Курсовая с практикой на тему Формирование педагогической культуры родителей младших школьников
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Глава 1. Теоретические основы формирования педагогической
культуры родителей младших школьников.
1.1. Сущность понятий «культура», «педагогическая
культура»
1.2. Особенности формирования педагогической культуры
родителей младших школьников
2.1. Опыт СОШ№56 Московской области
2.2. Педагогические принципы взаимодействия семьи и школы
Введение:
На сегодняшний день тема
повышения педагогической культуры родителей младших школьников является
актуальной. От знаний психолого-педагогических основ зависит полноценное
всестороннее развитие детей, соответствующее требованиям, которые выставляет
общество. «Только вместе с родителями, общими усилиями, учителя могут дать
детям большое человеческое счастье», писал В.А. Сухомлинский [38].
В последние годы нередко
можно заметить взаимные претензии родителей и школы друг к другу в аспекте
воспитания и образования детей. Не всегда сторонами осознаётся степень
значимости консолидации усилий в процессе воспитания и образования детей.
Зачастую родительские собрания проводятся лишь для того, чтобы ознакомить
родителей с отметками их детей и сообщить о необходимости сдачи денег на какие-либо
нужды (ремонт, охрана). Это является одним из факторов отказа родителей
посещать родительские собрания и другие мероприятия в школе, следовательно,
никакого диалога между родителями и коллективом школы не выстраивается.
Семья вместе со школой
создаёт тот важнейший комплекс факторов и условий воспитывающей среды, который
определяет эффективность всего образовательного процесса. Вот почему при
большом многообразии обязанностей работа школы с семьей столь значительна в
педагогической деятельности. Если школа сделает родителей своими союзниками, то
она станет сильнее во всех отношениях и добьётся более ощутимых результатов в
воспитании учащегося.
Возможности родителей
создать в семье благоприятные условия для развития ребёнка зависят от развития
и углубления их педагогических представлений. При этом значительную роль
повышения уровня знаний играет образовательное учреждение. Этот факт дает нам
основание считать позитивную динамику уровня педагогических знаний родителей
показателем эффективности воспитательного процесса в школе, показателем его
результативности.
Среди факторов, влияющих
на формирование педагогической культуры родителей младших школьников,
выделяются:
— взаимное доверие во
взаимоотношениях между педагогом и родителями;
— соблюдение такта, чуткости,
отзывчивости по отношению к родителям;
— учет своеобразия
условий жизни каждой семьи, возраста родителей, уровня подготовленности в
вопросах воспитания;
— сочетание
индивидуального подхода к каждой семье с организацией работы со всеми
родителями группы;
— взаимосвязь разных форм
работы с родителями;
— одновременное влияние
на родителей и детей;
— обеспечение в работе с
родителями определенной последовательности, системы.
Исследованиями в области
необходимости повышения педагогической грамотности родителей занимались Ж. Ж.
Руссо [34], И.Г. Песталоцци [28], наши соотечественники А.И. Герцен [8], Н.А.
Добролюбов [9], Н.И. Пирогов [32], К.Д. Ушинский, П.Ф. Лесгафт [22], П.Ф. Каптерев
[12] и другие.
Взаимодействия семейного
и общественного воспитания прослеживались в работах В. А. Сухомлинского,
который считал, что успешная воспитательная работа совершенно немыслима без
системы педагогического просвещения, повышения педагогической культуры
родителей, которая является важной составной частью общей культуры [38].
Обновление,
преобразование, происходящее в системе образования, его демократизация,
вариативность, инновационные программы, обусловили необходимость поиска решения
проблем взаимодействия образовательного учреждения с семьей, создания условий
для повышения педагогической культуры родителей. Повышение педагогической
грамотности родителей рассматривается как профессиональная задача педагогов.
Одним из главных недостатков по данной проблеме является некомпетентность
педагогов по данному вопросу, и недостаточная выявленность эффективных
психолого-педагогических условий формирования педагогической культуры родителей
младших школьников.
В связи с этим можно
выделить противоречие между необходимостью повышения педагогической культуры
родителей младших школьников для успешности в обучении и развитии учащихся и
несовершенством компетентностей педагога в работе с родителями с целью
повышения их педагогической культуры.
Проблема исследования:
каковы психолого-педагогические условия формирования педагогической культуры
родителей младших школьников?
Цель исследования:
выявить и научно обосновать эффективные психолого-педагогические условия
формирования педагогической культуры родителей младших школьников.
Объект исследования:
формирование педагогической культуры родителей младших школьников.
Предмет исследования:
психолого-педагогические условия формирования педагогической культуры родителей
младших школьников.
Гипотеза исследования:
Формирование
педагогической культуры родителей младших школьников будет успешным, если:
— организация работы с
родителями младших школьников осуществляется на основе взаимодействия семьи и
школы;
— соблюдаются
педагогические принципы взаимодействия семьи и школы;
— обеспечивается
многообразие содержания и форм педагогического просвещения родителей младших
школьников.
Задачи исследования:
Выявить
психолого-педагогическую сущность формирования педагогической культуры
родителей младших школьников.
Определить особенности
формирования педагогической культуры родителей младших школьников.
Выявить критерии,
показатели, уровни сформированности педагогической культуры родителей младших
школьников.
Проанализировать
педагогический опыт формирования педагогической культуры родителей младших
школьников.
Выявить эффективные
психолого- педагогические условия формирования педагогической культуры
родителей младших школьников.
Методы исследования:
анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, анализ
педагогического опыта, обобщение, систематизация.
Теоретическая значимость
исследования состоит в изучении теоретических основ педагогической культуры и
ее формирования; в раскрытии показателей уровней сформированности
педагогической культуры родителей младших школьников и анализа педагогического опыта
по проблеме исследования.
Практическая значимость
исследования состоит в выявлении эффективных условии формирования
педагогической культуры родителей младших школьников.
Заключение:
Проблема формирования
педагогической культуры родителей приобретает особую актуальность как важное
условие эффективности и качества партнерского взаимодействия СОШ с родителями
воспитанников. Вопросы образования детей
дошкольного возраста, защиты их интересов и прав, партнерского взаимодействия
СОШ и родителей, социальных институтов освещены в положениях законов РФ и
других подзаконных нормативно-правовых актов.
Формирование педагогической культуры родителей
детей раннего возраста требует решения противоречий между ростом потребностей
современного общества в формировании педагогической культуры родителей детей
раннего возраста и недостаточностью психолого-педагогических наработок,
информационно-просветительской работы по указанному вопросу; между доступом родителей к актуальным
материалов в социальных сетях, Интернет-ресурсах, печатных изданиях по вопросам
воспитания детей раннего возраста и их недостаточной педагогической
компетентностью, в частности — готовностью овладеть этой информацией и
расширить опыт внедрения лучших практик, форм, методов и приемов семейного
воспитания.
В результате научного поиска определена
сущность понятий "педагогическая культура", "педагогическая
культура родителей", "формирование педагогической культуры
родителей", определены условия успешного воспитания детей в семье.
Фрагмент текста работы:
Глава 1.
Теоретические основы формирования педагогической культуры родителей младших
школьников
1.1. Сущность
понятий «культура», «педагогическая культура»
понятий «культура», «педагогическая культура»
О начале культурной
истории человечества пытались рассказать уже древние мифы. В мифах каждого
народа есть легендарные герои, которые учат людей овладевать культурными
достижениями. Так, Прометей научил людей пользоваться огнем, хотя в дальнейшем
судьба его сложилась трагически. Подобные мифы были призваны формировать идеал
человека, способного к самопожертвованию в утверждении добра, правды, истины, а
значит, выполняли воспитательную функцию. Представители древних цивилизаций
были свои понятия для обозначения того, что мы сейчас понимаем под культурой. В
Древнем Китае термин «вэнь» (культурность, цивилизованность, письменность) был
одним из центральных.
Идеалом воспитанного и
образованного человека был «благородный человек», который был гуманным в
отношениях с ближними, знал священные книги, ритуалы, умел себя вести в
соответствии с ними, был мудрым и справедливым, уважал старших (предков,
правителей, чиновников, родителей, старшего брата). В Древней Греции понятие
культуры отождествлялось с пайдеєю. По определению Платона, «пайдея» означала
руководство по изменению сущности человека благодаря обучению, образованию,
воспитанию в соответствии с традициями общества [24, с. 12].
Понятие «культура»
возникает в Древнем Риме и происходит от латинских слов «colo», «cultio», что
означает возделывание, «colore» – обрабатывать, выращивать, а позже –
поклоняться и чтить богов или предков. Постепенно понятие «культура»
распространяется на такие сферы человеческой деятельности, как воспитание,
обучение [9].
Генезис понятия
«культура» может быть охарактеризована так: Марк Порций Катон (234-149 гг. к
н.е.) написал трактат о земледелии De agri cultura», где речь идет не просто об
обработке земли, а про обработку отдельного участка, что невозможно без особого
душевного настроя. Цицерон (106-43 гг. к н.е.) понимал культуру как мудрость,
философию («Тускуланские беседы» (45 г. к н.е.)). В эпоху Средневековья слово
«культура» продолжает использоваться в значении аграрного производства («agri
cultura»), но в других сферах человеческого бытия оно приобретает значение
«культа» («cultus»). С. Пуфендорф (1632-1694 гг.) употреблял этот термин как
самостоятельный для обозначения духовного мира человека, всего того, что
отличается от естественного.
Развил этот срок И.
Гердер (1744-1803 гг.). Он писал, что культура сплачивает людей, она является
результатом и стимулом развития общества («Идеи философии истории
человечества») [50].
Г. Гегель (1770-1831 гг.)
трактует культуру человечества в произведении «Феноменология духа» в ее
закономерном развитии как постепенное выявление творческих сил «Мирового
разума». Е. Тайлор (1832-1917 гг.) рассматривал культуру как совокупность ее
элементов: верований, традиций, искусства, обычаев и тому подобное. М. Рерих
(1874-1947 гг.) разделил понятия «культура» на две части: «культ» – почитание,
«ур» – свет, то есть почитание света. Итак, девиз М. Рериха «Мир через
культуру» расшифровывается как «Мир через почитание света», то есть утверждение
светлого начала в душах людей [30].
Современная культурология в определении сущности культуры оперирует более чем
300 дефинициями. Некоторые авторы даже иронизируют, что количество определений
культуры достигает количества социологов, антропологов, культурологов, которые
пытались дать определение этому понятию. На настоящем этапе культура
разделяется на два больших направления: личностного формирования человека и
универсального средства общественной жизни.
На современном этапе
термин «культура» является многозначным.
Культура – это:
• исключительно
человеческая деятельность, направленная на создание материальных и духовных
ценностей;
• степень образованности
и воспитанности;
• характеристика
определенного уровня духовной культуры, а в более узком смысле – характеристика
художественной культуры;
• эпоха в развитии
человечества и тому подобное.
В структуре культуры как
системы принято выделять базовые элементы. Они бывают двух видов – материальные
и духовные, однако границы между ними часто условные, искусственные, подвижные.
Материальная культура содержит в себе изучение быта, производственной
деятельности, а также физические объекты, созданные руками человека (артефакты)
[14, c. 13-14]. К элементам духовной культуры относятся: обычаи, законы,
образцы поведения, идеалы, навыки, ценности, знания, символы, которые наименее
направленные на непосредственное обслуживание практических нужд человека.
Разновидностью духовной культуры является художественная, а разновидностью
материальной – физическая [18, c. 14]. Культура имеет в себе как устойчивые,
так и изменчивые моменты. До устойчивого в культуре принадлежат традиции. Как
составляющие культурного наследия – способы мировосприятия, идеи, ценности,
обычаи, обряды и тому подобное. Традиции сохраняются и передаются от поколения
к поколению. Они существуют во всех формах духовной культуры, поэтому речь идет
о научные, религиозные, моральные, национальные, трудовые, бытовые и другие
традиции.
Основные функции
культуры: общественно-преобразующая, адаптационная, познавательная,
аксиологическая (ценностная), информационная, коммуникативная (диалог культур),
нормативная (дает образцы требуемого поведения), гуманистическая, человеко-созидательная
(социализация личности), семиотическая или символическая, воспитательная,
мировоззренческая, гедонистическая (направления на получение удовольствия,
наслаждения), интегративная [16, с. 112-115]. Основными признаками культуры
являются: • общность взглядов людей (культура определяет то, на что обращают
внимание группы людей); • относительность (не существует культурного
абсолютности); • культура возникает в социальной среде, ее нельзя
унаследовать); • коллективность (культура – коллективное явление, поэтому
достижения ее представителей является общечеловеческими ценностями и имеют
всеобщее значение) [43, с. 19]. Итак, культура – это специфическая форма
объединения людей и формирования духовного сознания отдельной личности.
Специфика культуры отражается в том, что она (культура) показывает, в какой
мере человек стал для себя и других человеком, как она чувствует и осознает
себя таковым.