Педагогика Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему Формирование нравственных ценностных ориентаций у младших школьников в процессе работы над сказкой

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

 

Введение. 3

Глава 1. Теоретическое изучение особенностей формирования
нравственных ценностных ориентаций детей младшего школьного возраста. 5

1.1. Понятие нравственного воспитания в педагогической
литературе. 5

1.2. Особенности формирования нравственных ценностных
ориентаций в младшем школьном возрасте посредством сказок. 7

Глава 2. Исследование
формирования нравственных ценностных ориентаций как составной части воспитания младших школьников. 12

2.1. Анализ нравственного воспитания
младших школьников. 12

2.2. Программа формирования
нравственных ценностных ориентаций
младших школьников. 21

2.3. Анализ сформированности нравственных ценностных
ориентаций младших школьников на контрольном этапе. 24

Заключение. 30

Литература. 32

  

Введение:

 

 

Актуальность
темы исследования
. Одной из важных задач, которая стоит
перед обществом, считается воспитание молодого поколения в духе высокой
нравственности. Следует понимать, что процесс освоения нравственных ценностей
длительный и сложный, имеет активный характер. При этом, считается, что
невозможно научить детей нравственности, так как ее можно только впитывать,
переживать чувствами и осваивать посредством эмоционального опыта. Поэтому
перед школой стоит важная задача – прививать моральное поведение,
способствовать возникновению у детей желания поступать правильно и хорошо.
Этому может помочь развитие нравственно-эстетических чувств.

Формирование нравственно
развитой личности ребенка заключается в воспитании способностей воспринимать
прекрасное, возвышенное в окружающей действительности, в поведении других
людей, в развитии стремлений принимать активное участие в создании прекрасного,
потребности беречь созданное руками человека или природой, умений жить и
общаться с окружающими по законам красоты.

В начальной школе формирование
нравственных ценностных ориентаций происходит в определенной системе,
выражающейся в применении средств, которые направлены на формирование всех
сторон личности ребенка, реализуясь в учебной и трудовой деятельности младших
школьников.

Степень изученности темы исследования. Нравственным воспитанием младших
школьников занимались многие отечественные и зарубежные учёные: А.В. Антонова,
Н.С. Боголюбов, Л.С. Выготский, В.С. Мухина, Т.Я. Шпикалова, Дж. Гилфорд,
А. Маслоу, Э.П. Торранс и др.

Философско-эстетические аспекты проблемы формирования нравственных ценностных
ориентаций рассматриваются в научных
трудах Ю. Борева, И. Гончарова, М. Киященка, В. Ядова.

Таким образом, целью курсовой работы является изучение
особенностей формирования нравственных ценностных ориентаций младших школьников в процессе
работы над сказкой.

В связи с поставленной
целью необходимо решить следующие задачи:

1. Определить понятие
нравственного воспитания в трудах отечественных и зарубежных исследователей.

2. Выявить особенности
формирования нравственных ценностных ориентаций
в
младшем школьном возрасте посредством использования сказок.

3. Организовать
исследование уровня сформированности нравственных ценностных ориентаций у
младших школьников.

4. Составить программу формирования
нравственных ценностных ориентаций в
процессе учебной деятельности.

5. Проанализировать
полученные результаты уровня сформированности нравственных ценностных
ориентаций младших школьников.

Объектом курсовой
работы выступает процесс формирования нравственных ценностных ориентаций детей
младшего школьного возраста.

Предметом
является работа со сказкой как метод формирования нравственных ценностных
ориентаций младших школьников.

Методы
исследования курсовой работы:

1. Теоретический анализ и
обобщение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.

2. Эмпирический (анкетирование, педагогическое наблюдение,
педагогический эксперимент).

3. Количественный и
качественный анализ результатов исследования.

Структура работы определяется
ее целью и задами, состоит из введения, двух глав (теоретической и
практической), заключения и списка литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

 

Таким образом, формирование нравственных ценностных ориентаций личности является сложным
и многогранным процессом, который осуществляется при воздействии разных
факторов и условий. Что касается подрастающего поколения, то его развитие
протекает посредством влияния внешнего и внутреннего воздействия. Все, с чем
соприкасается ребенок, человек, предмет или явление окружающей жизни,
накладывает определенный отпечаток на его поведение и моральный облик.

Это говорит о том, что формирование нравственных ценностных ориентаций в школе должно
ориентироваться на требования нашей жизни не только на сегодня, но и в будущем.
В связи с этим одним из важных разделов является воспитание морально-волевых
черт характера ребенка, среди которых честность и правдивость, нравственная
чистота, простота и скромность, уважение к старшим и т.п.

Необходимо воспитывать у
младших школьников чувство справедливости и честность, формировать нетерпимое
отношение к отрицательным качествам и поступкам, мешающим строить новое общество.
Важность нравственного воспитания детей объясняется несколькими причинами. В
первую очередь, ребенок не рождается нравственным или безнравственным. Он
становится таким в процессе целенаправленного воспитания. Помимо этого, для
того, чтобы освоить нравственный опыт, ребенок нуждается в постоянной помощи
взрослого, который уже имеет его, поскольку личный опыт ребенка ограничен.
Отсюда следует необходимость систематического воспитания, которое будет
направлено на формирование положительных моральных качеств.

Так же определено, что
любое качество личности, уровень ее развития и интеллектуальное совершенство
характеризуются положительным социальным смыслом только наряду с сочетанием
нравственного развития личности.

В первую очередь формирование нравственных ценностных ориентаций детей младшего школьного
возраста протекает в процессе обучения. На занятиях дети приучаются к
самостоятельной работе, успешность которой зависит от соотнесения своих усилий
с усилиями других, умения слушать и понимать одноклассников, сопоставлять свои
знания с другими, иметь мнение и отстаивать его, помогать другим и принимать
помощь. В процессе урока ребенок может получать удовольствие от процесса
получения новых знаний, или огорчаться от неудач и ошибок. Однако все это
говорит о том, что ребенок усваивает необходимый ему опыт, в том числе
нравственных качеств.

Так можно сделать вывод,
что нравственное воспитание является процессом формирования моральных качеств и
черт характера, навыков и привычек поведения. Основной базовой категорией
нравственного воспитания является понятие нравственного чувства, которое
представляет собой постоянное эмоциональное ощущение, переживания реальных
нравственных отношений и взаимодействий.

В результате
нравственного воспитания формируется нравственная воспитанность, которая
материализуется в общественно ценностных свойствах и качествах личности,
проявляясь при построении отношений, в деятельности и общении детей.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1.
Теоретическое изучение особенностей формирования нравственных ценностных
ориентаций детей младшего школьного возраста

1.1. Понятие
нравственного воспитания
в педагогической литературе

Понятие нравственного
воспитания достаточно обширное и касается всех сторон жизнедеятельности
человека. В связи с этим, известный педагог В.А. Сухомлинский, разрабатывая
воспитательную систему всестороннего развития личности, говорил о том, что
важным и системообразующим фактором является нравственного воспитание [25].

По мнению Герасимова С., нравственность представляет
собой такую личностную характеристику, которая объединяет многие качества и
свойства, среди которых доброта, порядочность, дисциплинированность и
коллективизм [5].

А. Я. Данилюк указывал,
что нравственность содержит в себе отношение к Родине, отношение к труду, к
обществу и к себе. В связи с этим можно сказать, что нравственное воспитания
является целенаправленным и систематическим воздействием на сознание, чувства и
поведение индивида для формирования у них нравственных качеств, которые
соответствуют требованиям общественной морали [7].

По мнению такого
педагога, как Б.Т. Лихачев, среди основополагающих базовых категорий
нравственного воспитания следует выделять эмоциональные ощущения, переживания и
реальные нравственные отношения [10].

Задачами нравственного
воспитания выступают следующие:

1. Формирование
нравственного сознания.

2. Воспитания и развитие
нравственных чувств.

3. Наработка умений
нравственного поведения.

Важно заметить, что
нравственное воспитание заключается и в формировании у индивида сознания
взаимосвязи с обществом, зависимости от него и необходимости согласования
своего поведения с интересами всего общества. 
К нравственному воспитанию относится знакомство индивидов с
нравственными идеалами и требованиями общества, перевод нравственных знаний в
нравственные убеждения, формирование устойчивых нравственных чувств и качеств.

Следует отметить, что в
результате нравственного воспитания появляется нравственная воспитанность,
которая материализуется в общественно ценные свойства и качества личности,
проявляясь в отношениях, деятельности и общении. Помимо этого, нравственная
воспитанность характеризует глубину нравственного чувства и способности
индивида к эмоциональному переживанию, состраданию, стыду и сочувствию.
Нравственная воспитанность отражается в нравственном сознании, показывая
моральную образованность и способность анализировать, показывать явления жизни
с точки зрения нравственного идеала, давая при этом ему самостоятельную оценку [18].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы