Курсовая с практикой на тему Формирование навыков речевой культуры на уроках русского языка.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 2
Глава 1. Понятие речевой культуры в педагогическом процессе 5
1.1 Сущность и роль речевой культуры в развитии личности 5
1.2 Педагогические основы культуры формирования речи 9
Глава 2. Практические рекомендации по повышению уровня речевой культуры школьников на уроках русского языка 18
2.1 Упражнения для развития культуры речи на уроках языка 18
2.2 Методические рекомендации по развитию культуры речи в педагогическом процессе 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 31
Введение:
В современном учебном процессе задача обучения школьников языковым навыкам является одним из серьезных стремлений, стоящих перед средней школой. Тем не менее, следует признать, что обучение навыкам языковой культуры все еще осуществляется эмпирически, в каждом конкретном случае единая система необходимых упражнений по развитию культуры речи еще не разработана, и для этой работы пока не существует никаких чётких руководств, ведь культура речи личности – явление очень индивидуальное.
Речь современных школьников часто проста, логически непоследовательна, содержит много стилистических ошибок и, как правило, нечеткая, что приводит к острой необходимости преодоления этих недостатков. Для того, чтоб понимать, каким образом их исправить и какие атрибуты речи следует развивать, необходимо прежде необходимо определить такое языковая культура.
Чтобы сформулировать это определение, следует рассмотреть все точки зрения, которые существуют в лингвистике в данном отношении. Проанализировав их, нам следует выбрать то определение, которое будет наиболее емко отражать значение предмета.
Правила языкового этикета направлены на то, чтобы общение приносило людям радость и позволяло чувствовать обе стороны диалога комфортно. Поэтому необходимо воспитывать этику поведения с раннего возраста. Долгое время этикет в нашей стране сводился к элементарной вежливости, уважению к старшим, доброте. Этикет был связан с понятием «манера», что подразумевало связь с внешним поведением человека.
Поэтому неудивительно, что в науке существует несколько толкований понятия «языковая культура». Под культурой языка в современной лингвистике понимают:
‒ учебную дисциплину, предметом которой является изучение различных типов норм современной языковой системы с целью их целесообразного использования в языке;
‒ раздел науки о языке, в котором изучается система наиболее эффективных вербальных (устных) форм общения;
‒ умение правильно говорить и писать;
‒ умение использовать языковые навыки в соответствии с целями общения;
‒ нормативный язык, его соответствие требованиям к языку в данной языковой системе в определенный исторический период;
Как видим, отношение к термину «языковая культура» неоднозначно. Языковую культуру следует понимать, как совокупность навыков и умений использования в речи нормативно маркированных языковых единиц, разработанных в соответствии с целями общения и изученных в специальном разделе филологической науки.
Таким образом, мы видим необходимость того, чтобы юные носители языка осваивали систему языковых норм, существующих на определенной стадии развития общества, и совершали осознанный, надлежащий выбор языковой единицы в процессе общения.
Педагоги В. В. Бушелева, Н. И. Формановская, И. Н. Курочкина активно занимались проблемами изучения формирования культурного и речевого общения. В последние годы Б. В. Богуславская, Н. А. Купина, А. В. Иванов и другие внесли большой вклад в методику развития культуры речи в среднеобразовательной школе.
Объект работы: процесс обучения русскому языку в средней школе.
Предмет работы: педагогические условия, способствующие развитию культуры речи школьников.
Цель работы: сформулировать педагогические условия формирования культуры речи учащихся средней школы.
Задачи работы:
1) раскрыть суть и роль культуры речи;
2) проанализировать условия культурно-речевого развития школьников;
3) разработать систему упражнений по развитию навыков культурной речи школьников;
4) составить методические рекомендации по развитию речевой культуры обучающихся.
В данной работе были использованы следующие методы исследования:
1. Теоретический анализ философской, эстетической, психологической, педагогической, культурной, лингвистической, литературно-методической и научной литературы по проблеме исследования.
