Курсовая с практикой на тему Формирование навыков самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста средствами дидактических игр
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 5
Глава 1. Научно-теоретические подходы к развитию
самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста. 8
1.1. Анализ проблемы самостоятельности и ее развитие в
психолого-педагогических исследованиях. 8
1.2. Особенности развития самостоятельности у детей в
младшем дошкольном возрасте. 11
1.3. Роль и значение дидактической игры в развитии
самостоятельности младших дошкольников. 17
Выводы по 1
главе. 26
Глава 2. Потенциал дидактических игр в развитии
самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста. 28
2.1. Цель, задачи
и методы исследования. 28
2.2. Оценка уровня
развития самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста. 29
2.3. Развитие самостоятельности у детей младшего
дошкольного возраста посредством дидактических игр. 35
Выводы по 2 главе. 38
Заключение. 39
Список литературы.. 41
Приложение. 43
Введение:
Актуальность исследования состоит в том, что проблема развития самостоятельности
была и остается в современной педагогике одной из самых актуальных. Ведь одним
из важных качеств, необходимым для дальнейшего полноценного развития ребенка
начиная с младшего дошкольного возраста, является самостоятельность.
Самостоятельность, как свойство личности, которое проявляется в инициативности,
ответственности, принятии решении, заложено в программных документах, в том
числе и во ФГОС ДО. В федеральном государственном образовательном стандарте
дошкольного образования (ФГОС ДО) прямо указано, что необходимо «побуждать
детей к инициативности и самостоятельности», специальным образом организуя
образовательную среду. Достаточно большое количество детей приходят в сад,
совершенно не владея даже начальными навыками самообслуживания: не умеют
правильно держать ложку, не умеют одеваться, не владеют навыками личной
гигиены.
Именно поэтому, целесообразность формирования
самостоятельности на этапе раннего дошкольного детства должно проходить не
пассивно, а должно развиваться только в целенаправленном педагогическом
процессе, посредством деятельности, ведущей в этом возрасте — игре. Однако игра
должна носить не спонтанный характер, а обучающий. Именно поэтому необходимо
развивать самостоятельность у младших дошкольников необходимо с помощью
дидактических игр, в которых содержатся все структурные элементы (части),
характерные для игровой деятельности детей: замысел (задача), содержание,
игровые действия, правила, результат. Но проявляются они в несколько иной форме
и обусловлены особой ролью дидактической игры в воспитании и обучении детей
дошкольного возраста. Наличие дидактической задачи подчёркивает обучающий
характер игры, направленность её содержания на развитие самостоятельной деятельности
детей.
Первоначальные проявления
самостоятельности рассматриваются педагогами и психологами (Б.Г. Ананьев, Н.М.
Аксарина, Р.С. Буре, С.М. Кривина, Е.Н. Герасимова, М.И. Лисина и др.) в
младшем дошкольном возрасте, который согласно мнению А.Н. Леонтьева считается
периодом «первоначального фактического складывания личности». На формирование
различных компонентов самостоятельности проявляет своеобразное воздействие
каждая деятельность. Так, игра содействует формированию инициативы и активности
(С.А. Марутян, Н.Я. Михайленко, Д.Б. Эльконин).
На основании вышесказанного можно
обозначить проблему исследования: каковы особенности использования
дидактических игр в развитии самостоятельности у детей младшего дошкольного
возраста?
Объектом исследования выступает процесс
развития самостоятельности детей младшего дошкольного возраста посредством
дидактических игр.
Заключение:
Таким образом, самостоятельность — это качество
личности, которое включает в себя единую систему ориентации, способностей и
навыков личности для самостоятельного ведения познавательной деятельности, в
частности, для овладения общеобразовательными и специальными знаниями, навыками
и способностями для решения проблем, которые важны для человека как члена
общества.
Зарождение самостоятельности
происходит в раннем возрасте, на стыке первого и второго года жизни ребенка. Непосредственно
в этот промежуток времени берут начало пути и направления формирования действий
и навыков, которые происходят самостоятельно, которые со временем постепенно
усложняются в игре и занятиях, сразу же начинается изменение восприятия
окружающей среды. как в общении. Уровень самостоятельности детей повышается по
мере их развития, с увеличением их способности выполнять все более сложные
физические и умственные действия.
Дидактическая игра дает возможность развивать самые
разнообразные способности ребенка, его восприятие, речь, внимание,
самостоятельность. Дидактическая игра – доступный, полезный, эффектный метод
воспитания самостоятельности у детей. В дидактической игре создаются такие
условия, в которых каждый ребенок получает возможность самостоятельно
действовать в определенной ситуации или с определенными предметами, приобретая
собственный действенный и чувственный опыт.
