Курсовая с практикой на тему Формирование орфографических навыков у учащихся-дагестанцев при изучении словообразования прилагательных
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1.
Теоретические аспекты формирования орфографических навыков при изучении
словообразования прилагательных. 5
1.1. Прилагательное
как часть речи и закономерности развития навыков словообразования прилагательных
в онтогенезе. 5
1.2. Специфика
формирования орфографических навыков. 9
Глава 2. Анализ
формирования орфографических навыков у учащихся-дагестанцев при изучении
словообразования прилагательных. 13
2.1. Методика
формирования орфографических навыков у учащихся-дагестанцев при изучении
словообразования прилагательных. 13
2.2. Содержание и
результаты изучения орфографических навыков при изучении словообразования
прилагательных учащихся-дагестанцев. 17
Заключение. 23
Список использованных источников и
литературы.. 24
Приложения 27
Введение:
Одним из показателей нормального развития
речи является овладение учащимися-дагестанцами навыками словообразования.
Словообразование представляет собой процесс образования слов. Развитие умения
образовывать новые слова – это важное условие обогащения словарного запаса за
счет производных лексем, развития предпосылок орфографически правильного
письма. Владение навыками слοвοοбрaзοвaния эффективно влияет на развитие
языковой компетенции человека и на развитии речевой коммуникации в целом.
Многие исследователи, изучавшие
развитие навыков словообразования в онтогенезе (А.Н. Гвоздев, А.Н. Леонтьев,
Т.Н. Ушакова, Д.Б. Эльконин,
С.Н. Цейтлин и др.) подчеркивали важность развития у человека умения
образовывать новые слова, которые на ранних этапах онтогенеза является
словотворчеством, так как производятся не по правилам русского языка.
Нарушение словообразования имен
прилагательных занимает ведущее место в структуре нарушения речи в целом.
Неумение образовывать новые слова различными способами сужает возможности
обогащения словаря, препятствует полноценному овладению грамматическим
компонентом языковой системы, является причиной неточного понимания значения
ряда слов (например, родственных или однокоренных слов). Именно поэтому для
учащихся-дагестанцев важно усвоить словообразовательные умения прилагательных,
которые позволят формировать орфографические навыки.
Развитие навыков словообразования у
учащихся-дагестанцев является актуальной проблемой, поскольку от ее решения
зависит дальнейшая успешность в речевой коммуникации и, как следствие, их
успешная социализация.
Таким образом, вышеизложенное
свидетельствует об актуальности проблемы исследования, рассматриваемой в рамках
данной работы.
Объектом
исследования является процесс обучения
учащихся-дагестанцев словообразованию прилагательных. В качестве предмета работы выступает формирование орфографических
навыков у учащихся-дагестанцев при изучении словообразования прилагательных.
Цель
исследования состоит в установлении
особенностей навыка словообразования прилагательных учащихся-дагестанцев и
влияния данного процесса на формирования орфографических навыков.
В ходе настоящего исследования были
поставлены и решались следующие задачи:
– изучить специфику
словообразования прилагательных;
– исследовать понятие и особенности
процесса формирования орфографических навыков;
– выявить специфику формирования
орфографических навыков у учащихся-дагестанцев при изучении словообразования
прилагательных.
При
написании работы использованы методы исследования: изучение, анализ, обобщение и
систематизация научно-методической литературы по проблеме исследования.
Теоретической
базой исследования являются
труды учёных, исследовавших:
– прилагательное как часть речи,
его категории (Н.С. Валгина, Е.А. Земская, Е.И. Литневская, А.Е. Супрун
и др.);
– закономерности и условия развития
словообразования прилагательных в онтогенезе, его значение для развития устной
речи (А.Г. Арушановой, А.Н. Гвоздев, О.С. Ушакова, Т.Н. Ушакова,
С.Н. Цейтлин и др.).
Практическая
значимость работы заключается в возможности
использования результатов исследования в целях развития у учащихся-дагестанцев
формирования орфографических навыков при изучении словообразования
прилагательных.
Работа
состоит из введения, двух глав, заключения, список источников и литературы.
Заключение:
В результате анализа
формирования орфографических навыков у учащихся-дагестанцев при изучении
словообразования прилагательных были сделаны следующие выводы.