2. Изучение и обобщение успешного педагогического опыта учителей русского языка и литературы различных школ.
Заключение:
В исследовании нами были выделены особенности искусства слова как источника формирования культуры речи, становления мышления, языкового сознания, личности передового школьника в целом, и связь теоретических и практических способностей с последующим становлением личности подростков, создавая культуру речи как педагогическое средство их нравственно-эстетического воспитания. Это положительно скажется на их будущем, поэтому перед педагогом стоит задача мотивировать учеников совершенствовать собственную языковую культуру.
Педагогический процесс любого учебного заведения характеризуется неизменной работой по совершенствованию культуры речи школьников, диагностике и оценивании состояния речи учеников и их ощущения патриотизма, и любви к русскому слову. Необходимо признать, что произведенная работа даёт свои результаты. В ходе работы отмечается:
‒ усиление интереса школьников к филологическим наукам,
‒ осмысленный подход к учебному процессу,
‒ увлечение историей языка и уважение к представителю русской культуры,
‒ способность объективно оценивать современное состояние языка,
‒ способность анализировать языковые явления, давать им оценку,
‒ готовность в полной мере использовать свои речевые способности при любом коммуникативном событии,
‒ осознание важности чистой и красивой речи для сохранения культуры России и поддержания ее высокого статуса.
В процессе улучшения речевой культуры подростка мы приняли к сведению принцип ёмкости русского языка и литературы, связь методик выражения языка и воздействие речи на собеседников для установления контактов. Учебный процесс, как развивающееся явление, настоятельно требует, чтоб педагог сам стал лидером для ученика.
Задачей учителя является не просто формально проводить работу с учениками, а строить её на собственном примере и опыте. Мы не элементарно ведём уроки-клише, а следуем принципу новизны в предоставлении свежей и актуальной информации на уроке из всевозможных современных источников. Учителя дают рекомендации, что декламировать, смотреть, слушать, предоставляют возможность тем, кто желает дополнить рассказ учителя, и стимулируют детей к самовыражению более высокими оценками. И самое ключевое — педагоги сами любят слово, страну, в которой это слово появилось и звучит, предоставляя учащимся образец опытного обращения со словом, почтения к родине.
Язык — это наше неоценимое наследие, мы не расстаемся с ним всю жизнь, поэтому мы не можем быть равнодушными к тому, как мы используем его, как выражаем свои чувства и мысли, как ценим родное слово. Мы должны научить этому и детей.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Понятие речевой культуры в педагогическом процессе
1.1 Сущность и роль речевой культуры в развитии личности
Устная речь проходит в критериях прямого общения, вследствие этого она скорее в темпе и менее развёрнутая, чем письменная. В процессе речи применяются нелингвистические способы выражения смысла — выражения лица (мимика) и жесты. Эти инструменты, дающие вспомогательную информацию при устном общении, недосягаемы в письменном языке. К первому классу ребёнок с необходимым уровнем языковой компетентности на должном уровне обладает устной речью, бегло говорит и в процессе общения не задумывается о месторасположении слов внутри предложения. [15, с. 61-62]
Письменная конфигурация речи для него, да и для более старших детей, считается более трудной. Она исключительно нормативная. Построение речи в письменном языке считается предметом особенного интереса, как педагогов, так и учёных-лингвистов, и владение письменным языком осознается как целенаправленный процесс написания текста. Изучение письменной речи как нормативной, связано со следующими критериями требований к ней: четкость структуры выражения, достоверность размышлений, соотношение обстоятельств к предмету размышления (к объекту), грамотность и структурированность в применении языковых средств. [9, c. 47-51]
Развитие культуры речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это связано, прежде всего, с социальной значимостью данного вида воспитания и его ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная функция языка и речи. Связная речь — высшая форма речи в познавательной деятельности, определяющая уровень речевого и психического развития ребенка (Т. В. Ахутина, Л. С. Выготский, Н. И. Жинкин, А. А. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Ф. А. Сохин и др.). Владение последовательной устной речью является обязательным условием успешной подготовки к школе.