Методика
проведения дидактической игры положительно влияет на развитие самостоятельности
за счет использования ряда педагогических приемов с учетом возраста детей:
непосредственное обучение, демонстрация, упражнения с выполнением действий в
процессе дидактических действий. игра, систематическое напоминание о
необходимости соблюдать правила.
Во второй главе представлены результаты исследования развития
самостоятельности младших дошкольников посредством дидактических игр.
Педагогическое исследование было проведено в три этапа:
констатирующий, формирующий и контрольный.
На
констатирующем этапе исследования, порученные результаты опроса детей и
проводимого наблюдения говорят о том, что в целом у младших дошкольников, как
контрольной, так и экспериментальной группы навыки самостоятельности не
сформированы и находятся на среднем и низком уровне, а именно, дети в основном
сами умываются и принимают пищу. Наблюдение показало, что дети обеих группы,
получившие средний уровень, выполняли все самостоятельные действия
эпизодически, обращаясь за помощью к взрослому, а дети с низким уровнем — не
выполняли наблюдаемые действия самостоятельно.
Фрагмент текста работы:
Самостоятельность развивается и
постепенно создается в течение всего периода взросления ребенка, и, в каждом
возрасте имеет свои характерные черты. Младшие дошкольники, по мнению
психологов и педагогов – это возраст, в котором основным является формирование
необходимых личностных качеств, в том числе и самостоятельность [2, с. 43]
В психолого-педагогической
литературе самостоятельность рассматривается как стержневое личностное
качество. Ее значение для развития ребенка отмечали Н.К.Крупская,
А.С.Макаренко, С.Л.Рубинштейн указывал, что самостоятельность — это
общественное проявление личности, характеризующее тип ее отношения к труду, людям,
обществу. В советской науке изучение самостоятельности было тесно связано с
разработкой теории воли (труды А.Г.Ковалева, В.Н.Мясищева, В.И.Селиванова,
Ю.Н.Дмитриевой и др.) [28].
Самостоятельность — это постепенно
развивающееся качество личности, высокая степень которого характеризуется
стремлением к решению задач, также умением поставить цель деятельности,
способность удерживать в памяти конечную цель действия и организовывать свои
действия в русле её достижения; способность совершать в той или иной степени
сложности действия без посторонней помощи, соотносить полученный результат с
исходным намерением.
Авторы
отмечают, что самостоятельность — одно из ведущих качеств человека,
выражающееся в умении ставить определенную цель, настойчиво добиваться ее достижения
своими силами, ответственно относиться к своей деятельности, действовать
осознанно и проактивно, а не только в знакомая среда, но и в новых условиях.
требующие нестандартных решений.
По
мнению специалистов, педагогов и психологов, самостоятельность — это
психическое состояние человека, включающее: способность ставить перед собой
задачу; способность удерживать в памяти конечную цель действия и организовывать
свои действия в соответствии с ее достижением; способность выполнять действия
различной степени сложности без посторонней помощи, чтобы соотнести полученный
результат с первоначальным намерением. В психологической литературе самостоятельность
рассматривается как волевое свойство личности.
В.П.
Дуброва считает, что «Самостоятельность — это осуществление любой деятельности
без посторонней помощи. Это и самостоятельное принятие решений, и реализация
намеченного, и самоконтроль, а в некоторых случаях — и ответственность за
поступки и действия. Следовательно, развитие самостоятельности у детей сопровождается
развитием самосознания» [11].
Как отмечает И.В. Гурина подчеркивает, что самостоятельность
отнюдь не является «побочным продуктом общества». Развитие самостоятельности по
отношению к чуждым ребенку ситуативным социальным воздействиям предполагает
непрерывный рост и укрепление усвоенных им социальных норм поведения,
укрепление его связи с обществом в целом [9].
Г.
Юсупова выделяет два подхода к определению самостоятельности: самостоятельность
как качество человека выражается в умении ставить цели и достигать их без
посторонней помощи; независимый человек отличается критическим отношением к
жизненным ситуациям, умением ставить цели и находить пути их решения,
инициативностью, творчеством, стремлением открывать новые знания и
настойчивостью в достижении целей; самостоятельность как способность человека
осуществлять деятельность без вмешательства извне; способность человека
эффективно выполнять на определенном уровне действие или целый комплекс
действий без какой-либо посторонней помощи, руководствуясь только собственным
опытом [23].
Придерживаясь
точки зрения, что самостоятельность — самое ценное качество человека, И.С. Кон
считает: «Это понятие наполнено таким содержанием, как внутренняя свобода,
внутренняя идентичность, оригинальность, нестандартность, оригинальность» [13,
268]. Поэтому он определяет самостоятельность как такую черту личности, которая
подразумевает, во-первых, самостоятельность, способность принимать и
реализовывать важные решения самостоятельно, без намека извне, во-вторых,
ответственность, готовность брать на себя ответственность за свои действия и
в-третьих, убежденность в том, что такое поведение реально, социально возможно
и морально корректно.