Курсовая с практикой на тему Формирование навыков устной речи на основе говорения при обучении иностранному языку в среднем звене.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОСОБЕННОСТЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ УСТНОЙ РЕЧИ НА ОСНОВЕ ГОВОРЕНИЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИЯ В СРЕДНЕМ ЗВЕНЕ 6
1.1 Характеристика особенностей формирования устной речи на основе го-ворения при обучении иностранному языку 6
1.2. Технология особенностей формирования устной речи на основе гово-рения при обучении иностранному языку 9
Выводы 17
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ УСТНОЙ РЕЧИ НА ОСНОВЕ ГОВОРЕНИЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В СРЕДНЕМ ЗВЕНЕ 18
2.1. Анализ особенностей формирования навыков устной речи на основе говорения при обучении иностранному языку 18
2.2. Результат особенностей формирования навыков устной речи на основе говорения при обучении иностранному языку 23
Выводы 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 37
ПРИЛОЖЕНИЕ 40
Введение:
Актуальность. Основная цель обучения иностранному языку состоит в развитии личности способной и желающей участвовать в межкультурной коммуникации и самостоятельно совершенствоваться в дальнейшей деятель-ности. Для того, чтобы участвовать в непосредственном и опосредованном диалоге культур необходимо постепенное ознакомление через изучаемый язык с историей и современной жизнью страны, язык которой изучается, ее традициями и культурой. Изучение иностранного языка становится все более и более неотделимым от знакомства учащихся с культурой страны изучаемо-го языка. Это в наибольшей степени способствует тому, что иностранный язык наряду с выполнением своей основной, коммуникативной функции в учебном процессе осуществляет познавательно-коммуникативную функцию, поскольку на уроках иностранного языка учащиеся знакомятся не только с новыми способами выражения и восприятия мыслей, но и получают сведения о национальной культуре иностранного народа.
Изучение языка — личная потребность, которая проявляется в социаль-ном взаимодействии и общении. Успешность общения и, естественно, социа-лизация личности зависит не только от желания вступить в контакт, но и от умения реализовать свое языковое намерение, которое зависит от степени владения единицами языка и умения употреблять их в конкретных ситуациях общения, выбирать соответствующие коммуникативные стратегии. Эти усло-вия владения языком составляют сущность коммуникативной компетенции, которая была выдвинута в состав основных категорий дидактики, коммуни-кативной лингвистики и лингводидактики.
Особого внимания сегодня требует разработка новых технологий ком-муникативного изучения языка, ведь правильная, богатая речь является од-ним из показателей общего образования и уровня культуры граждан. Язык является средством самопознания, самовыражения и саморазвития человека.
Главной целью обучения иностранному языку в средней общеобразо-вательной школе является развитие коммуникативной компетенции учеников в различных видах речевой деятельности, качество которой определяется уровнем сформированности лексических навыков и умений, поскольку лек-сика принимает основную коммуникативную нагрузку при формулировании высказываний и восприятии их смысла.
Анализ научной литературы по данной проблеме показывает, что во-просы обучения говорению на иностранном языке рассматривался в работах Л. B. Банкевич, Н.А. Бурлакова, В.А. Бухбиндер, Н И. Гез, С В. Калининой, Л.А. Милованова, в которых проанализированы критерии отбора лексиче-ского материала для рецептивного и продуктивного усвоения, описаны спо-собы ознакомления учащихся с новым лексическим материалом и способы автоматизации действий учеников с новыми лексическими единицами (ЛЕ).
Объектом исследования является процесс обучения иностранному языку.
Предметом исследования являются методы формирования навыков устной речи на основе говорения при обучении иностранному языку в сред-нем звене.
Цель исследования заключается в анализе особенностей формирова-ния навыков устной речи на основе говорения при обучении иностранному языку в среднем звене.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретические основы обучения учащихся иностранному язы-ку
2. Провести анализ особенностей формирования навыков устной речи на основе говорения при обучении иностранному языку в среднем звене.
Гипотеза. Если использовать в образовательном процессе современные технологии, то это позволит повысить эффективность формирования навыков устной речи на основе говорения при обучении иностранному языку в сред-нем звене.
Теоретической основой исследования стали ключевые положения научной теории о единстве деятельности, сознания и личности в динамике образовательного процесса, ценностных ориентаций процесса формирования готовности молодежи к коммуникативному процессу на международной арене, конкретные научные достижения ученых по проблемам образования и воспитания.
Методы исследования. Для достижения цели и задач исследования применялись теоретические и эмпирические методы. Теоретические методы: (анализ, сравнение, классификация и обобщение научных положений фило-софской, психолого-педагогической литературы) позволили определить кон-цептуальные подходы к проблеме, определить понятийно-категориальный аппарат, основные научно-теоретические положения, критерии и показатели, комплекс условий обучения иностранному языку. Эмпирические методы: (педагогическое наблюдение, тестирование, анкетирование, беседы) сделали возможным определение уровней сформированности указанного качества у испытуемых, особенностей его проявления.
База опытно-экспериментального исследования. Исследование прово-дилось на базе 9-х классов средней общеобразовательной школы.
Научная новизна работы полегает в том, что были определены основ-ные направления использования говорения в ходе формирования навыков устной речи.
Практическая значимость полегает в том, что результаты работы мо-гут быть использованы в дальнейших исследованиях.
Объём и структура исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
Заключение:
Качественное владение иностранными языками является необходимым условием для вхождения в открытое информационное пространство и обще-ство, для общения, для облегчения процесса социализации в современной рыночной среде. Одной из главных задач модернизации образования явля-ется обеспечение знаний на уровне функциональной грамотности по крайней мере одного иностранного языка. В течение многих лет учебные программы и стандарты в области преподавания иностранных языков сводили этот уро-вень только к обладанию чтением на уровне международных стандартов функциональной грамотности, при этом значительно меньше внимания уде-лялось устной речи, письменной речи и аудированию. В рамках нового под-хода к изучению иностранных языков подчеркивается важность владения языковым материалом, коммуникативными умениями, способностью исполь-зовать эти знания и умения для решения конкретных коммуникативных за-дач в ситуациях общения. В этом контексте важное значение приобретает формирование лексической компетентности, поскольку успешность иноязыч-ного общения в любых сферах деятельности определяется уровнем владения специальной лексикой, которая обеспечивает адекватное употребление и по-нимание лексических единиц в соответствующей сфере общения. Лексическая компетенция является неотъемлемой частью иноязычной коммуникационной компетенции, целью которой является формирование способности успешно решать задачи взаимопонимания и взаимодействия с носителями изучаемого языка, в соответствии с нормами и культурных традиций в условиях прямого и опосредованного контактов.
Процесс овладения лексикой включает в себя ознакомление с функцией слова, его значением, формальным признакам, тренировки в усвоении слов и применения новых лексических единиц в устной и письменной речи. Каждый из этапов процесса усвоения слова соотносится со стадиями формирования лексических навыков. Лексические навыки делятся на рецептивные и продук-тивные. Формирование продуктивных навыков предполагает правильное употребление лексических единиц активного минимума в устном и письмен-ном говорении по ситуации общения и целью коммуникации, предполагает овладение такими операциями: вызов лексической единицы из долговремен-ной памяти, внешне речевое воспроизведения лексических единиц в потоке речи; мгновенное сообщение данной единицы с другими словами, создают синтагму и фразу в соответствии с нормами языка, ситуации общения и ком-муникативной задачи. Рецептивные лексические навыки являются навыками распознавания и понимания лексических единиц активного и пассивного ми-нимумов, соотнесение их с образцом, хранящимся в долгосрочной памяти. Понять лексическую единицу или догадаться о ее значении можно на основе контекста. Ознакомление с рецептивной лексикой осуществляется, как прави-ло, в процессе чтения с опорой на графический образ слова. В процессе чте-ния выделяется отдельное слово и, отталкиваясь от его формы в тексте, уста-навливается его словарная форма, которую соотносят со словарным значе-нием определяя контекстуальное значение. Все тренировочные упражнения адекватные процесса чтения. Для соотнесения графического образа слова с его звуковым образом лексемы произносятся вслух. Определение значения слова в разных сочетаниях происходит путем соотнесения данной формы слова с его словарной формой. При выборе из текста слов, относящихся к определенной теме, ситуации, выборе однокоренных слов происходит укрепление значение парадигматических и синтагматических связей слова. На основе словообразовательных элементов можно определить значение слова. При овладении различными способами словообразования формиру-ется потенциальный словарь учащихся, который имеет большое значение для рецептивных видов речевой деятельности. Для того, чтобы определить со-держание обучения лексики, нужно ответить на вопросы, которые лексиче-ские единицы необходимые учащимся при общении в зависимости от темати-ки и ситуаций.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОСОБЕННОСТЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ УСТНОЙ РЕЧИ НА ОСНОВЕ ГОВОРЕНИЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИЯ В СРЕДНЕМ ЗВЕНЕ
1.1 Характеристика особенностей формирования устной речи на основе говорения при обучении иностранному языку
Развитие речи — одна из важнейших задач школьного обучения. Следу-ет развивать у учащихся умения и навыки, необходимые в жизни, в будущей деятельности, чтобы ученик, закончив школу, вполне свободно владел уст-ной и письменной речью.
Для методики развития речи важное значение имеет разграничение та-ких понятий, как язык и речь. Так, язык по отношению к речи явление общее, а речь — частичное, отдельное, индивидуальное [12, с.40].
В свое время Г. Головин справедливо отмечал, что язык — это «сред-ства общения в возможностях (потенции), а речь — те же средства в действии (реализации)» [6, с.28].
Именно ссылаясь на эти утверждения, современные методисты разгра-ничивают изучение системы языка и функционирования языка, то есть изуче-ние системы языковых явлений, понятий, фактов и применения, использова-ния языковых средств для познания действительности и общения [17, с.4].
Итак, усвоение языковых средств способствует формированию речевых навыков как в плане содержания выражения мнений, так и в плане функцио-нально стилистической целесообразности. М. Львов последовательно раз-граничивает понятия внутренней и внешней речи. Последний вид, по его мнению, реализуется в двух вариантах: устная и письменная речь [12, с.9-13].
Внутренняя речь — лишенная устойчивых грамматических норм и пре-рывистая, реализуется без видимых внешних проявлений (в «уме» ученика). Однако ее развитие имеет важное значение для подготовки школьников к внешней речи. Поэтому не случайно, что учителя приучают учащихся гото-вить свои высказывания на уровне внутренней речи, предлагая задания типа: подготовить сообщение на тему, подумать, о чем следует сказать, учесть от-бор соответствующей лексики, сконструировать в «голове» предложение и тому подобное.
Внешняя речь рассчитана, прежде всего, на восприятие слушателями и собеседниками. Она делится на диалогическую и монологическую.