Теоретические основы организации обучения в начальных классах Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему Формирование нравственно-экологического отношения к природе в процессе изучения предмета « Окружающий мир» в начальной школе

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННО-ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ 6

1.1. Экологическая культура, сущность понятия, содержание и условия формирования 6

1.2. Необходимость формирования нравственно-экологического отношения к природе младших школьников 10

1.3. Предмет «Окружающий мир» как средство формирования нравственно-экологического отношения к природе 14

ВЫВОД ПО I ГЛАВЕ 18

ГЛАВА I. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ НРАВСТВЕННО-ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» 20

2.1. Диагностика исходного уровня сформированности нравственно-экологического отношения к природе младших школьников в процессе изучения предмета «Окружающий мир» в начальной школе 20

2.2. Разработка мероприятий по формированию нравственно-экологического отношения к природе в процессе изучения предмета «Окружающий мир» в начальной школе 26

2.3. Использование экологических исследований в формировании нравственно-экологического отношения к природе в процессе изучения предмета «Окружающий мир» в начальной школе 27

ВЫВОД ПО II ГЛАВЕ 31

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 34

  

Введение:

 


Актуальностью темы является то,что в современных условиях перед человечеством остро встали экологические проблемы: загрязнение почв, воздуха, водоемов токсичными отходами, исчезновение многочисленного количества видов растений и животных, уничтожение озонового слоя и озоновые дыры, сохранение генофонда и др. Главной причиной всех бед природы был и есть человек. Не осознавая своего места в окружающей среде, он вредит прежде всего себе и лишает возможности существования будущих поколений.

Проблемой исследования является то, что на сегодня перед учителями стоит первоочередная задача экологического образования — формирование нравственно-экологического отношения к природе у подрастающего поколения как залога сохранения окружающей природной среды. Ученики начальных классов более эмоциональны, и ближе к сердцу воспринимают проблемы других, а главное — могут сопереживать.

В формировании нравственно-экологического отношения к природе ведущая роль принадлежит начальной школе, которая является одной из первых звеньев становления человека — гражданина. Основные черты характера личности формируются в раннем детстве, и общение с природой занимает ведущее место в младшем школьном возрасте. Чтобы обеспечить эффективное формирование нравственно-экологического отношения к природе у учащихся начальных классов учителям необходимо выделить экологический потенциал в каждом учебном предмете. Особая роль при этом принадлежит предмету «Окружающий мир» при изучении которого возможно (и необходимо) формирование научной основы природоохранной деятельности младших школьников.

Проблемы формирования нравственно-экологического отношения к природе отражены в работах многочисленных педагогов (И.Д. Зверева, И.А. Зязюн) и психологов (В. Вербицкого, А.Л. Дворкина, Н.Ю. Киселева) и др. Все эти исследования свидетельствуют о необходимости внесения определенных изменений в основные структурные компоненты экологического образования, которые будут соответствовать логике формирования нравственно-экологического отношения к природе учащихся начальных классов.

Цель исследования заключается в разработке системы работы по формированию нравственно-экологического отношения к природе младших школьников в системе природоохранной деятельности современной начальной школы.

Объектом исследования является процесс формирования нравственно-экологического отношения к природе учащихся начальных классов в системе природоохранной деятельности современной начальной школы.

Предметом исследования является система работы, направленная на формирование нравственно-экологического отношения к природе.

Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что, процесс формирования нравственно-экологического отношения к природе у младших школьников будет эффективен, если раскрыть сущность понятия экологическая грамотность и использовать в учебном процессе методы формирования основных критериев экологической грамотности: знание принципов экологии, системное мышление и практическое следование экологическим ценностям.

Были сформулированы следующие задачи:

1. Изучить экологическую культуру, сущность понятия, содержание и условия формирования.

2. Рассмотреть необходимость формирования нравственно-экологического отношения к природе младших школьников.

3. Обозначить предмет «Окружающий мир» как средство формирования нравственно-экологического отношения к природе.

4. Провести диагностику исходного уровня сформированности нравственно-экологического отношения к природе младших школьников в процессе изучения предмета «Окружающий мир» в начальной школе.

5. Разработать мероприятий по формированию нравственно-экологического отношения к природе в процессе изучения предмета «Окружающий мир» в начальной школе.

6. Рассмотреть использование экологических исследований в формировании нравственно-экологического отношения к природе в процессе изучения предмета «Окружающий мир» в начальной школе.

Методы исследования — теоретический анализ философской, историографической, психолого-педагогической литературы по теме исследования; наблюдение за учебным процессом, творческой деятельностью учащихся и педагогов; беседы, анкетирование.

Теоретико-методологическая база исследования — труды педагогов прошлых веков, как Я.А. Коменский, Г. Песталоцци, которые положили начало обсуждения о связи человека с природой и образовании экологическим принципам в детстве. Также были изучены записи русских просветителей — В.Г. Белинского, Н.Г. Чернышевского, А.И. Герцена, которые призывали уйти от формального и бездушного отношения к окружающему миру. Также при написании опытно-экспериментальной части работы были учтены работы современных педагогов (Плешаков А.А., Алексеева Е.В., Алексеев С.В., Беневольская Н.А., Бойко Л.А., Дубровина Л.М., Наливайко И.В., Трофимова М.В. Пахомова Н.Ю.).

Организация и этапы иссследования:

На первом этапе проводилось изучение и анализ состояния разработанности проблемы, формулировались теоретические основы и концептуальная база исследования, разрабатывались рабочая гипотеза, программа экспериментальной работы и констатирующий эксперимент.

На втором этапе осуществлялись сбор фактического материала, разработка и проведение формирующего эксперимента, поиск эффективных направлений педагогической деятельности, проверка гипотезы исследования, проведение контрольного этапа эксперимента

Практическая значимость работы состоит в том, что разработанные методы формирования основных критериев экологической грамотности: знание принципов экологии, системное мышление и практическое следование экологическим ценностям, посредством уроков окружающего мира, можно использовать при обучении младших школьников.

База исследования: исследование проводилось в несколько этапов в МБОУ №15. Г. Нальчика в Кабардино-Балкарии.

Структура курсовой работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.


Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Анализ научных источников по проблеме исследования и изучения состояния проблемы в школьной практике позволил выделить следующие методические условия формирования экологической культуры учащихся:

— привлечение учащихся к систематической экологической деятельности для формирования экологического сознания и нравственно-экологического отношения к природе;

— разнообразие форм и методов обучения при изучении географии для получения учащимися опыта экологически ориентированной деятельности, формирование экологического поведения;

— обеспечение единства учебной и внеклассной работы, направленной на формирование экологической культуры учащихся.

Важным условием успешного формирования экологической культуры является практическая деятельность. Ведь именно в ней проявляются и закрепляются те положительные качества личности, которые определяют тягу к жизни в гармонии с природой. Совместно со взрослыми, дети должны принимать активное участие в благоустройстве населенного пункта, площадок, парков, скверов и улиц. То есть, они должны творить красоту. А это имеет большое значение для формирования у учащихся экологической культуры.

По результатам анализа литературы можно утверждать, что результатом экологического воспитания детей младшего школьного возраста становятся развито эмоциональное восприятие, желание активно включаться в работу по охране и защите объектов природы. Экологическое воспитание и природоохранная работа в школе как составная часть учебно-воспитательного процесса, требуют комплексного подхода, обеспечивают сочетание нравственного, трудового, эстетического воспитания, способствует всестороннему развитию личности соискателя образования.

Экологическое сознание, которое должно сформироваться у детей, это не просто знания и убеждения, но и экологически грамотное поведение, которое складывается из отдельных поступков (действий, умений, навыков), целей и мотивов человека.

Задача педагогов не только дать детям новые знания, но и исправить (что самое сложное), скорректировать уже полученные знания.

Экологически развивающая среда в школе должна способствовать развитию познавательной активности ребенка, эколого-эстетическому развитию, оздоровлению ребенка, формированию нравственных качеств, формированию экологически грамотного поведения, экологизации различных видов детской деятельности.

Данная тема особенно актуальна в настоящее время, так как в мире резко ухудшается экологическое состояние окружающей среды, и никогда раньше так остро не стоял вопрос охраны природы. Необходимость повышения грамотности в данной области каждого человека диктует время.

У учащихся помимо повышения уровня экологических знаний, также появилась правильная мотивация поступков относительно окружающей среды, поменялись интересы. Постоянная работа по экологизации воспитания, проводимая по предмету «Окружающий мир» дает значительное повышение уровня экологической грамотности школьников.

Таким образом, гипотеза, выдвинутая в начале исследования, нашла свое подтверждение.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННО-ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

1.1. Экологическая культура, сущность понятия, содержание и условия формирования

Обострение экологических проблем обусловили необходимость решения ряда задач в школьной практике, поскольку именно школа должна подготовить экологически культурного человека, который осознает ценность природы, имеет потребность в постоянном ее изучении и пополнении экологических знаний, участвует в охране окружающей среды. Итак, реформирование содержания отечественной системы образования в настоящее время должно быть ориентировано на экологизацию обучения и воспитания и формирования экологической культуры учеников.

Систематизация и анализ научной литературы убеждают, что определяющая роль природы в учебно-воспитательном процессе подчеркивалась еще педагогами прошлого, в частности Я. Коменскому, Ж. Руссо, Песталоцци и др. [1].

Так, Ян Амос Коменский в «Великой дидактике» (1757), исходя из позиций сенсуализма, отмечает, что надо «обучение начинать не со словесного толкования о вещах, а с реального наблюдения за ними. И только после знакомства с самой вещью, пусть идет речь о вещи, выяснять ее сущность более глубоко» [12, с. 303]. Я. Коменский убежден, что обучение следует начинать с познания природы родного края, переходя постепенно к изучению мира. Таким образом, природа способствует не только формированию системы естественных знаний, но и выступает основой чувственного опыта школьника.

И. Песталоцци утверждал, что природа является мощным дидактическим средством, а потому мать, воспитывая ребенка, должна формировать элементарные понятия о мире «показывая жизнь природы и всю красоту

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы