Игровая деятельность Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему Формирование основ безопасного поведения в социуме у детей старшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

1
Теоретические основы формирование основ безопасного поведения в социуме у детей
старшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности. 6

1.1 Анализ
проблемы формирования основ безопасного поведения в социуме у детей старшего
дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе  6

1.2
Особенности организации формирования основ безопасного поведения в социуме у
детей старшего дошкольного возраст. 15

1.3 Игровая
деятельность как средство формирования основ безопасного поведения в социуме у
детей старшего дошкольного возраста. 18

2
Методические основы формирования основ безопасного поведения в социуме у детей
старшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности. 21

2.1 Подбор
игр разных видов на формирование основ безопасного поведения в социуме у детей
старшего дошкольного возраста. 21

2.2
Методические рекомендации по формированию основ безопасного поведения в социуме
у детей старшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности. 25

Заключение. 31

Список
литературы.. 32

  

Введение:

 

Динамично развивающийся
мир предъявляет повышенные требования к людям в плане социальной адаптации и
безопасного поведения в быту, на производстве, на улице, в природе.

Сегодня безопасность
детей, проблема сохранения и укрепления здоровья детей – одна из главных
стратегических задач развития страны. Она регламентируется и обеспечивается
такими нормативно-правовыми документами, как Закон РФ «Об образовании» (ст.
51), указ «Об утверждении основных направлений государственной социальной
политики по улучшению положения детей в РФ», Конституцией РФ, Конвенцией о
правах ребёнка и др.

Ключевая роль в
обеспечении безопасного поведения отдельной личности, в частности подрастающего
поколения, на начальном этапе принадлежит дошкольному образованию.

Одним из направлений
реализации образовательной области «Социально – коммуникативное развитие»
согласно ФГОС ДО, является формирование основ безопасного поведения в быту,
социуме и природе [26].

Без сомнения, тема
детской безопасности одна из самых главных в дошкольном детстве, ведь именно в
этот период происходит интенсивное освоение окружающего мира, идет процесс
формирования основ безопасного поведения.

В дошкольном возрасте
ребенок по своим физиологическим особенностям пока не может самостоятельно
определить всю меру опасности. Эта миссия защиты ребёнка возложена на взрослого
человека. Детям нужно прививать навыки поведения в ситуациях, чреватых
получением травм, формировать у них представление о наиболее типичных, часто
встречающихся опасных ситуациях.

Формирование знаний
ребёнка о здоровье и безопасности ещё не гарантирует, что он будет, следуя им,
вести правильный образ жизни. Для этого необходимо создание у него стойкой
мотивации на здоровье и безопасность.

Анализ проблемы
формирования опыта безопасного поведения детей, прежде всего, связан с
расширением спектра источников опасности в окружающем мире и отсутствием
навыков поведения в различных угрожающих и чрезвычайных ситуациях.

Логика построения
образовательного процесса в ДОУ должна определяться условиями формирования
знаний о безопасном поведении, а также возрастными особенностями детей. Знания
и умения детей зависят от возраста и усложняются в каждой возрастной группе.

Для того чтобы дети не
просто помнили правила безопасности, но и научились применять их в своей
практике, необходимо сформировать у их понимание значимости и последствий
выполнения или нарушения этих правил.

Анализ
психолого-педагогической литературы показывает, что проблема формирования
знаний о безопасном поведении исследовалась в работах Т.Г. Хромцовой, О.Г.
Жуковой, Н.Т. Мельниковой, Л.А. Захаровой. К.Ю. Белой, В.Н. Зимониной, С.А.
Козловой и других. Значительный вклад в исследование данной проблемы внесли
И.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стёркина, разработавшие программу и
учебно-методическое пособие «Основы безопасности детей дошкольного возраста».

Самым лучшим способом
обучения детей всегда был пример, не важно – собственный или чей-то. Главное не
прочитать, не услышать, а увидеть собственными глазами и почувствовать. С этой
задачей отлично справятся мультипликационные фильмы. Они покажут ребенку, что
может случиться в том случае, если он будет пренебрегать правилами
безопасности: играть с огнем, газом, разговаривать с незнакомыми людьми,
баловаться на железной дороге и т.д. Движение, звук, мультипликация надолго
привлекают внимание малышей. Дети получают эмоциональный и познавательный
заряд, вызывающий у них желание рассмотреть, действовать, играть, вернуться к
этому занятию вновь. Использование таких новых, непривычных приёмов объяснения и
закрепления материала помогает развить произвольное внимание у дошкольников.

Цель исследования – теоретическое
обоснование проблемы исследования по использованию игровой деятельность в
процессе формирования основ безопасного поведения в социуме у детей старшего
дошкольного возраста.

Объект исследования – формирование
основ безопасного поведения в социуме у детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования –
формирование основ безопасного поведения в социуме у детей старшего дошкольного
возраста посредством игровой деятельности.

Задачи исследования

1. Проанализировать
проблемы формирования основ безопасного поведения в социуме у детей старшего
дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе.

2. Рассмотреть
особенности организации формирования основ безопасного поведения в социуме у
детей старшего дошкольного возраст.

3. Рассмотреть
особенности игровой деятельности как средство формирования основ безопасного
поведения в социуме у детей старшего дошкольного возраста.

4. Подобрать игры разных
видов на формирование основ безопасного поведения в социуме у детей старшего
дошкольного возраста.

5. Разработать
методические рекомендации по формированию основ безопасного поведения в социуме
у детей старшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности.

Методы исследования –
анализ нормативных документов, анализ психолого-педагогической литературы по
теме исследования.

Структура работы – работа
состоит из введения, двух глав (теоретическая и прикладная), заключения, списка
литературы и приложений.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Дошкольный возраст –
важнейший период, когда формируется человеческая личность, и закладываются
прочные основы опыта жизнедеятельности, формируются навыки поведения. В этом
возрасте ребенок уже должен самостоятельно уметь определять меру опасности,
правильно пользоваться предметами быта, уметь обращаться с животными, кататься
на велосипеде, объяснять, как надо вести себя во дворе, на улице и дома.

Проведённый анализ
педагогической литературы, посвященной данной проблеме, показал необходимость
построения систематической работы по формированию знаний детей о безопасном
поведении. В процессе работы были проанализированы различные формы и методы
обучения, изучена методика организации проектной деятельности детей старшего
дошкольного возраста.

Безопасность – это не
просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно вести себя в различных
ситуациях. Поэтому как наиболее эффективное и результативное средство обучения
являются мультфильмы. Игровая деятельность – это отличный способ совместить
приятное с полезным: хорошо провести время и одновременно выучить правила безопасности.
С помощью игр можно доходчиво объяснит и наглядно покажет им, что может
случиться, если не соблюдать правила безопасности. С помощью игр можно
совершенно ненавязчиво прививает дошкольникам правила поведения с опасными
предметами и в опасных ситуациях. Благодаря игровой деятельности дети с
интересом решают задачи в области формирования знаний о безопасном поведении,
новый метод заставляет их думать и решать возникающие проблемы в нестандартных
ситуациях.

Содержание данной работы
может быть использовано воспитателями ДОУ при планировании и построении занятий
по формированию знаний детей о безопасном поведении.

 

Фрагмент текста работы:

 

1 Теоретические основы
формирование основ безопасного поведения в социуме у детей старшего дошкольного
возраста посредством игровой деятельности 1.1 Анализ проблемы
формирования основ безопасного поведения в социуме у детей старшего дошкольного
возраста в психолого-педагогической литературе

Обеспечение безопасного
поведения является одной из приоритетных для человечества потребностей. Для
того чтобы понимать что же такое опасность следует раскрыть тему безопасности.

Безопасность — это не
просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно себя вести в различных
ситуациях. Кроме того, дети могут оказаться в непредсказуемой ситуации на улице
и дома, поэтому главной задачей взрослых является стимулирования развития у них
самостоятельности и ответственности. В связи с этим традиционные формы
обучения, принятые в ДОУ, могут использоваться лишь частично и больше внимания
надо уделять организации различных видов деятельности, направленных на
приобретение детьми определенного навыка поведения, опыта. Ведь все, чему учат
детей, они должны применить в реальной жизни, на практике [19].

Безопасность — это
состояние деятельности, при котором с определенной вероятностью исключается
проявление опасностей. Безопасность — это цель, а безопасность жизнедеятельности
— средства, пути, методы ее достижения. Опасности — это составляющие любого
процесса или явления, характеризующиеся физическими, химическими и
биологическими действиями с неблагоприятными последствиями для человека и
окружающей среды [24].

Безопасность — это
состояние защищенности жизненно-важных интересов личности, общества и
государства от любых внутренних и внешних угроз, так сказано в законе РФ «О
безопасности» [2].

Под жизненно-важными
интересами подразумевается совокупность неких потребностей, удовлетворение
которых обеспечивает существование, а также возможность развития личности,
общества и государства.

Безопасностью
жизнедеятельности является состояние деятельности, при котором исключено (с
определенной вероятностью) проявление какой- либо опасности или состояние
физической, психической и социальной защищенности [1].

Безопасность детей — это
целая система условий, которые обеспечивают охрану жизни и здоровья детей, где
бы они ни находились — дома, в детском саду, в дороге на всех видах транспорта,
играли во дворе, при хождении по дорогам, катании на горках, коньках и
велосипеде, в походах и так далее. Безопасность детей обеспечивается взрослыми,
в том числе и работниками дошкольных образовательных организаций, несущими на
себе ответственность за организацию детской жизнедеятельности, сохранение и
укрепление их физического и психического здоровья. Здесь задача взрослых, а
также детского сада, не столько обеспечить безопасность жизнедеятельности
детей, сколько способствовать формированию элементарных знаний о тех или иных
видах опасности и безопасном поведении в различных ситуациях. Для этого важно
понимать, что может подвергать здоровье и жизнь детей опасности.

Существует множество
разновидностей безопасности, изучаемых с точки зрения детства, исходя из мест
дислокации, обстоятельств, направления и сезонности — это, безопасность на
дороге, в быту, в природе, во дворе и т.д. Для каждого из этих разновидностей
безопасности существует множество правил, знание и соблюдение которых может и
должно способствовать обеспечению безопасного поведения детей. Все
разновидностей безопасности объединяют несколько больших направлений
безопасности:

1. Ребенок и другие люди.
В этом направлении безопасность рассматривается с точки зрения контакта ребенка
с другими людьми. Различия между ожидаемой реакцией и реальной, внешностью
человека и его поведением, опасные ситуации с незнакомцами, насильственные
действия со стороны неизвестных ребенку людей, взаимодействие ребенка с другими
детьми и с незнакомыми людьми на хорошо знакомой ребенку территории (детский
сад, дом, двор) все это основные проблемы данного направления.

2. Ребенок и природа.
Здесь имеется ввиду само отношение ребенка к природе и его понимание того, что
все в природе взаимосвязано. Загрязнение окружающей среды, бережное отношение к
природе, ядовитые и опасные растения, контакты с животными — это те вопросы,
которые рассматриваются в данном направлении.

3. Ребенок дома. В этом
направлении рассматриваются такие проблемы как умение обращаться с различными
вещами, знание того, какие вещи трогать ни при каких обстоятельствах нельзя,
экстремальные ситуации и как вести себя при открытых окнах.

4. Здоровье ребенка.
Главной ценностью человеческой жизни является здоровье. В данном направлении
главными вопросами являются изучение ребенком своего организма, умение
прислушиваться к нему, важность профилактики заболеваний, гигиена, забота о
своем здоровье и о здоровье окружающих, разновидности болезней, в том числе и
инфекционных, роль лекарств, витаминов и вхождения в привычку вести здоровый
образ жизни.

5. Эмоциональное
благополучие ребенка. Данное направление касается эмоционального благополучия
детей, но предназначено больше для взрослых. Здесь рассматриваются такие важные
вопросы как психическое здоровье, страхи и конфликты.

6. Ребенок на улице —
одно из самых больших направлений, включающих большой объем рассматриваемых
вопросов. В этом направлении проблема безопасности рассматривается в вопросах:
устройство проезжей части и тротуаров, дорожные знаки и их условное деление на
категории «для пешеходов» и «для водителей», а также светофоры и зебры, правила
езды на велосипеде, работа ГИБДД, полицейский-регулировщик, правила поведения в
транспорте и вопросы, связанные с ситуацией, если ребенок чувствует, что
потерялся [10].

Безопасность является не
просто некой суммой усвоенных знаний, а именно умением правильно вести себя в
различных ситуациях. Обеспечение всех условий для формирования навыков
безопасного поведения — прямая обязанность взрослых (в том числе и работников
детских садов) в вопросах безопасности детей. С первых лет жизни
любознательность детей, их активность в сфере познания окружающего порой
становится небезопасными для них самих. Процесс формирования знаний об
опасностях и безопасного поведения неизбежно связан с запретами. При этом
взрослые могут е замечать, как часто они произносят слова: «нельзя», «отойди», «брось»,
«не трогай» и так далее. Или, напротив, пытаются рассказать об опасности путем
весьма долгих и не всегда усваиваемых и понятных детям наставлений. Все это
может дать обратный результат [22].

Обучение детей навыкам
безопасного поведения можно условно разделить на два периода. Первый — это дети
3-5 лет (младшая и средняя группа), второй — дети 5-7 лет (старшая и
подготовительная группа).

Первый период — это
период впитывания и накопления знаний. В этом возрасте у детей наблюдается
повышенная впечатлительность, любознательность, а также, что является особо
важным, восприимчивость. Осуществление воспитательной работы с детьми данного
возрастного периода следует направить на накопление первичных знаний об
опасностях и поведения в ситуациях, в которых будут присутствовать изученные
опасности.

Говоря о детях 5-7 лет
или втором периоде, следует сказать об изменении психологической позиции детей:
они впервые начинают ощущать себя старшими в детском саду среди детей, а это
свидетельствует о том, что они уже могут относительно осознано отвечать за свои
поступки, контролировать не только свое поведение, но и поведение других. Если
говорить о работе с такими детьми, то ее следует направлять на закрепление и
систематизацию уже полученных знаний во время предыдущего возрастного периода,
а так же способствовать применению этих знаний в повседневной жизни [23].

Как уже сказано выше,
одной из основных задач детского сада является охрана жизни и здоровья детей. В
первую очередь — это обеспечение безопасности жизнедеятельности. Только в этом
случае можно говорить, что жизнь и здоровье ребенка действительно охраняются.
Даже если полностью изолировать детей от всего опасного, поместить в «стерильную»
клетку, где нет ни колющих и режущих предметов, ни микробов, ни ядовитых
растений, ни животных, ни чрезмерных нагрузок — они не будут в безопасности,
так как в этом случае получится лишь частично сохранить их соматическое здоровье,
но гарантировать психическое здоровье детей никто не сможет.

В отечественной
дошкольной педагогике советского периода была признана очень важной проблема
охраны жизни и здоровья детей и находила практическое выражение в методической
литературе, некоторых программных документах, а также в опыте дошкольного
воспитания.

Вопросы безопасного
поведения разрабатывались в исследованиях многих отечественных ученых (М.В.
Ломоносов, А.А. Сочинский и др.) [8].

К.Ю. Белая понимает под
безопасностью состояние защищенности жизненно важных интересов личности,
общества и государства от внутренних и внешних угроз [4].

В.А. Ананьев считает, что
безопасное поведение – это поведение, обеспечивающее безопасность существования
личности, а также не наносящее вред окружающим людям [3]. Согласно Ж.Д. Абросимовой,
поведение – это особая форма деятельности. Она становится именно поведением
тогда, когда мотивация действий из предметного плана переходит в план личностно-общественных
отношений [1].

Исследователь Т.Г.
Хромцова определяет безопасное поведение детей старшего дошкольного возраста в
быту, как совокупность знаний о правилах безопасности жизнедеятельности, умений
обращения с потенциально опасными предметами и переживаний, определяющих мотивы
поведения ребенка, что даст возможность вычленить критерии безопасного
поведения, такие как когнитивный, деятельностный и рефлексивно-оценочный [26]. В парциальной программе Н.Н.
Авдеева дает следующее определение: «Безопасное поведение в быту в дошкольном возрасте
– это усвоение детьми-дошкольниками определенных правил поведения в
повседневной жизни» [2].

В условиях безопасности в
социуме вопросы безопасности обострились и приняли характерные для проблемы
выживания человека черты.

Сегодня, как никогда
раньше, общество испытывает тревогу за детей. И здесь уже задача состоит не
только в том, чтобы взрослым оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить
его к встрече с разными сложными, а порой и опасными жизненными ситуациями.

Безопасное поведение в
социуме применительно к дошкольникам старшего возраста это, прежде всего,
осторожное и осмотрительное отношение к потенциально опасным для ребенка ситуациям,
ориентация в информацонно-коммуникативном пространстве и использование знаний в
решении исследовательских задач для познания окружающей действительности.

В силу физиологических
особенностей, ребенок не может самостоятельно определить всю меру опасности
своего существования, поэтому на взрослых природой возложена миссия защиты
детей — способствовать формированию элементарных знаний основ безопасности.
Схожая миссия выполняется и дошкольными образовательными организациями [9].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы