Курсовая с практикой на тему Формирование основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ 6
1.1 Психолого-педагогические исследования проблемы формирования основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста 6
1.2 Особенности формирования основ здорового образа жизни в практике ДОУ 11
1.3 Педагогические условия формирования основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста 17
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 20
2.1 Определение уровня сформированности основ ЗОЖ 20
2.2 Методика формирования основ ЗОЖ 28
2.3 Динамика уровней сформированности основ ЗОЖ 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 38
Приложение 43
Введение:
Актуальность исследования. Значимость здорового образа жизни детей дошкольного возраста в современном социуме определяется его основополагающей ролью в целостном развитии здорового, активного ребенка, владеющего разнообразными движениями, способного к самоконтролю своей двигательной активности, подготовленного к обучению в школе и к разносторонней творческой деятельности.
Физическое здоровье детей положительно влияет на «духовную жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, веру в свои силы» (В.А. Сухомлинский), а «чередование интеллектуальных и физических усилий благоприятно влияет на здоровье, вследствие чего повышаются интенсивность и качество умственной деятельности» (П.Ф. Лесгафт).
Под здоровым образом жизни понимается активная деятельность человека, направленная на сохранение и улучшение здоровья. Образ жизни относят к социально-биологическим факторам, компонентами которого служит единство уровня, качества и стиля жизни. Учитывая потенциальные возможности периода дошкольного детства в области физического развития, актуальным является создание и использование специальных условий, обеспечивающих детям своевременное и активное приобщение к здоровому образу жизни.
Особенную актуальность здоровый образ жизни приобретает в дошкольный период. Совершенствование системы формирования у детей дошкольного возраста здорового образа жизни во многом определяется уровнем научно-методической подготовленности работников ДОУ, их владением соответствующими методиками, согласованностью своей деятельности с родителями дошкольников.
В настоящее время разработаны научные основы воспитания здорового образа жизни в общей и дошкольной психологии и педагогике (В.Г. Алямовской, О.А. Ахвердовой, В.И. Бондина, Г.К. Зайцева, Э.М. Козина, В.П. Озерова и др.). Исследователями обращается внимание на необходимость переработки методик и средств внедрения принципов здорового образа жизни в дошкольное воспитание. Основной задачей в данной контексте выступает выработка и закрепление у дошкольников соответствующих возрасту гигиенических навыков, осознанного отношения к своему здоровью, личной безопасности.
Существует достаточное количество научных и методических исследований, обосновывающих различные аспекты физического развития и воспитания здорового образа жизни у дошкольников (Ю.Е. Антонова, В.Г. Алямовской, Л.А. Венгера, Л.Д. Глазыриной, Т.Н. Дороновой, Н.Н. Ефименко, Ю.Ф. Змановского, И.М. Козловой, В.Т. Кудрявцева, Т.И. Осокиной, Э.Я. Степаненковой, Д.В. Хухлаевой, Г.П. Юрко и др.). Однако, следует отметить, что многие авторы отмечают устойчивую тенденцию ухудшения физического развития и здоровья у детей дошкольного возраста (Е.А. Бабенков, Е.З. Пужаева, В.И. Усаков, С.О. Филиппова и др.), что повышает значимость роли дошкольных образовательных учреждений в процессе формирования здорового образа жизни у детей.
В связи с этим целью исследования является выявление эффективных педагогических условий формирования здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОО.
Объект исследования: процесс организации здорового образа жизни в ДОУ.
Предмет исследования: формирование основ здорового образа жизни у старших дошкольников.
В соответствии с поставленной целью исследования были сформулированы следующие задачи:
1. Изучить теоретические основы процесса формирования здорового образа жизни.
2. Выявить возрастные особенности формирования здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста.
3. Рассмотреть условия и методики формирования здорового образа жизни детей в ДОУ.
4. Предложить методические средства для успешного формирования здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста в ДОУ.
5. Провести диагностику сформированности основ здорового образа жизни у старших дошкольников.
Гипотеза исследования состояла в ряде предположений о том, что процесс формирования основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста будет более эффективным, если:
— будет осуществляться формирование интереса детей к собственному здоровью и занятиям по его укреплению;
— данный процесс будет строится в соответствии с возрастными особенностями дошкольников;
— приоритетным будет развитие физических качеств и гигиенических навыков, наиболее значимых для укрепления и сохранения здоровья детей;
— в данном процессе будет использоваться совокупность практических, словесных, наглядных, игровых методов обучения, доступных детям старшего дошкольного возраста.
Решение поставленных задач обеспечивалось использованием комплекса методов: теоретических – анализ и обобщение научной и методической литературы; эмпирических – наблюдение, опытно-экспериментальная работа, индивидуальное и групповое диагностическое обследование.
Заключение:
В результате решения теоретических и экспериментальных задач исследования мы пришли к следующим выводам:
1. Здоровый образ жизни включает в себя не только режим труда и отдыха, закаливающие и развивающие мероприятия, физические упражнения, отсутствие вредных привычек, но и отношение к собственному здоровью и здоровью окружающих людей как к ценности. Сущность ЗОЖ состоит в обеспечении оптимальных условий потребностей человека при сохранении и укреплении его здоровья.
2. Педагогические факторы приобщения дошкольников к здоровому образу жизни – это соответствие образовательной, досуговой деятельности и двигательной активности детей возрастным психофизиологическим нормам и их осуществление в оптимальных санитарно-гигиенических условиях, с использованием разнообразных игровых средств.
3. Важным способом приобщения старших дошкольников к ЗОЖ является развития физической культуры, которая способствует достижению и сохранению здоровья, устойчивой работоспособности, помогает организации рационального ритма жизнедеятельности, обеспечивает полноценный двигательный режим, формирование и закрепление жизненно важных умений, навыков, привычек личной гигиены, самоорганизации, дисциплины, сознательному противостоянию вредным привычкам.
4. Подвижная игра способна интегрировать как качества, необходимые для здорового образа жизни, так и напрямую обеспечивающие успешность образовательной деятельности детей и их гармоничного развития.
5. Опытно-экспериментальная работа показала, что одна из главных причин негативных тенденций в области сформированности основ здорового образа жизни у старших дошкольников является низкая компетентность педагогов и родителей в соответствующих вопросах, что тормозит передачу необходимых знаний и поведенческих моделей детям. Следовательно, необходимо решение задач: формирования основ гигиенического поведения, безопасной жизни; взаимодействия физического и познавательного развития детей; обеспечения совокупного физического и психического развития и саморазвития; всестороннего просвещения родителей и повышения квалификации воспитателей в условиях ДОУ, относительно организации здорового образа жизни.
6. Формирование у старших дошкольников основ здорового образа жизни обеспечивается рядом педагогических условий: формирования и развития у них устойчивой потребности в занятиях физическими упражнениями; использования многовариантных форм, средств и методов физического развития и укрепления здоровья; составление гибкого графика проведения физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ с учетом психофизического состояния ребенка, времени года, учебной нагрузки и т.д.; использование широкого комплекса упражнений, направленных на развитие всех сторон двигательной активности детей и их физических качеств, с учетом морфофункциональных и психофизических особенностей развития организма; широкое использование игровых средств, посредством подвижных игр; обеспечение ежедневного медико-педагогического контроля и периодической педагогической диагностики сформированности у старших дошкольников основ ЗОЖ.
Таким образом, результаты проведенного теоретического исследования и опытно-экспериментальной работы указывают, что цель достигнута, задачи решены, положения гипотезы в целом подтвердились.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ
1.1 Психолого-педагогические исследования проблемы формирования основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста
Современный этап цивилизационного развития характеризуется не только быстрым техническим прогрессом, высокими достижениями в области медицины и других наук, но и серьезными негативными процессами, наносящими существенный ущерб здоровью людей. Среди доминирующих негативных факторов большинство исследователей выделяют образ жизни человека, как особое социокультурное явление.
Несмотря на постоянное расширение знаний и научное обоснование ценности здоровья, здорового образа жизни современного человека, их культивирование в нашей стране не может считаться достаточным, о чем свидетельствуют высокий уровень заболеваемости, в том числе и среди детей, распространенность так называемых «вредных привычек» среди молодежи и т.д. По данным ВОЗ, «здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов» [34, с.59].
Согласно определениям ученых-исследователей, здоровье может определяться «максимальной производительностью органов человеческого организма при сохранении качественных предметов их функций» (Н.М. Амосов); «динамическим состоянием сохранения и развития биологических, физиологических и психических функций оптимальной трудоспособности, социальной активности при максимальной продолжительности жизни» (В.П. Казначеев); «способностью человека сохранять соответствующую возрасту устойчивость в условиях резких изменений количественных и качественных параметров триединого потока сенсорной, вербальной и структурной информации» (И.И. Брехман).
Из данных определений следует, что при самых многообразных трактовках, «здоровье» связано с качеством и сбалансированностью взаимодействия организма с условиями внешней среды.
Существует множество факторов, определяющих не только наличие, но и качество здоровья человека. К ним относятся: наследственные факторы (примерно 20%); условия внешней среды, прежде всего, экологической обстановки (примерно 20%); качества системы здравоохранения (примерно 10%), но самая значительная часть – примерно 50% – это факторы образа жизни, который ведет человек [39, с. 9-10].
Согласно определению, образ жизни – это биосоциальная категория, интегрирующая представления об определенном типе жизнедеятельности человека и характеризующаяся его трудовой деятельностью, бытом, формой удовлетворения материальных и духовных потребностей, правилами индивидуального и общественного поведения [там же, с.10].
Согласно исследованиям Ю.П. Лисицына, образ жизни включает в себя три компонента: уровень, качество и стиль жизни [23]. Первые два компонента носят общественный характер, а третий компонент – персонифицированный характер, именно от него, в большей степени зависит здоровье человека, так как поведенческие действия направлены на удовлетворение потребностей каждого отдельного человека своими, индивидуальными способами.
Взаимосвязь между здоровьем человека и образом его жизни выражено в понятии «здоровый образ жизни», которое включает не только нормы и ориентиры, но и факторы, определяющие, сохраняющие и разрушающие здоровье.
Интерпретация понятия «здоровый образ жизни» существует в нескольких вариантах у разных авторов: как устойчивый жизненный стереотип (А.Ю. Коджаспиров, Г.М. Коджаспирова); как неотделимый от здоровья эталон поведения (М.Я. Виленский); как ресурс, определяющий качество здоровья (В.Г. Алямовская). В общем значении здоровый образ жизни должен рассматриваться как основополагающий фактор, оказывающий положительное влияние на здоровье человека.
Анализируя сущность здорового образа жизни, Ю.П. Лисицын, А.Г. Носов понимают его как активную деятельность личности в интересах собственного здоровья, посредством соблюдения необходимых норм в повседневной жизни [23; 28].
В.П. Озеровым здоровый образ жизни рассматривается как динамичная система, синтезирующая эталоны здоровьесберегающего поведения с целями и ценностями жизни [29].
На наш взгляд, объединяющим является подход Н.Б. Коростылева, обосновывающий здоровый образ жизни как особый способ жизнедеятельности, «который направлен на сохранение и укрепление здоровья, позволяет человеку долгие годы осуществлять трудовую деятельность в полной мере своих способностей, избавляет его от болезней и недомоганий, дарит бодрость, силу и энергию, без которых не ощущается полнокровная радость бытия» [19].
Здоровый образ жизни условно разделяется на пассивный и активный: первый регулируется внешними факторами, а второй – определяется самой личностью. А.Г. Носов полагает, что такое разделение можно считать условным, поскольку оно зависит от педагогических факторов, то есть от того, удалось ли педагогам обеспечить осознанное отношение личности к своей жизни и здоровью, а также сформировать ориентацию на саморазвитие [28].