Педагогика Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему Формирование ответственности у подростков

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ. 2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОТВЕТСТВЕННОСТИ СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ. 5
1.1 Ответственность как
морально-этическая, социальная и педагогическая категория, особенности ее
формирования в подростковом возрасте. 5
1.2 Средовые факторы
формирования ответственности старшего подростка в современном обществе. 13
Выводы к первому разделу. 19
ГЛАВА 2. ДИАГНОСТИКА
СФОРМИРОВАННОСТИ ОТВЕТСТВЕННОСТИ СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ. 20
2.1 Организация и методы
исследования. Анализ результатов первичной диагностики  20
2.2 Психологическая
программа, направленная на формирование ответственности у подростков. 27
2.3 Анализ результатов
повторной диагностики. 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 37
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 39

  

Введение:

 

Актуальность
темы. Современный социально-экономическое и
научно-техническое развитие общества приводит актуализацию ряда задач в области
образования и воспитания, направленных на подготовку человека к активной
трудовой и общественной деятельности, а также заставляет осмысливать
традиционные педагогические проблемы, учитывая реалии сегодняшнего дня.

Сегодня внимание педагогов-практиков
направляется на формирование в современных условиях разносторонне развитой,
жизненно активной личности, способной объективно познавать себя и мир,
постоянно совершенствоваться, эффективно взаимодействовать с другими людьми и
социальной средой, к которому она принадлежит, и при этом уметь управлять своим
поведением, анализировать свои поступки и отвечать за них. Ведь ответственность
является интегральной характеристикой личности, необходимой для ее
конструктивной жизнедеятельности как индивида и как социального существа.
Принимая на себя ответственность, человек самореализуется полезным для общества
способом, то есть совершает акт, имеющий положительное значение и для общества,
и для себя лично. Однако он будет в состоянии принимать адекватные этому
требованию решения и успешно выполнять их, только если подготовлена ​​к этому,
приобрела опыт ответственного поведения в соответствующим образом организованной
педагогической среде.

Степень
разработанности темы. Формирование у детей и молодежи
навыков жизни в социуме, самоуправляемой поведения постоянно привлекает
внимание ученых. Различные аспекты этой проблемы нашли отражение в трудах
философов (В. Андрущенко, Л. Губерский и М. Михальченко, И. Зязюн, В. Кремень и
др.), Психологов (Г. Балла [, И. Беха, М. Боришевский, А. Киричука, М. Савчина
и др.), ей посвящены исследования ученых педагогов А. Вишневского, И.
Головинского, С. Гончаренко, Л. Канишевский, А. Кузьминского, В. Лозовой, В.
Омельяненко, В. Сухомлинского, А. Сухомлинского, Н. Ткачевой, Г. Троцко, Т.
Тхоржевский, Т. Сущенко и др.

Психологические и педагогические
исследования, которые совершили зарубежные и отечественные ученые (И. Бех, Л.
Божович, Л. Выготский, И. Кон, К. Левин, А. Леонтьев, А. Макаренко, В.
Сухомлинский) свидетельствуют о том, что именно старший подростковый возраст
является благоприятным для понимания собственных психических качеств и рис,
моральной самооценки, самовоспитания, самовыражения, самоутверждения. Поэтому
привитие нравственных ценностей и проектирования и поведения на основе долга,
ответственности в этом возрасте является предпосылкой становления личности.

Вместе с тем, решение обозначенных выше
задач требует привлечения новых форм и методов воспитательной работы,
использование воспитательного потенциала различных направлений внешкольной
работы с детьми и подростками, сочетание в практике деятельности учреждений
художественного, технического, естественнонаучного, оздоровительного
направления задач как непосредственно-содержательного, соответствующего ведущим
целям учреждения, так и воспитательного характера.

Объект
исследования: теоретические основы формирования
ответственности старших подростков.

Предмет
исследования: динамика формирования ответственности
старших подростков в процессе реализации программы развития.

Цель:
разработать и апробировать программу, направленную на формирование
ответственности у подростков.

Гипотеза: ответственность
как личностный фактор оказывает влияние на выбор стратегий совладающего
поведения подростков.

Для достижения поставленной цели были
определены следующие задачи:

1. Изучить ответственность как
морально-этическую, социальную и педагогическую категорию, особенности ее
формирования в подростковом возрасте.

2. Рассмотреть средовые факторы
формирования ответственности старшего подростка в современном обществе.

3. Определить методы исследования и проанализировать
результаты первичной диагностики.

4. Разработать психологическую программу,
направленную на формирование ответственности у подростков.

5. Исследовать результаты повторной
диагностики.

Методы
исследования. Для достижения цели и задач исследования
были использованы взаимодополняющие общенаучные методы:

1. теоретические: анализ психологической
литературы;

2. экспериментальные: тестирование
(«Экспресс-диагностика ответственности» Прядеина В.П.,
«Многомерно-функциональная диагностика ответственности» Прядеина В.П.,
«Копинг-тест» Лазаруса Р.).

3. Качественно-количественные методы.

Методологическая база исследования
представлена работами Л.И. Дементий, К. Муздыбаева, Е.Н. Львовой, В.П.
Прядеина.

Практическая
значимость курсовой работы состоит в том, что в работе
проанализирован и систематизирован материал по проблеме ответственности,
выделены особенности проявления ответственности и совладающего поведения в
подростковом возрасте. Полученные в ходе исследования данные можно использовать
педагогам, психологам, родителям. А также, предоставленный нами материал могут
использовать студенты при подготовке к занятиям, при написании рефератов,
курсовых и дипломных работ.

Структура
исследования: курсовая работа состоит из введения, двух
глав, заключения и списка использованных источников.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

На основе анализа научных источников
установлено, что понятие ответственности является многогранным по содержанию и
рассматривается исследователями в области философии, социологии, психологии,
педагогики и других гуманитарных наук, поскольку оно касается основополагающих
принципов межчеловеческой взаимодействия.

В исследовании определена сущность понятия
«ответственность» как личностное качество, отражающий взаимозависимость
человека и социальной среды, обеспечивает сохранение и развитие ведущих
ценностей, характерных для гуманного взаимодействия в социуме, и проявляется в
психологически и социально зрелой поведении, конструктивной по содержанию и
социально положительной по форме.

Установлено, что старший подростковый
возраст является сложным в воспитании из-за изменения личностных и социальных
ориентиров развития личности; расхождение между мнимой и реальной степени
взрослости старших подростков; переход ценностной доминанты по учебной
деятельности на сферу межличностной коммуникации и рост субъективной влияния
сверстников в противовес снижение влияния взрослых.

Изучение и анализ педагогических работ по
проблеме воспитания ответственности позволяет характеризовать ответственность
детей старшего подросткового возраста как интегральное качество, которое определяется
их потребностями, мотивами, ценностными ориентациями и обуславливает
способность осуществлять контроль над своими действиями, направлять и
корректировать поведение в различных ситуациях жизнедеятельности, обеспечивая
оптимальное согласование между принятыми общественными нормами и правилами и
личностными запросами, переживают период переосмысления и упрочение.

По итогам первичного экспериментального
исследования были разделены испытуемые на две группы экспериментальную и
контрольную. В 48 экспериментальной группе подростков была реализована
психологическая программа «Ответственный подросток», направленная на формирование
ответственности. По итогам повторной диагностики были выявлены следующие
изменения у экспериментальной группы: выраженная ответственность повысилась на
5%, ситуативная на 10%, безответственность понизилась на 15%. Подобные
результаты проявляются в увеличении количества добровольно принятых новых
обязанностей, выполнении обещаний, проявлении заинтересованности,
самостоятельности во время выполнения задачи, а также более самостоятельным
преодолением трудностей и препятствий при работе, ростом положительных эмоций
при выполнении ответственных заданий.

У испытуемых с ситуативной
ответственностью больше всего увеличился когнитивный компонент (на 35%),
эмоциональный компонент (на 20%), регуляторный компонент (на 18%). Это говорит
о том, что испытуемые стали больше понимать и принимать ответственность, получать
положительные эмоции при выполнении ответственных дел и делать это с большей
охотой. Испытуемые стали более самостоятельными и не зависящими от внешних
причин. В совладающем поведении испытуемые экспериментальной группы активнее
используют такие стратегии совладания как поиск социальной поддержки,
планирование решения проблем, положительная переоценка.

Таким образом,
результаты проведенного исследования позволяют сделать вывод, что при повышении
ответственности у подростков изменились предпочтения в выборе совладания, что
свидетельствует о том, что подростки чаще ищут совета, поддержки со стороны
близких, родных, знакомых, больше ищут информацию в различных источниках для
преодоления проблемы. Активнее используют анализ проблемы, планируют свои
действия для выхода из сложившейся ситуации, учитывая прошлый опыт и имеющиеся
ресурсы для преодоления сложной ситуации, чаще стали использовать положительное
переосмысление ситуации для выхода из проблемы.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ

1.1 Ответственность как морально-этическая, социальная и
педагогическая категория, особенности ее формирования в подростковом возрасте

 Забота о личностное становление молодого
поколения — неравнодушного ко всему разнообразию социальных проблем, активного
в их преодолении — всегда остается первоочередной задачей государства,
поскольку касается ее будущего, является залогом сохранения и развития тех
морально-этических ценностей, которые лежат в основе всей системы отношений в
обществе обеспечивают его жизнеспособность и дальнейшее развитие. Такой подход
отражается в документах, регулирующих образовательно-воспитательную отрасль в России.
В частности, «Концепция национально-патриотического воспитания детей и
молодежи», очерчивая актуальные для современной педагогики проблемы,
подчеркивает доминанту формирования в личности ценностного отношения к
окружающей действительности и самого себя, активной по форме и моральной по
содержанию жизненной позиции, подчеркивая, что сегодня «идеалом воспитания
выступает разносторонне и гармонично развитый национально сознательный,
высокообразованный, жизненно компетентный гражданин, способный к саморазвитию и
самосовершенствованию» [120].

Формирование целостной
социально активной и всесторонне развитой личности традиционно рассматривается
как главная задача, цель педагогического процесса. При этом, как отмечал С.
Гончаренко, «суть личности неотделима от конкретно-исторических общественных
отношений, она является индивидуальным бытием этих отношений» [50, с. 9]. В то
же время нельзя игнорировать неоспоримый факт, что любое общество в каждый
момент существования имеет своей опорой определенные нравственные традиции,
которые, выступая общепризнанными правилами личной и общественной жизненной организации,
находят воплощение в воспитательных идеалах —

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы