считается направленность в будущее. При этом, такое положение относится к разным сторонам психической жизни. Подростки стоят на пороге социальной взрослости и у них появляются конкретные жизненные планы и соответствующие им мотивы [5, 59].
Подростковый возраст является возрастом формирования собственных взглядов и отношений, поиска самоопределения. В этом выражается самостоятельность юношей и девушек [6].
Что касается учебной деятельности, то она становится учебно-профессиональной, реализуя профессиональные и личностные устремления старшеклассников. Ведущая роль отводиться мотивам, которые связаны с самоопределением и подготовкой к самостоятельной жизни, с последующим образованием и самообразованием. Такие мотивы получают личностный смысл и становятся значимыми.