Анализ образцов речи,
приведенных в таблицах, позволил определить спектр ошибок, допускаемых учащимися-дагестанцы
при образовании производных имен прилагательных:
̶ пропуск словообразующего суффикса;
̶ добавление в структуру производного слова
лишнего суффикса, существующего в языке;
̶ добавление в структуру производного слова
лишнего суффикса, не существующего в языке (суффикса-заменителя);
̶ замена нормативного словообразовательного
суффикса на суффиксы, существующие в языковой системе;
̶ замена нормативного словообразовательного
суффикса на суффиксы-заместители, не существующие в языке;
̶ усечение части нормативного суффикса.
При выполнении
экспериментального задания вышеперечисленные ошибки проявлялись неодинаково, с
различной частотностью. Так, наибольшее число ошибок, связанных с добавлением
лишних, не существующих в языке формантов зафиксированы только в случаях
образования прилагательных по наиболее сложным словообразовательным моделям.
Пропуск словообразовательного суффикса также является типичной ошибкой при
образовании прилагательных по более сложным словообразовательным моделям.
Обобщая вышесказанное,
можно сделать вывод о том, что словообразование имен прилагательных весьма
слабо развито у учащихся-дагестанцев, что негативно влияет на формирование
орфографических навыков.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические аспекты формирования
орфографических навыков при изучении словообразования прилагательных 1.1. Прилагательное как часть речи и
закономерности развития навыков словообразования прилагательных в онтогенезе Н.С. Валгина
определяет имя прилагательное как слова, обозначающие постоянный признак
предмета. Семантической основой имени прилагательного является обозначение
качества, признака, принадлежности предметов как относительно постоянное
свойство [4].
Е.И. Литневская
[17] и А.Е. Супрун [24] определяют
имя прилагательное как самостоятельную знаменательную часть речи, которая
обозначает непроцессуальный признак предмета и выражает это значение в
словоизменительных морфологических категориях рода, числа и падежа.
Л.Л. Касаткин
определяет имя прилагательное как часть речи, выражающую общекатегориальное
значение признака предмета в форме грамматической зависимости от
существительного [14].
Е.А. Земская
указывает, что в
зависимости от значения и грамматических свойств все прилагательные делятся на
притяжательные, качественные и относительные [13].
Притяжательные
прилагательные обозначают принадлежность предмета лицу или животному и
образуются от существительных суффиксами -ин-, -ов-, -ий-.
Эти суффиксы стоят в конце основы прилагательного.
Н.Г. Фирсова
отмечает, что в притяжательных прилагательных, образованных от одушевленных
существительных, отмечается дифференциация принадлежности к индивиду и к
классу. В прилагательных с принадлежностью к классу используется суффикс -й
и флексия, напоминающая полную форму относительных или качественных
прилагательных. А в случае принадлежности к индивиду они имеют суффикс -ин- и
краткую форму окончаний [34].
Качественные
прилагательные обозначают качество, свойство предмета: его размер, форму, цвет,
физические характеристики, а также склонность предмета к совершению действия.
Относительные
прилагательные обозначают признак предмета через отношение этого предмета к
другому предмету, действию или другому признаку. Относительные прилагательные
образуются от существительных, глаголов и наречий; наиболее распространенными
суффиксами относительных прилагательных являются суффиксы -н-, -ов-,
-ин-, -ск-, -л-.
Многие психологи,
изучавшие становление речи в онтогенезе, такие как Л.С. Выготский [8],
А.Н. Леонтьев [16], С.А. Рубинштейн [22], Д.Б. Эльконин [41] и
др. отмечают, что речь находится в непосредственной связи с процессом мышления.
Эти ученые раскрыли последовательность и правильность развития речи отмечая тесную связь словообразовательных процессов с работой
механизмов, которые обеспечивают целостное усвоение речи.
Словообразование
– это, во-первых, раздел языкознания, который изучает состав слова и законы его
образования, а, во-вторых, процесс образования новых слов на основе уже
имеющихся языковых единиц. В
структуре данного процесса выделяются морфемика и собственно словообразование.
Морфемика – раздел языкознания, в котором изучается система морфем языка и
морфемная структура слов и их форм, иными словами – это учение о строении слова
и о его структуре. Находясь в одном ряду с морфологией и синтаксисом, процесс
словообразования рассматривается как часть лексикологии или морфологии.