Курсовая с практикой на тему Формирование навыков грамотного письма у младших школьников на уроках русского языка
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 4
Глава I. Теоретические основы формирования навыков грамотного письма у младших школьников на уроках русского языка 7
I.1. Подходы к пониманию и становлению грамотного письма учащихся в начальной школе 7
I.2. Методика формирования орфографической грамотности младших школьников на уроках русского языка 11
I.4. Педагогический опыт становления грамотного письма учащихся начальной школы 21
Выводы по главе I 26
Глава II. Опытно-педагогическая работа по становлению навыка грамотного письма учащихся начальных классов 28
II.1. Результаты диагностики грамотного письма учащихся экспериментального начального класса 28
II.2. Рекомендации по коррекции и развитию навыка грамотного письма учащихся 41
Выводы по главе II 50
Заключение 52
Литература 55
Введение:
Актуальность исследования. Грамотное письмо является неотъемлемой частью общей языковой культуры, залогом точности в выражении мыслей и основой взаимопонимания.
Формирование навыка грамотного письма у учащихся начальных классов занимает одно из важнейших мест в общей системе обучения школьников русскому языку. Неумение обнаруживать орфограммы и пунктограммы является одной из главных причин, тормозящих развитие грамотности обучающихся. Дети младшего школьного возраста, как правило, обладают низкой орфографической и пунктуационной грамотностью. Данная особенность обусловлена психолого-педагогическими особенностями детей младшего школьного возраста. А именно их память и внимание является по большей части непроизвольными, а, значит, им трудно запоминать правила и применять их на практике. В этом заключается сложность формирования навыка грамотного письма у детей младшего школьного возраста. Данное качество, сформированное в определенном возрасте, остается на всю жизнь, а потому подходить к этому вопросу нужно с учетом специальных требований к начальному образованию.
О роли грамотного письма в процессе овладения русским языком младших школьников пишут в своих исследованиях Н.Н. Алгазина, М.Т. Баранов, Д.Н. Богоявленский, В.П. Канакина, М.Р. Львов и другие.
Методика становления орфографической грамотности учащихся начальной школы в структуре современного начального языкового образования разрабатывается в работах Д.Н. