Курсовая с практикой Гуманитарные науки Русский язык

Курсовая с практикой на тему Формирование орфографического навыка у младших школьников в условиях малокомплектной школы.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРЕПОДАВАНИЯ В МАЛОКОМПЛЕКТНОЙ ШКОЛЕ 5
1.1. Учебно-воспитательный процесс в малокомплектной школе 5
1.2. Орфографические умения как сложные действия 7
1.3. Роль орфографического навыка в процессе формирования грамотного письма 10
ГЛАВА 2. УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ОРФОГРАФИЧЕСКОГО НАВЫКА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ МАЛОКОМПЛЕКТНОЙ ШКОЛЫ 14
2.1. Особенности уроков обучения грамоте в малокомплектной школе 14
2.2. Опыт работы учителя в малокомплектной школе 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 28

  

Введение:

 

Письменная речь, как одна из форм речевой деятельности, является важным средством коммуникации и получения знаний, особенно в период школьного обучения. Полноценное освоение им является не только образовательным, но и социальной задачей, поскольку социальная функция усвоения норм правописания заключается в овладении орфографической грамотности, которая является одним из условий культурного образования человека.
Формирование умения младших школьников в условиях малокомплектной школы грамотно и последовательно формулировать свои мысли в письменной форме является важным компонентом всего процесса обучения.
Однако, учитывая все трудности и проблемы организации учебного процесса в малокомплектной школе, существуют все возможности для осуществления качественного прохождения программного материала.
Одной из важнейших задач обучения является практическое овладение системой русского языка. В его решении особое место принадлежит работе над повышением письменной грамотности учащихся, на которую необходимо обращать внимание при изучении всех разделов языка, когда ученики осознают взаимоотношения между звуками и буквами, между произношением и написанием. Знание этих связей необходимо для выработки навыков правильного произношения отдельных звуков и звукосочетаний, для усвоения графики и орфографии, морфемного строения слова и частей речи.
Таким образом, актуальность исследования определяется, во-первых, необходимостью повышения уровня орфографической грамотности учащихся начальных классов, во-вторых, недостаточной обработкой исследуемой проблемы в лингводидактике.
Отсутствие в литературе единых взглядов ученых по поводу указанных навыков в контексте письменной речевой практики и связь с другими компонентами этого вида деятельности дал основание для выделения компонентов орфографических навыков и их взаимосвязей.
Цель работы — дать определение орфографических навыков, определить их условия формирования у младших школьников в условиях малокомплектной школы.
Цель работы предусматривает решение таких задач:
1) охарактеризовать учебно-воспитательный процесс в малокомплектной школе;
2) дать определение и перечислить компоненты орфографических навыков как сложных действий;
3) определить роль орфографических навыков в процессе формирования грамотного письма младших школьников в условиях малокомплектной школы.
Методы исследования: общенаучные методы: анализ, синтез, сравнение; проблемный анализ литературы по методике преподавания для определения теоретических основ исследования.
Практическая значимость работы состоит в том, что ее результаты можно использовать на занятиях по методике преподавания русского языка в вузе, а также результаты исследования будут полезны в практике преподавания учителя начальных классов в малокомплектной школы.
Научная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Исследование позволило многопланово взглянуть на проблему не только квалификации понятия орфографического навыка, но и на условия его формирования у младших школьников в условиях малокомплектной школы.
В работе исследованы орфографические умения как сложные действия и их роль в процессе формирования грамотного письма. Доказано, что на особенности уроков обучения грамоте влияет организация учебно-воспитательного процесса, в частности в малокомплектной школе.
Особенности организации учебных занятий в малокомплектных школах вносят существенные изменения в логику построения конкретного урока в классе с разновозрастными группами учащихся. В этом смысле важно обратить внимание на особенности структуры урока, а также организацию самостоятельной учебной деятельности учащихся на уроке.
Особенности образовательного процесса в малокомплектных школах обусловливают постепенное увеличение части индивидуальной самостоятельной работы и использования задач с целью поэтапного повышения уровня сложности учебного материала для подготовки ученика к самообразованию.
Проблема овладения школьниками орфографией, исследования условий повышения эффективности этого процесса стоит в центре внимания методистов. В современных программах и учебниках русского языка сделаны значительные шаги в направлении повышения научности преподавания.
Процесс овладения орфографией имеет сложную многооперационную и многоуровневую психологическую структуру, которая предполагает формирование многих действий и операций. Орфографический навык относится к интеллектуальным навыкам, его структура предполагает осуществление ряда простых действий:
— заметить орфограмму (орфографическая зоркость);
— определять ее тип (место орфограммы в слове: корень, суффикс, префикс);
— вспомнить правило написания орфограммы (применение теоретических знаний);
— записать орфограмму соответственно правилу — использовать это правило (решить орфографическую задачу);
— осуществлять контроль над орфограммой.
В процессе грамотного письма задействованы различные умения: графо-моторные, познавательные, практические, теоретические умения. Помимо этого в процессе формирования коммуникативных умений учащихся начальных классов необходимо учитывать психологические изменения в познавательной деятельности младших школьников.
Кроме того, целенаправленная реализация связи орфографии с фонетикой, графикой, морфемики, словообразования, морфологии способствует успешному формированию у учащихся умений и навыков выделять орфограммы и классифицировать их, а также эффективно применять на практике правила, содержание которых основывается на законах языка. Это доказывает опыт работы учителей в малокомплектной школе. Специфика проведения уроков в классах-комплектах характеризуется обязательностью и разнообразием самостоятельных работ, от эффективности которых напрямую зависит результативность учебной работы.
Таким образом, именно в малокомплектной школе при всех трудностях и проблемах обучения, рассмотрев подробно структуру орфографического навыка, мы можем отметить, что выпадение любой составляющей побуждает к возникновению ошибок учащихся, вместе с тем, есть все возможности для осуществления качественного прохождения программного материала.

   

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРЕПОДАВАНИЯ В МАЛОКОМПЛЕКТНОЙ ШКОЛЕ

1.1. Учебно-воспитательный процесс в малокомплектной школе

Малокомплектная школа в системе образования действует, главным образом, в небольших населенных пунктах, где ежегодно прием учеников меньше нормы, установленной для комплектования одного класса. Это — общеобразовательное учебное заведение, в котором из-за малочисленности учеников класса объединяются в комплект, где обучение обеспечивается одним учителем.
Относительно научного обеспечения деятельности сельских школ, в том числе и малокомплектных, то следует признать, что раскрытию этой темы посвящены лишь отдельные работы. В частности, за последнее десятилетие отечественными учеными исследованы особенности организации учебно-воспитательного процесса в малокомплектной школе (О.Я. Савченко, Н.И. Присяжнюк, Г.Б. Тришневская), научно-методические основы деятельности учебных учебных заведений нового типа «школа-дошкольное учебное заведение» (В.Г. Кузь), организация воспитательного процесса в сельской школе (О.М. Коберник).
К характерным чертам малокомплектной школы, независимо от его степени и количества комплектов, можно отнести: малочисленность и неравномерность наполнения классов, нестабильность сочетание классов, вариативность ежегодного набора учащихся, работу учителя одновременно с разновозрастным составом учащихся, необходимость взаимосвязи форм и методов, используемых в отношении учеников каждого класса, что предусматривают достижение учебной цели. Оценка таких особенностей не может быть однозначной. С одной стороны, указанные особенности создают благоприятные условия для индивидуализации и дифференциации учебно-воспитательной работы, обеспечение действенного взаимовлияния школьников друг на друга, их сотрудничество, утверждение партнерских взаимоотношений между учителем и учениками, а с другой — усиливают трудности педагогической деятельности, требуя от педагога гибкой, нестандартной реакции. К этому следует добавить такие негативные факторы, как: дефицит непосредственного речевого общения учителя с отдельным ребенком, следствием чего может стать замедление его речевого развития, снижение внимания в процессе урока, потеря интереса к учебе вообще [11].
В зависимости от территориальных условий в отдельных небольших населенных пунктах работают школы, в которых учитель ведет два, а то и три начальных класса. Правильная организация, глубоко продуманное планирование уроков и методов работы, исполнительная подготовка учителя к занятиям обеспечат успешные последствия обучения в малокомплектной школе. Приступая к организации работы в такой школе, ее руководителям надо правильно распределить классы между учителями, составить расписание уроков, обсудить программы, методы работы, в частности методы самостоятельной работы учащихся, обеспечить школу соответствующими наглядными пособиями. Учителя малокомплектных школ большое внимание уделяют обеспечению школы учебным оборудованием, потому что каждая минута на уроке в таких условиях должна быть рационально использована. В классе должно быть две доски с шторками. Это позволяет записывать задачи еще до уроков, завешивать их и открывать, когда нужно. Школа должна быть обеспечена наглядными пособиями и дидактическим материалом, чтобы в кратчайшие сроки ученики воспринимали новый материал и выполняли самостоятельно задачи. Наглядные пособия следует тщательно хранить. Удачное распределение классов между учителями в малокомплектной школе — одно из важных условий успешного обучения.
Тяжелее всего работать в 1 классе, потому что первоклассники нуждаются больше внимания со стороны учителя. Поэтому в зависимости от количества учеников один учитель может вести первый класс, а второй учитель — два класса — второй и третий.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы