Курсовая с практикой на тему Формирование основ экологической культуры на уроках окружающий мир учащихся 1 класса
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 2. ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ОСНОВ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ 1 КЛАССА НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА 5
2.1. Критериально-уровневая характеристика сформированности основ экологической культуры учащихся 1 класса 5
2.2 Диагностика уровня сформированности основ экологической культуры первоклассников 16
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 30
Введение:
Актуальность темы. Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости изменения своего отношения к природе и обеспечения соответствующего воспитания и образования нового поколения.
В современном сложном, многообразном, динамичном, полном противоречий мире проблемы окружающей среды (экологические проблемы) приобрели глобальный масштаб. Основой развития человечества должно стать содружество человека и природы. Каждый должен понять, что только в гармоничном сосуществовании с природой возможно дальнейшее развитие нашего общества. Человеку необходимы новые знания, новая система ценностей, которые, безусловно, нужно создавать и воспитывать с детства. С детства надо учиться жить в согласии с природой, ее законами и принципами.
Задачи, поставленные во ФГОС НОО нацелены на конечный результат, который заключается в формировании целостной духовно-нравственной личности. Одной из важных сторон этого процесса является формирование основ экологической культуры у младших школьников.
Экологическая культура в современной школе должно охватывать все возрасты, оно должно стать приоритетным. Экологическими знаниями должны обладать все. Одной из актуальных проблем современности была и остается проблема экологического образования и воспитания всех слоев населения, формирования у каждого человека экологической культуры и экологического сознания, предполагающих разумное и грамотное, с биологической точки зрения, взаимодействие человека с природой.
Основой исследования являются труды С.А. Веретенниковой, С.Д. Дерябо, В.Н. Черняковой и др. Авторы в своих трудах раскрывают цели, задачи, принципы и условия экологического воспитания и формирования экологической культуры детей. Теоретические основные экологического воспитания детей-первоклассников представлены в работах П.Г. Саморуковой, С.Н. Николаевой.
Эффективность работы по формированию у детей первого класса основ экологической культуры, учитывая их возрастные особенности и возможности, во многом обусловливается теми методами, приемами, формами организации экологически-ориентированной деятельности с детьми, а также особенностями организации образовательного процесса с ними.
Ориентируясь на наглядный характер мышления ребенка-первоклассника, главная задача педагога – наглядно продемонстрировать причинно-следственные связи и зависимости, существующие в мире природы, развивать такие стороны мышления, как умение прогнозировать, устанавливать общность предметов и т.д.
В связи с этим проблема исследования заключается в диагностике формирования основ экологической культуры у детей младшего школьного возраста.
Целью работы является диагностика особенностей формирования основ экологической культуры детей младшего школьного возраста в процессе учебной деятельности на уроках окружающего мира.
Объектом работы выступает диагностика уровня сформированности основ экологической культуры детей первого класса.
Предметом являются критерии и показатели уровня сформированности основ экологической культуры детей первого класса.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что дети младшего школьного возраста характеризуются невысоким уровнем сформированности экологической культуры по таким критериям и показателям как наличие знаний о представителях животного и растительного мира, о характерных особенностях неживой природы и о признаках времен года.
В связи с этим необходимо решить следующие задачи исследования:
1. На основе психолого-педагогической литературы по проблеме исследования раскрыть сущность ключевых понятий.
2. Охарактеризовать особенности формирования основ экологической культуры у младших школьников на уроках окружающего мира.
3.Определить критерии показатели уровня сформированности основ экологической культуры у детей первого класса.
4.Проанализировать результаты исследования.
Методы исследования:
1) Теоретические: анализ и обобщение психолого-педагогической литературы по изучаемой проблеме.
2) Эмпирические: наблюдение, беседа.
3) Количественный и качественный анализ полученных данных.
База исследования: Государственное бюджетное образовательное учреждение города Севастополя «Средняя общеобразовательная школа №61 им. Героя Советского Союза А.И. Маринеско». Участниками исследования стали младшие школьники, которые обучаются в 1-х классах в количестве 40 человек (20 детей 1 «А» класс, 20 детей 1 «Б» класс).
Структура исследования: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Заключение:
Таким образом, в процессе исследования были решены следующие задачи:
1. Раскрыть понятие экологической культуры учащихся 1 класса. Экологическая культура представляет собой новую категорию педагогики, которая связанна с наукой экологией и ее разными ответвлениями. Составные экологической культуры личности — это знания о природе и их экологическая направленность, умение использовать их в реальной жизни, в поведении, в разнообразной деятельности (в играх, труде, быту).
2. Изучить актуальные проблемы формирования экологической культуры учащихся 1 класса а. Формирование экологической культуры должно протекать непрерывно на всех этапах образования ребенка. Раннее общение детей с природой помогает выработать и воспитать в их сознании правильные взгляды на нее, оценивать ее современное экологическое состояние и взаимоотношения человека с окружающей средой. Но обязательным требованием достижения данной цели является – исследование взрослыми сущности экологического образования, использование всех аспектов его содержания, следование принципам и правилам.
3. Охарактеризовать возможности формирования экологической культуры учащихся 1 класса в учебной деятельности. Программы обучения детей младшего школьного возраста, среди которых «Мы и окружающий мир» Н.Я. Дмитриевой, А.Н. Казаковой, курс «Окружающий мир», О.Т. Поглазовой, программа 21 век и курс «Окружающий мир» Н.Ф. Виноградовой, Г.Г. Иванченковой, И.В. Потапова, предполагают, что формы работы по экологическому образованию должны осуществляться в соответствии возрастных и индивидуальных особенностей младших школьников. В процессе формирования представлений детей об окружающем мире, используется широкий спектр методов и приемов педагогического влияния на детскую личность – дидактические игры и упражнения, организация экскурсий и наблюдения за природой, проведение уроков экологической направленности и экологических викторин, беседы и рассказы педагога в ходе занятия по уроку «Окружающий мир».
4. Организовать исследование уровня сформированности экологической культуры учащихся 1 класса. Организация исследования была проведена на базе Средней Общеобразовательной Школы №61 им. Героя Советского Союза А.И. Маринеско. Участниками исследования стали младшие школьники, которые обучаются в 1-х классах в количестве 40 человек. На основе полученных результатов проведенного констатирующего эксперимента были определены основные задачи программы, направленной на компенсацию имеющихся недостатков в плане уровня сформированности основ экологической культуры у младших школьников.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 2. ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ 1 КЛАССА НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА
2.1. Критериально-уровневая характеристика сформированности основ экологической культуры учащихся 1 класса
Исследование уровня сформированности основ экологической культуры детей учащихся 1 класса было организовано на базе Государственное бюджетное образовательное учреждение города Севастополя «Средняя общеобразовательная школа №61 им. Героя Советского Союза А.И. Маринеско». Участниками исследования стали младшие школьники, которые обучаются в 1-х классах в количестве 40 человек (20 детей 1 «А» класс, 20 детей 1 «Б» класс).
В начале учебного года (октябрь) был проведен констатирующий эксперимент, который состоял из индивидуальных заданий для детей, в ходе которого определялся начальный уровень сформированности основ экологических знаний у детей в классе.
Анализ, каждого выполненного ребенком диагностического задания, проводился на основе критериально-уровневых показателей, характеристика которых составлена на основе рекомендаций известного российского ученого П.Г. Саморуковой, которая определяет психолого-педагогические аспекты экологического воспитания и образования личности обучающихся, и представлена в таблице 1.
Так, критерий представляет собой признак, на основе которого будет произведена оценка и классификация сформированности показателей знаний детей об экологической культуре.
Показателем выступает определенное умение, на основе которого можно судить об уровне сформированности. Соответственно, уровни отражают количество сформированных знаний детей.
Результаты фиксировались в специально подготовленных таблицах. Затем, чтобы обобщить данные, были составлены сводные таблицы результатов тестирования группы на момент начала и конца учебного года.
При оценивании знаний и умений детей им задавались различные вопросы, ставились перед детьми проблемные ситуации, проводились наблюдения за деятельностью детей и т.д.
Диагностика уровня экологической культуры младших школьников проводилась с учетом возрастных особенностей по двум направлениям: формирование экологических знаний и правильного отношения к природным явлениям и объектам.
