Курсовая с практикой на тему Формирование основ патриотизма у детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления с дымковский игрушкой
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1.
Теоретические основы формирования патриотизма у детей старшего дошкольного
возраста посредством ознакомления с дымковской игрушкой. 6
1.1 Сущность
понятия «патриотическое воспитание». 6
1.2
Особенности воспитания основ патриотизма у детей старшего дошкольного возраста. 12
1.3
Дымковская игрушка как средство воспитания основ патриотизма у детей старшего
дошкольного возраста. 16
Выводы по
главе 1. 19
Глава 2.
Опытно-поисковая работа по воспитанию основ патриотизма у детей старшего дошкольного
возраста посредством ознакомления с дымковской игрушкой 20
2.1
Диагностика уровня сформированности основ патриотизма у детей старшего
дошкольного возраста. 20
Заключение. 27
Список
литературы.. 28
Приложение. 32
Введение:
Актуальность
исследования. Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения
всегда была одной из самых актуальных проблем развития современного общества.
Негативное влияние на воспитание детей оказывают всем доступные средства
массовой информации, телевидение, реклама, насыщенные образами агрессии,
разрушения, жестокости. Актуальность исследования обусловлена тем, что уровень
развития патриотических чувств у граждан страны имеет большое влияние на
развитие всех сфер данного государства, что обуславливает необходимость воспитания
патриотических чувств у подрастающего поколения. Сейчас часто материальные
ценности доминируют над духовными, потому детей бывают искажены представления о
доброте, милосердии, справедливости, любви к родине и патриотизме.
В период дошкольного
детства закладывается фундамент для приобретения в дальнейшем любых социальных
навыков и знаний, формируется общий характер поведения ребенка. Необходимость
особого внимания к патриотическому воспитанию дошкольников обусловлена тем, что
оно является стержнем приобщения ребенка к культуре, к традициям и обычаям, с
его помощью обеспечивается овладение нормами и правилами взаимодействия с
окружающим миром людей и природы.
Значимость
патриотического воспитания патриотических чувств у детей дошкольного возраста
обозначена во ФГОС ДО как задача приобщения детей к социокультурным нормам,
традициям семьи, общества и государства, учет этнокультурной и социальной
ситуации развития детей. Патриотическое воспитание по ФГОС предполагает
формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представление
о социокультурных ценностях нашего народа, о традициях и праздниках нашего
народа, а также формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к
своей семье, усвоение норм и ценностей, принятых в обществе.
Как показывает практика,
уважение к своей стране, к её национальным традициям, истории и богатой
культуре является основой воспитания личности. Невозможно вырастить настоящего
гражданина и патриота своей страны без уважительного, трепетного отношения к своим
истокам.
Патриотическое воспитание
является одним из главных составляющих воспитательного процесса. Оно неразрывно
связано с такими содержательными компонентами развития личности как культурные,
воспитательные, общечеловеческие. Взаимосвязь и взаимодействие всех структур
образования создают условия, обеспечивающие всестороннее развитие личности.
В последние годы написаны
диссертации на данную тему, где педагоги используют разные средства, методы для
патриотического воспитания. Но не стоит забывать об ученых, которые первыми в
педагогике говорили о патриотизме: Я.А. Коменский, В.А. Сухомлинский, К.Д.
Ушинский, А.С. Макаренко, Е.Е. Казаевой, Л.Л. Кондрыкинской, Т.Н. Антоновой,
Т.Т. Зубовой, Е.П. Арнаутовой, В.Г. Нечаевой, Н.А. Виноградовой и др. Их идеи нашли
своё отражение в современных концепциях патриотического воспитания
подрастающего поколения. При этом вопросы патриотического воспитания детей
старшего дошкольного возраста посредством ознакомления с дымковский игрушкой в
отечественной научной и методической литературе раскрыты недостаточно.
Объектом исследования
является процесс патриотического воспитания детей старшего дошкольного
возраста.
Предмет исследования
– роль дымковской игрушки в процессе патриотического воспитания детей старшего
дошкольного возраста.
Цель исследования
– выявить и обосновать формирования основ патриотизма у детей старшего
дошкольного возраста посредством ознакомления с дымковский игрушкой.
Для достижения
поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
1. Изучить сущность
понятия «патриотическое воспитание».
2. Рассмотреть
особенности воспитания основ патриотизма у детей старшего дошкольного возраста.
3. Раскрыть особенности
дымковская игрушка как средство воспитания основ патриотизма у детей старшего
дошкольного возраста.
4. Изучить уровень
сформированности основ патриотизма у детей старшего дошкольного возраста.
Для решения поставленных
задач в работе использовались следующие методы исследования:
теоретические – анализ научной и методической литературы по проблеме развития у
детей 5-6 лет патриотизма посредством ознакомления с дымковский игрушкой;
эмпирические – формирующий эксперимент; комплекс диагностических заданий для
выявления уровня развития у детей 5-6 лет патриотизма; методы обработки
результатов – количественный и качественный анализ результатов исследования.
Практическая значимость
исследования состоит в том, что его результаты могут
быть использованы для построения педагогической работы по формированию
патриотизма у 5−6 лет посредством ознакомления с дымковский игрушкой
воспитателями, педагогами-психологами дошкольных образовательных организаций.
Курсовая работа состоит
из введения, двух глав, заключения и списка литературы
Заключение:
Патриотическое воспитание
детей – это процесс, результатом которого является формирование у детей основ
патриотизма. «Патриотизм» — это устойчивое социально-психологический
образование, сложное интегральное качество личности, которое характеризует
ценностное отношение к Родине в органическом единстве национально-этнического и
национально-гражданского аспектов и проявляется в культурно-творческой
деятельности. В воспитании патриотизма важно не только организовать
эмоционально окрашенное восприятие культурных ценностей, но и стимулировать
активную деятельность детей, используя социокультурную среду ребенка: фольклор,
художественные ценности, памятники истории и культуры, природные ландшафты и
т.д.
Одним из средств
формирования патриотизма у детей старшего дошкольного возраста является
дымковская игрушка, которая позволяет сформировать у детей представления о
культуре народа, его истории, традициях. Игрушку можно использовать как
средство развития у них знаний о своей семье, родном крае, стране.
Использование дымковской игрушки в игре помогает формировать у детей
положительные эмоции по отношению родным, близким, природе, истории, культуре
города, страны. Дымковская игрушка как предмет социального проектирования
формирует у детей готовность участвовать в социально-значимых делах.
В ходе экспериментального
исследования развития патриотизма у детей 5-6 лет был установлен
преимущественно низкий и средний уровень. Дети не испытывают ярко выраженного
эмоционально-чувственного отношения своей родине, характеризуются неустойчивым
интересом к сведениям исторического и этнографического характера, затрудняются
подобрать аргументы для своих ответов, нуждаются в помощи педагога. Эти данные должны
быть учтены при разработке содержания педагогической работы по развитию патриотизма
у детей 5-6 лет посредством ознакомления с дымковский игрушкой.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические основы
формирования патриотизма у детей старшего дошкольного возраста посредством
ознакомления с дымковской игрушкой 1.1 Сущность понятия
«патриотическое воспитание»
Среди многих ученых,
которые исследовали понятие «патриотизм» нет общего понимания его дефиниции,
хотя в отдельных составляющих структуры этого явления мнения ученых в
значительной степени совпадают.
Слово «патриот»
(patriotes) в переводе с греческого языка означает «земляк, соотечественник».
В педагогическом словаре
понятие «патриотизм» определяется как «общественный и нравственный принцип,
характеризующий отношение людей к своей стране, которое проявляется в
определенных действиях и сложном комплексе общественных чувств, обычно
называется любовью к родине» [16].
Подчеркивая, что
воспитание патриотизма является важнейшей задачей всей системы образования и
воспитания, Н.В. Алешина называет следующие проявления патриотизма как принципа
морали:
— забота об интересах и
исторической судьбе страны и готовность ради нее к самопожертвованию;
— верность родине, что
борется с врагами;
— гордость социальными и
культурными достижениями своей страны;
— сочувствие к страданию
народа и отрицательное отношение к социальным порокам общества;
— уважение к
историческому прошлому отечества и наследования от него традициям;
— привязанность к месту
жительства (к городу, деревне, области, страны в целом» [1].
П.П. Хороших, И.В. Носко
считает патриотизм «одним из самых глубоких гражданских чувств, содержанием
которого является любовь к родине, преданность своему народу, гордость за
достояние национальной культуры»; ученый подчеркивает, что патриотизм есть
социально-историческое явление, выражающееся в практической деятельности в виде
патриотических взглядов и убеждений и направляется на всестороннее развитие
своей страны, защита ее интересов» [29].
Аналогичное определение
этого понятия дано в «Энциклопедии образования», где патриотизм трактуется как
«общественный моральный принцип деятельного отношения к своему народу, что
отражает национальную гордость и любовь к родине, гражданскую ответственность
за ее судьбу, а также эмоциональное подчинение личностью своей жизни общим
национальным интересам и проявляется в готовности служить Родине и защищать ее
от врагов» [22].
В современной концепции
патриотизма все больше внимания уделяется национально осознанному отношению к
Родине, что означает стремление культивировать в себе чувства, волю и жизненные
наставления в русле патриотического самосознания, творчески утверждать в себе
духовную жизнь своего народа, как свое собственное. Это означает установление с
ним настоящей духовной общности, объективного взаимодействия через восприятие
родного языка и истории, государственности и правосознания, всей
соционормативной культуры. При таком единении духовное одиночество конкретного
человека отходит на задний план, уступая место национальному единению.
О.Г. Романенко отмечает,
что любить Родину и свой народ — не значит закрывать глаза на ее слабости,
несовершенства, возможные пороки, и ратуют за конструктивную критику –
любовную, озабоченную, животворящую. Среди многих средств ими выделяются как
особо эффективные художественно-эстетические. Песня, которую ребенок слышит с
колыбели, придает активности, стимулирует творческую эмоцию, особые чувства,
вызывает состояние душевной гармонии и счастья, а хоровое пение
«национализирует и организует жизнь», влияет на гражданские чувства [26]. Произведения литературы (сказка, поэзия),
искусства (архитектура, скульптура, живопись, музыка, танец, театр) пленяют
гармонией и ритмом, вызывают духовный восторг.
Н.В. Микляева отмечает,
что воспитание гражданина должно быть направлено на «развитие патриотизма,
национального самосознания, культуры межэтнических отношений, планетарного
сознания, правосознания, политической культуры, бережного отношения к природе,
нравственности, культурного поведения личности»; она раскрывает понятие
«патриотизм» как составляющее гражданского воспитания, то есть как «глубокое
гражданское чувство, содержанием которого является любовь к своему народу,
Родине, осознание своей причастности к истории, традициям, культуре своего
народа, переживание за его будущее» [18].
Итак, патриотизм
трактуется исследовательницей в соотнесении прежде всего с национальным
самосознанием, что предполагает осознание себя частицей национальной
(этнической) общности, носителем национальных (этнических) ценностей», а также
с поликультурным, правовым, экологическим и нравственным воспитанием. Полностью соглашаемся с Г.Н. Мусс, что
воспитание у молодого поколения чувства патриотизма, преданности делу
укрепления государственности, активной гражданской позиции признано проблемой
общегосударственного масштаба. Приведем определение понятия этого автора:
«Патриотизм – это любовь к Родине, своего народа, забота о его благе,
содействие становлению и утверждению России как суверенного, правового,
демократического, социального государства, готовность отстоять ее
независимость, служить и защищать ее, разделять свою судьбу с ее судьбой» [19].
Г.С. Папанова выделяет
два основных уровня интерпретации этого многогранного и сложного понятия:
— личностный, что
является приоритетной устойчивой характеристикой человека, которая проявляется
в ее сознании, нравственных идеалах и ценностях, в реальном поведении и
поступках;
— общественный
(макроуровень) – это «существенная часть общественного сознания, проявляющаяся
в коллективных настроениях, чувствах, ценностном отношении к своему народу, его
образу жизни, национальных достижений и достоинств, культуры, традиций,
героического исторического прошлого и сегодняшнего развития государства как
единой нации» [24].
Как отмечают
исследователи, с патриотизмом сочетается этническое самосознание гражданина,
которое базируется на этнической идентификации, что впитывает в себя любовь к
своему народу, веру в его духовные силы, его будущее, готовность к труду на
пользу народа, знания и умения осмысливать его моральные и культурные ценности,
историю, обычаи, обряды, символику; предусматривает систему поступков, которые
мотивируются любовью, верой, привычками, знаниями, ответственностью перед своим
народом [28].
Исследуя воспитательный
потенциал начального образования, ученые связывают патриотическое воспитание с
гражданским воспитанием. Это направление в начальной школе, по их мнению, имеет
целью формирование у детей знаний и представлений о российском обществе, родном
крае, раскрытие на доступном уровне особенностей взаимодействия людей в семье,
в коллективе, в обществе, воспитания в них позитивного личностного отношения к
ценностям и символам Российского государства; воспитание гуманной, социально
активной, ответственной личности [18]. Итак, среди исследователей нет общего
понимания педагогического статуса категории «патриотизм», хотя в определении
целей патриотического воспитания мнения ученых в значительной степени
совпадают, поэтому дефиниция патриотизма требует дальнейшего уточнения, ведь
многозначность в толковании термина размывает понимание его смысла.
Значительная часть
исследователей квалифицирует патриотизм как один из главных педагогических
принципов: воспитания (Б. Кобзарь), национального воспитания (В. Вишневский),
военно-патриотического воспитания (Ю. Руденко).
Н.Г. Комратова строит
теорию воспитания на фундаменте таких ценностей: нравственность (абсолютная
вечная ценность), патриотизм (национальная ценность), демократизм (гражданская
ценность), родственность (семейная ценность), характерность (ценности личной
жизни), природосознание (экологические ценности) [12].
В целом, как
свидетельствуют научные источники, российские исследователи, выделяют три
основные разновидности патриотизма:
— этнический,
основывается на чувстве собственной причастности к определенному этносу, его
языку, культуре, истории;
— территориальный, что
идентифицируется с определенной территорией, ее ландшафтом, климатом и т. п;
— государственный, что
предполагает воспитанность гражданского мировоззрения. Учитывая то, что патриотические ценности
являются не рациональными абстрактными понятиями, а соотносятся с конкретной
этнонациональной культурой, только осознавая собственную причастность к ней,
личность становится сознательным патриотом, носителем этой культуры.
Современные педагоги и психологи подчеркивают необходимость осознания и
ощущения личностью собственной причастности к Родине, что наиболее эффективно
осуществлять на примере художественной деятельности учеников, ведь именно она
концентрирует не только когнитивные, а также и эмоциональные, энерго-волевые
процессы познания и самореализации.
Ряд исследователей
выделяют теоцентричный, социоцентрический и антропоцентричный подходы к
формированию патриотизма.
Гуманистические
воспитательные системы отдают предпочтение последнему, хотя не отрицают и двух
предыдущих подходов.
По определению О.Г.
Березиной, патриотизм – это способность личности идентифицировать себя с
российским народом, с гражданами Российского государства и потребность в
постоянном самоутверждении с целью собственного духовного и интеллектуального
роста, что способствует прогрессу самого общества», а в структуре патриотизма
(в социокультурном измерении) они выделяет когнитивный, этноидентификационный,
эмоционально-мотивационный и практический компоненты [3].
Понятие «патриотическое»
следует из понятия «национальное» и «этническое». Вместе с тем в решении задачи
формирования патриотизма на государственном уровне, а не в узко этническом,
важно также преодоление у детей недоверия и подозрительности в отношении других
народов и наций, содействие толерантности межнациональных отношений в условиях
многонационального государства.
Таким образом, обобщая
проведенный анализ источников по данной проблеме, мы будем опираться на
следующее определение понятия «патриотизм», учитывая его
гуманитарно-педагогический контекст: это устойчивое социально-психологический
образование, сложное интегральное качество личности, которое характеризует
ценностное отношение к Родине в органическом единстве национально-этнического и
национально-гражданского аспектов и проявляется в культурно-творческой
деятельности. Культурологический подход к рассмотрению понятия «патриотизм»
предполагает концентрацию внимания на способности и потребности личности
воспроизводить социально-культурный опыт определенной общности – этноса,
народности, национальности – в общечеловеческой культуре. Через механизм духовного
присвоения этнокультурных ценностей и творческую самореализацию человек
овладевает социально-культурным опытом. Поэтому в воспитании патриотизма важно
не только организовать эмоционально окрашенное восприятие культурных ценностей,
но и стимулировать активную деятельность детей, используя социокультурную среду
ребенка: фольклор, художественные ценности, памятники истории и культуры,
природные ландшафты и т.д. Обобщение приведенных выше научных источников
показывает, что исследователи выделяют такие составляющие патриотизма, как
любовь к Родине и своему народу, знание языка и истории, интерес к национальной
культуре в целом, к народным традициям, преданность, готовность к ее защите. В
структуру патриотизма входят когнитивный, эмоционально-ценностный, деятельно-творческий,
этноидентификационный и поликультурный компоненты.