Курсовая с практикой на тему формирование опыта моделирования у детей 6-7 лет в процессе конструирования из готовых форм
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ФОРМИРОВАНИЯ ОПЫТА МОДЕЛИРОВАНИЯ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ КОНСТРУИРОВАНИЮ ИЗ ГОТОВЫХ ФОРМ 6
1.1. Психолого-педагогические основы формирования опыта моделирования у детей старшего дошкольного возраста 6
1.2. Конструирование из готовых форм как средство формирования опыта моделирования старших дошкольников 13
Выводы к главе 1 19
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОПЫТА МОДЕЛИРОВАНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ НА ЗАНЯТИЯХ КОНСТРУИРОВАНИЕМ ИЗ ГОТОВЫХ ФОРМ 21
2.1. Диагностика уровня сформированности умений моделирования старших дошкольников 21
2.2. Содержание, формы, методы формирования опыта моделирования у детей 6-7 лет в процессе обучения конструирования из готовых форм 26
Выводы к главе 2 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 35
Введение:
В Федеральном государственном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) определены основные цели, одной из которых является развитие личности дошкольника, его творческих способностей.
Проблема творческого развития в обучении не нова. В самых разнообразных трактовках проблемы её функцию все видели в том, чтобы приблизить воспитанника к учению, приохотить так, чтобы учение для ребенка стало желанным, потребностью, без удовлетворения которой немыслимо эффективное обучение.
Цель воспитателя заключается в том, чтобы обеспечить не общую активность в творческой деятельности, а активность, нацеленную на овладение ведущими знаниями и способами деятельности. Активизация учения есть, прежде всего, организация действий дошкольников, направленных на понимание и разрешение конкретных учебных проблем.
Проблема – это всегда знание о незнании, т.е. осознание недостаточности знаний для удовлетворения образовавшейся творческой потребности. А это значит, что воспитатель должен не только сообщать знания (преподавание), но и управлять процессом их усвоения, воспитывать и способствовать развитию дошкольника, формировать у него необходимые личностные качества. Цель дошкольника в данном аспекте – приобретать знания и, путем самовоспитания, стремиться к самосовершенствованию, развивая у себя ценные черты характера и личности.
Творческое развитие – сложная задача, от решения которой зависит эффективность учебной деятельности старших дошкольников.
Однако творческий интерес не всегда побуждает личность к активной учебной деятельности. Эти интересы только в том случае превращаются в необходимую жажду познания, поднимаются на уровень духовной потребности, когда они включены в общую систему мотивов, определяющих жизненные позиции личности, её направленность.
Противоречие определяется необходимостью развития опыта моделирования дошкольников и недостаточным применением возможности совершенствования данного феномена.
Актуальность исследования обусловлена тем, что творческий интерес лежит в основе мотивации учебной деятельности дошкольника. Учебная деятельность отвечает потребностям дошкольника.
Проблема исследования: каковы педагогические условия будут способствовать формированию опыта моделирования у старших дошкольников в процессе конструирования из готовых частей
Цель исследования – выявить эффективные педагогические условия формирования опыта моделирования у старших дошкольников в процессе конструирования из готовых частей.
Объектом исследования является процесс обучения дошкольников конструированию из готовых форм.
Предметом исследования является формирование опыта моделирования у детей 6-7 лет в процессе обучения конструированию из готовых форм.
Гипотеза исследования: формирование опыта моделирования у дошкольников будет эффективным, если:
— создать благоприятный психологический климат для формирования творческих УУД дошкольников на занятиях изобразительного искусства.
— разработать и внедрить комплекс занимательных заданий с использованием конструирования из готовых частей, способствующих формированию творческих УУД дошкольников на занятиях изобразительного искусства.
— использовать методы, направленные на формирование творческого интереса дошкольников на занятиях изобразительного искусства с помощью использования конструирования из готовых частей.
Задачи исследования:
1.Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования опыта моделирования у дошкольников.
2.Выявить уровни и показатели развития умений моделирования у дошкольников.
3. Разработать и внедрить такие формы работы с конструированием, использование которых способствовало бы формированию умений моделирования дошкольников.
4. Апробировать эффективность предложенных форм работы.
Методы исследования:
— теоретические: (анализ, сравнение, обобщение, классификация);
— эмпирические: (тестирование, анкетирование), педагогический эксперимент (констатирующий этап)
База исследования: МБДОУ «Верхне-Талецкий детский сад «Колокольчик», старшая группа.
Практическая значимость работы состоит в том, что результаты исследования могут быть использованы при дальнейшей теоретической и практической разработке проблемы исследования.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Заключение:
В старшем дошкольном возрасте у детей сохраняется устойчивый интерес к продуктивным видам деятельности.
Организуя продуктивную и конструктивную деятельность детей, воспитатель должен побуждать их создавать поделки, длительное время обустраивая жизнь игровых и вымышленных персонажей, показывать детям способы получения обобщенного продукта, который они могут по своему желанию “превращать” в разные предметы или использовать в качестве средства украшения. Педагог может помогать детям украшать их изделия, используя широкий ассортимент средств выразительности, создавать ситуации совместной продуктивной деятельности по конструированию и рукоделию, позволяющей получать интересный для детей коллективный продукт.
Изменения, произошедшие в общем психическом развитии, возросшие возможности детей, а также интерес к продуктивной деятельности и желание заниматься ими позволяют решать следующие задачи:
• формирование предпосылок трудовой деятельности;
• привлечение детей к выполнению общего дела, к участию в решении коллективных задач;
• совершенствование у детей обобщённых способов работы (воспроизведение образцов);
• готовить руку ребёнка к письму и развивать мелкую моторику.
В ходе экспериментально-опытной работы по формированию умений конструирования из готовых форм у дошкольников были осуществлены следующие действия:
1. Создан благоприятный психологический климат для формирования умений конструирования из готовых форм на занятиях изобразительного искусства.
2. Разработан и внедрен комплекс занимательных заданий, способствующих формированию умений конструирования из готовых форм у старших дошкольников на занятиях изобразительного искусства.
3. Использованы методы, направленные на формирование творческого интереса у старших дошкольников на занятиях изобразительного искусства.
Повышение уровня умений конструирования из готовых форм дошкольников свидетельствует о том, что методический комплекс, использованный нами, способствовал эффективному формированию умений конструирования из готовых форм старших дошкольников на занятиях изобразительного искусства.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ФОРМИРОВАНИЯ ОПЫТА МОДЕЛИРОВАНИЯ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ КОНСТРУИРОВАНИЮ ИЗ ГОТОВЫХ ФОРМ
1.1. Психолого-педагогические основы формирования опыта моделирования у детей старшего дошкольного возраста
Сегодня среди важных задач, стоящих перед системой образования, особую актуальность приобретает проблема умственного воспитания старшего дошкольника. Одним из центральных вопросов умственного воспитания является развитие опыта моделирования [Выготский 1993, с. 14].
Большое значение для развития опыта моделирования имеет развитие психических процессов – памяти, внимания, воображения. Именно эти процессы, по данным психологов, — основа для развития продуктивного мышления и творческих способностей дошкольников.
С целью развития опыта моделирования дошкольников необходимо:
— На каждом занятии применять творческие задачи;
— Общетворческие умения формировать в четкой последовательности и системе, начиная с самого простого. Эту работу надо проводить не эпизодически, а на каждом занятии
— Каждое умение формировать поэтапно. Это означает создание мотивационной готовности дошкольников к выполнению определенного вида деятельности, усвоение образца действий, первичное применение умений выполнять тренировочные упражнения;
— Развивать приемы умственной деятельности (анализ, сравнение, абстрагирование, обобщение), которые лежат в основе творческих умений [Рогозина 2007, с. 28].
Уже в ДОУ меняются приоритеты целей обучения: на первый план выдвигается его познавательная функция, культ активности, самостоятельности, нестандартности мысли, который обеспечивает развитие интеллекта ребенка. Главная задача воспитателя – добиться того, чтобы каждое занятие способствовало развитию творческих интересов детей.
Заинтересованность является эффективным средством успешного обучения, необходимым условием достижения положительных результатов. Только когда ребенок заинтересуется материалом, у него возникнет желание узнать о нем больше. Эффективное обучение невозможно без поисков путей активизации творческой деятельности дошкольников, ведь дети должны не только усвоить определенную сумму знаний, но и научиться наблюдать, сравнивать, выявлять взаимосвязь между понятиями, рассуждать. А добиться этого можно только средствами, которые активизируют познавательную деятельность. К ним относятся: дидактические игры, игровые ситуации, задания творческого характера, нестандартные задачи [Миролюбов 2001, с. 16].
Развитию опыта моделирования в ДОУ должно уделяться особое внимание еще и потому, что именно в этот период формируются основные интеллектуальные умения.
Условиями формирования творческих интересов старшего дошкольника являются:
а) понимание ребенком смысла и значения материала;
б) новизна в содержании обучения;
в) использование оптимальной системы тренировочных, творческих, творческих и других заданий;
г) практическая направленность материала;
д) самостоятельность детей в их деятельности;
е) высокая эффективность каждого занятия;
ж) глубокое знание воспитателем предмета, интерес к нему, умение заинтересовать им детей [Либерман 2007, с. 14].
Современное развивающее обучение – это модель, призванная совершенствовать мыслительные процессы дошкольника с учетом возможностей каждого ребенка. Это обучение, главным признаком которого является принцип симфонизма, а не унификации. Учебно-воспитательный процесс в ДОУ больше не может укладываться в схему «воспитатель – учит, а воспитанник – учится». Для успешного существования образовательного поля важно формировать познавательную самостоятельность ребенка, создать условия, при которых интеллектуальная пассивность дошкольников станет невозможной.