Полностью диагностические задания представлены ниже:
Задание 1. Определение характерных особенностей представителей мира животных (проводится индивидуально с каждым ребенком).
Цель. Определить уровень знания характерных особенностей представителей мира животных.
Оборудование. Три большие карты: первая разделена на три части (хозяйственный двор, лес, пейзаж жарких стран); на второй карте изображены голубое небо, ветви деревьев и земля; на третьей карте изображены небо и луг. Фигурки животных: лошади, коровы, свиньи, козы, барана, собаки; волка, лисы, медведя, зайца, оленя, тигра, слона, жирафа, зебры. Фигурки птиц: голубя, синицы, воробья, дятла, сороки, вороны, снегиря, совы. Фигурки насекомых: бабочки, пчелы, божьей коровки, стрекозы, муравья, кузнечика, мухи, комара, паука.
Инструкция к проведению. Педагог предлагает взять первую карту, из всех фигурок выбрать животных и разместить их на карте с учетом места их проживания.
Педагог предлагает взять вторую карту, из оставшихся фигурок выбрать птиц и разместить их на карте по своему усмотрению.
Педагог предлагает взять третью карту, из оставшихся картинок выбрать насекомых и разместить их на карте.
Если на столе остались какие-нибудь фигурки, можно предложить ребенку еще раз подумать и разместить их в соответствии с инструкцией. Спросить, по каким признакам он разместил животных на картах.
После того как ребенок справился с заданием, ему предлагается выбрать два изображения животных, три изображения птиц и три изображения насекомых и затем ответить на следующие вопросы в соответствии с выбранными картинками.
— Как называется животное (птица, насекомое)?
— Что ты можешь рассказать о нем?
— Твое отношение к ним.
Оценка результатов деятельности
Высокий уровень (13 — 15 баллов)
• Ребенок без особого труда распределяет представителей животного мира по видам; аргументирует свой выбор.
• Соотносит представителей фауны со средой обитания.
• Знает характерные признаки.
• Без особого труда, связно и последовательно отвечает на поставленные вопросы.
• Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к животным, птицам и насекомым.
Средний уровень (8 — 12 баллов)
• Ребенок иногда допускает незначительные ошибки при распределении представителей животного мира по видам.
• Не всегда аргументирует свой выбор.
• В основном соотносит представителей фауны со средой обитания.
• Знает характерные признаки, но иногда допускает неточности в ответах.
• На поставленные вопросы отвечает последовательно, но иногда ответы бывают слишком краткими.
• Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к животным, птицам и насекомым.
Низкий уровень (5 — 7 баллов)
• Ребенок часто допускает ошибки при распределении представителей животного мира по видам.
• Не всегда аргументирует свой выбор.
• Не всегда соотносит представителей фауны со средой обитания.
• Затрудняется назвать характерные признаки.
• На поставленные вопросы отвечать затрудняется, а если и отвечает, то в основном неверно.
• Не проявляет интереса и не выражает свое отношение к животным, птицам и насекомым.
Задание 2. Определение характерных особенностей растительного мира (проводится индивидуально с каждым ребенком).
Цель. Определить уровень знания характерных особенностей растительного мира.
Оборудование. Комнатные растения: герань (пеларгония), традесканция, бегония, аспидистра (дружная семейка) и бальзамин султанский (огонек); лейка для полива комнатных растений; распылитель воды; палочка для рыхления; тряпочка и поддон.
Инструкция к проведению. Педагог называет пять комнатных растений, предлагает показать их.
— Какие условия необходимы для жизни, роста и развития комнатных растений?
— Как правильно ухаживать за комнатными растениями?
— Покажи, как правильно это нужно делать (на примере одного растения).
— Для чего людям нужны комнатные растения?
— Нравятся ли тебе комнатные растения и почему?
Затем педагог предлагает из представленных (даны в скобках) выбрать:
а) сначала деревья, потом кустарники (тополь, сирень, береза);
б) лиственные и хвойные деревья (ель, дуб, сосна, осина);
в) ягоды и грибы (земляника, волнушка, подберезовик, клубника);
г) цветы сада и цветы леса (астра, подснежник, ландыш, тюльпан).
Оценка результатов деятельности
Высокий уровень (13 — 15 баллов)