Современный русский язык и методика обучения русскому языку, каллиграфия Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему Формирование осознанного отношения младших школьников к литературному пейзажу на уроках чтения в начальной школе

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
1. ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ЛИТЕРАТУРНОГО ПЕЙЗАЖА 7
1.1. Определение понятия «литературный пейзаж» 7
1.2. Функции пейзажа в художественном произведении 10
2. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ЛИТЕРАТУРНОГО ПЕЙЗАЖА 16
2.1. Педагогическая ценность чтения художественных произведений в начальной школе 16
2.2. Психологические особенности восприятия художественного произведения младшими школьниками 19
2.3. Методика чтения художественного произведения в начальной школе 26
2.4. Система читательских умений и их характеристика 31
2.5. Анализ программы по литературному чтению и учебника 32
3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ 37
3.1. Содержание констатирующего эксперимента 37
3.2. Задачи и содержание работы в период обучения по экспериментальной методике 41
3.3. Результативность процесса обучения 43
Заключение 47
Список использованной литературы 49
Приложения 52

 

  

Введение:

 

Актуальность исследования. Современная начальная школа призвана обеспечить становление личности младшего школьника путем выявления и целостного развития способностей, формирования умений и желания учиться. Приоритетной задачей современной школы является развитие ребенка как неповторимой личности, реализация его творческого потенциала, формирование критического мышления, стремление к самостоятельной познавательной деятельности. Главной целью основной школы является развитие интеллектуальной, познавательной, коммуникативной активности и учебной самостоятельности ученика, формирование качественно новой мотивации учебной работы, направленной на овладение различными способами получения информации. Решение вопросов преемственности начальной и основной школ связано с созданием перспективной учебной среды, что станет источником развития каждого школьника. Особое значение для успешной адаптации на начальном этапе обучения должна получить сформированность общеучебных умений и навыков и внимание к их усовершенствованию в основном звене школы.
Одним из важнейших умений ребенка является умение читать. Объем информации постоянно растет, а чтобы получить ее из книг, прессы, Интернета, нужно уметь читать. В условиях личностно ориентированного обучения нужна такая система чтения, которая обеспечит развитие ребенка, обогатит его эмоционально-художественный опыт, информационно-эстетическую базу, что будет способствовать становлению духовного мира, развивать чувство прекрасного.
Современные психологи и методисты определяют навык чтения на начальном этапе как процесс воспроизведения звуковой формы слова по его графической модели с выявлением, активной переработкой и осознанием смысловой информации. Из этого следует, что навык чтения объединяет две группы умений: умение, связанные с воспроизведением звуковой формы слова — способ, правильность, темп чтения и умения, основанные на выявлении и осознании смысловой информации — сознание (понимание), выразительность чтения.
Чтение представляет собой процесс, основанный на использовании умственной деятельности, определенных способах кодирования информации, поступающей во время ее обработки в мозг. Чтение ребенка — процесс восприятия, понимания и воспроизведения в устной или графической формах содержания прочитанного.
Среди всех общеучебных умений и навыков для дальнейшего обучения в основной школе важное место занимает умение сознательного, выразительного, с соответствующей для каждого возраста скоростью чтения, которое формируется в начальной школе.
Многочисленные исследования отечественных и зарубежных ученых показывают, что речевое восприятие неоднородно и является многоплановым процессом. Сложность этого психического явления обусловливается прежде всего тем, что будучи, с одной стороны, процессом непосредственного чувственного познания, оно, с другой стороны, в силу специфичности своего объекта — речевого сообщения является процессом второсигнального отображения действительности, то есть процессом раскрытия опосредованных словарных связей и отношений.
Понимание текста — это опосредованный аналитико-синтетический процесс, который включает в себя выделение основных элементов материала и объединение их в единое целое. Понимание выступает как присвоение знаний и превращение их в составную часть психологического механизма, регулирующего деятельность в соответствии с требованиями практики. И в результате понимания знания становятся частью внутреннего мира личности и влияют на регуляцию ее деятельности.
В настоящее время действительно актуально прививать любовь к книге, воодушевлять каждого читателя с раннего возраста. Научить думать и размышлять над прочитанным, а не просто бессмысленно запоминать. Потому что осмысленное восприятие любых текстов способствует развитию человека как личности, его интеллектуальному и духовному росту, глубокому осознанию процессов и явлений, происходящих вокруг.
Объект исследования – процесс формирования навыка чтения в ходе учебной деятельности на уроках литературного чтения.
Предмет исследования – комплекс заданий, нацеленный на формирование навыка осознанного отношения младших школьников к литературному пейзажу.
Цель данного исследования: выявление уровня сформированности навыка чтения и разработка комплекса заданий и упражнений, направленных на формирование навыка осознанного отношения младших школьников к литературному пейзажу.
Для достижения цели данной работы были поставлены и решены следующие задачи:
 изучить литературоведческие основы изучения литературного пейзажа;
 определить систему читательских умений и их характеристику у младших школьников;
 провести диагностику, направленную на выявление сформированности навыка осознанного отношения младших школьников к литературному пейзажу на уроках чтения в начальной школе;
 разработать комплекс заданий, способствующий формированию навыка осознанного отношения младших школьников к литературному пейзажу.
В качестве гипотезы исследования послужило следующее предположение: систематическое и целесообразное применение разнообразных методов и приемов работы с текстом обеспечит эффективность процесса формирования осознанности отношения к литературному пейзажу младших школьников.
Для достижения поставленной цели и решения задач исследования использовались следующие методы:
теоретические: изучение и анализ тематической литературы, изучение и обобщение педагогического опыта;
эмпирические: наблюдение, беседа, анализ учебно-методической литературы по отдельной проблеме, беседы с учителями, методистами, учащимися;
математической статистики.
Экспериментальной базой исследования были…

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Первичное ознакомление младших школьников с художественным текстом еще далеко не всегда обеспечивает должное его понимание. Психологические исследования показывают, что восприятие литературного произведения отмечается выборочным характером. Ученики часто схватывают лишь поверхностный смысл, не замечая многих художественных компонентов, не проникают в суть явлений, вследствие чего может сложиться скудное, а то и неправильное представление о произведении. Итак, это актуализирует необходимость коррекции процесса восприятия младшими школьниками произведения на уроке литературного чтения, в частности обработке пейзажа.
В последнее время в процессе анализа художественного произведения акцент делался на выяснении его темы, темы, воспитательных моментах, совершенствовании навыка чтения, а художественное оформление было без внимания. Наиболее неисследованным остается литературный пейзаж, поскольку при обработке художественных произведений учителя применяли этот термин, но под ним понималась работа над репродукциями, представленными как сопроводительное материал к текстам. Это помогало увидеть красоту самой природы и ее художественного изображения, однако природа в стихах, рассказах — сложнее и тоньше явление, которое способствует развитию у младших школьников эстетических чувств, внимания, понимания и любви к незаметному, но очень важному для понимания сюжета произведения.
Анализ теоретического материала и изучение состояния исследуемой проблемы в школьной практике позволили определить и спланировать опытно экспериментальную работу. Мы предположили, что усовершенствование уровня сформированности осознанного отношения к литературному пейзажу у учащихся будет эффективным, если на уроках литературного чтения использовать интеграцию различных видов искусств, при условии их гармоничного и целесообразного сочетания и систематичности этой работы.
Для проверки достоверности данной гипотезы было проведено опытно экспериментальную работу среди учащихся 3 классов.
Итак, в результате внедрения в учебно-воспитательный процесс экспериментального класса разработанной методики отмечаются положительные изменения в уровнях сформированности осознанного отношения к литературному пейзажу, а в контрольном классе изменения не являются значительными. Поэтому можно сделать вывод, что построение учебного процесса с использованием предложенной системы работы эффективно формирует осознанного отношения к литературному пейзажу у учащихся, что свидетельствует о вероятности выдвинутой гипотезы и достижении цели исследования.

 

Фрагмент текста работы:

 

1. ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ЛИТЕРАТУРНОГО ПЕЙЗАЖА
1.1. Определение понятия «литературный пейзаж»
В системе литературных образов рядом с персонажем, лирическим героем, действующим лицом, интерьером и другими вещественными образами особое место занимает пейзаж, который выступает в произведении «картиной природы», «образом природного окружения персонажей».
Образ природы в литературном произведении подобно любому другому художественному образу — это «форма отражения действительности искусством, конкретная и вместе с тем обобщенная картина человеческой жизни, превращенная в свете эстетического идеала художником …». От бытового восприятия красоты пейзаж, созданный художником, «… отличается определенной направленностью, программой или сознательно философским отношением к природе». Писатель не просто создает пейзажный фон, а передает свое восприятие природы, наделяет ее определенной функциональностью и тематической направленностью.
В то же время специфика изображение пейзажа, как природного окружения литературных героев, является важной составляющей стиля того или иного писателя.
Пейзажем (франц. Paysage, от pays — страна, местность) называется образ естественного окружения персонажей и их действий, описание картин природы в художественном произведении, которое имеет определенное значение в его общей содержательной организации. Важнейшая функция пейзажа заключается в том, что он выступает в произведении как дополнительное косвенное средство характеристики изображенных в нем героев, персонажей.
Пейзаж — один из композиционных компонентов литературного произведения. Как правило, под пейзажем понимают изображение природы, шире — любого незамкнутого пространства внешнего мира.
Писатели очень часто в своих произведениях обращаются к описаниям пейзажа. Пейзаж помогает автору рассказать о месте и времени изображаемых событий. Пейзаж — один из содержательных элементов литературного произведения, которые выполняют много функций в зависимости от стиля автора, литературного направления (течения), с которыми он связан, метода писателя, а так же от рода и жанра произведения.
Любое описание (портрет, пейзаж, интерьер, описание отдельных вещей) составляет «конкретно-воображаемое, картинное изображение внешнего вида действующих лиц, предметов, явлений, местности». Пейзаж как разновидность литературного описания воспроизводит не только внешний вид местности, явления, но также и звуки, движения, запахи. Описания природы придают произведениям большей художественной выразительности, захватывают читателя своей красотой и величием. Кроме того, пейзажи помогают наглядно представить, где и когда происходят события, изображенные писателем, в каких условиях живут персонажи, и позволяют углубиться в их внутренний мир. Это и является важнейшей функцией пейзажа — то, что он выступает в произведении как дополнительное, опосредованное средство характеристики описанных в нем героев.
Как правило, отношение пейзаж — человек в художественном произведении строится на принципах так называемого психологического параллелизма — контрастного противопоставления или сопоставления картин природы с душевным, эмоциональным состоянием человека: «Природа аккомпанирует человеческим переживаниям. Она сопровождает так тонко, как бы она и природа и душа; иногда ее аккомпанемент построен на консонансах (гроза в душе и на небе), иногда на диссонансах (душевная гроза под синим небом)». Иногда пейзаж символически обобщает, эмоционально выражает последствия тех или иных духовных поисков героев художественного произведения, чаще всего выступая в роли эмоционально значимого финала произведения, или, наоборот, задает эмоциональный тон «открывая» собой произведение.
Итак, пейзаж, как образ природного окружения персонажей и их действий, описание картин природы в произведении, имеет большое значение в его общей содержательной организации.
Различают также пейзажи за своей темой — степной, лесной, маринистический (описание морских пространств), урбанистический (описание города, его улиц, площадей), индустриальный (описание заводов, фабрик, шахт и т.д.).
Литературоведы выделяют еще два типа описаний, что располагаются оппозиционными парами:
• статический и динамический;
• романтический и реалистический.
Статические пейзажи изображают природу спокойной, незыблемой, уравновешенной.
В оппозиции к статическому описанию картин живой природы находится динамическое описание. Оно передает накал стихийных сил. Предметы и природные явления изображены в движении, перемещении. Главными языковыми средствами выражения динамизма являются глаголы движения, звучание, изменения форм, активного действия. Среди грамматических структур динамичности описанию предоставляют перечисленные ряды с бессоюзной связью, или короткие двусложные предложения. Ритм динамического описания быстрый, часто меняется.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы