Курсовая с практикой на тему Формирование основ гражданской идентичности дошкольников в проектной деятельности.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 2
Глава 1. Теоретические основы формирования гражданской
идентичности детей дошкольного возраста в процессе организации проектной
деятельности. 6
1.1. Сущность понятия гражданская идентичность в
педагогической литературе 6
1.2. Особенности формирования гражданской идентичности в
дошкольном возрасте 9
1.3. Педагогические условия организации проектной
деятельности детей дошкольного возраста. 13
Выводы по 1 главе. 18
Глава 2. Опытно-экспериментальная деятельность по
формированию гражданской идентичности дошкольников в проектной деятельности. 19
2.1. Характеристика базы исследования, диагностического
материала. 19
2.2. Изучение сформированности гражданской идентичности
детей дошкольного возраста. 22
2.3. Методические рекомендации по формированию гражданской
идентичности дошкольников в проектной деятельности. 26
Выводы по 2 главе. 30
Заключение. 32
Список используемых источников.. 34
Приложение А. Результаты
исследования сформированности основ гражданской идентичности детей старшей
группы «Звездочки». 40
Приложение Б. Карта
проявления инициативности (А.М. Щетинина) 41
Введение:
Актуальность
исследования продиктована тем, что для любого
государства «завтрашний день» связан, прежде всего, с детьми – это та часть
населения, которая формирует образ будущего и должна рассматриваться как потенциал,
роль которого возрастает во всех сферах жизнедеятельности общества. В связи с
этим проблема формирования гражданской идентичности детей и молодежи
приобретает особую педагогическую значимость, и является одним из направлений
социального развития.
Для дошкольного периода
характерна податливость педагогическим влияниям, сила и глубина впечатлений.
Поэтому все то, что усвоено в этот период: знания, навыки привычки, способы
поведения, складывающиеся черты характера, оказываются особенно прочными и являются
фундаментом дальнейшего развития личности.
Нацеленность Федерального
государственного образовательного стандарта дошкольного образования на
формирование у ребенка мотивации к познанию и творчеству как носителя
ценностных установок современного мира определяет развитие таких качеств, как
любознательность, активность, способность решать интеллектуальные и личностные
задачи, которые могут быть сформированы в процессе организации проектной
деятельности дошкольников.
Проектная деятельность
активно используется в экологическом и патриотическом воспитании детей
дошкольного возраста, на занятиях по познавательному развитию. Однако
дошкольное учреждение не в полной мере реализует педагогический потенциал
проектной деятельности ввиду недостаточной освещенности этого материала в
методической и педагогической литературе по дошкольному воспитанию.
Подходы к решению
проблемы формирования основ гражданской идентичности у детей дошкольного
возраста отражены в работах А.Г. Асмолова, Е.Н. Богомягковой, Т. Водолажской,
Н.М. Елизаровой, О.А. Карабановой, О.Л. Князевой, М.Д. Маханевой, М.И. Рожкова
и других
Заключение:
Исследование посвящено
проблеме формирования основ гражданской идентичности у детей дошкольного
возраста в процессе организации проектной деятельности.
Для достижения цели
исследования был проведен анализ научной педагогической и методической
литературы по следующим направлениям: особенности формирования основ
гражданской идентичности у детей дошкольного возраста, особенности
использования метода проектов в процессе работы с детьми дошкольного возраста.
В результате проведенного анализа были сделаны следующие выводы.
Гражданская идентичность
в современной педагогике рассматривается как многоаспектное качество личности,
в котором выделяются когнитивный, ценностно-смысловой, эмоциональный,
деятельностный компоненты. В основе гражданской идентичности лежит знание
ребенком истории своей семьи и родного края, общественных достижений,
культурных и природных ценностей, осознание своей принадлежности к определенному
народу, стране. Поскольку только на основе глубоких знаний возможно воспитание
уважения и гордости. Гражданская идентичность – это не только знания и
проявление патриотических чувств, это также желание и готовность преумножать
богатства своего родного государства. Основы гражданской идентичности
закладываются с самого раннего детства.
Дошкольный возраст
считается сенситивным периодом для формирования нравственных качеств личности,
эмоционального и умственного развития. Поэтому так важно не «упустить момент»,
включить в процесс воспитания детей все возможные педагогические механизмы.
Метод проектов является такой педагогической технологией, которая полностью
соответствует задачам формирования основ гражданской идентичности у детей
дошкольного возраста. Проектная деятельность способствует не только получению
новых знаний, но и опыта познания и социализации, предоставляет возможности для
активной деятельности всех участников
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические основы формирования
гражданской идентичности детей дошкольного возраста в процессе организации
проектной деятельности
1.1. Сущность понятия гражданская идентичность в
педагогической литературе
Для определения целей,
содержания, методов и средств формирования гражданской идентичности у детей
дошкольного возраста важно раскрыть сущность понятия «гражданская
идентичность», его содержание и структуру. Понятие «гражданская идентичность»
рассматривается в различных научных областях: социологии, психологии,
политологии. Осмысление понятия «гражданская идентичность» в современной
дошкольной педагогике связано с задачей формирования гражданской позиции,
сформулированной в федеральных государственных образовательных стандартах.
Сегодня в основе
стандарта общего образования лежит представление об образовании как ключевом
институте социализации личности, обеспечивающем формирование гражданской идентичности как важного
условия укрепления российской государственности [32].
М.А. Юшин понимает
гражданскую идентичность как тождественность личности статусу гражданина,
готовность и способность выполнять связанные с наличием гражданства
обязанности, пользоваться правами, принимать активное участие в жизни
государства [37, с. 16].
А.Г. Асмолов считает, что
в основе гражданской идентичности лежит «осознание личностью своей
принадлежности к сообществу граждан определенного государства» [2, с. 37].
Понятие «гражданская идентичность»,
с точки зрения социологии и политологии, включает три основных элемента:
когнитивный – знание о
принадлежности к данной социальной общности (наличие знаний о государстве,
занимающем ту или иную территорию, народах, его населяющих, их культуре, языке
и традициях);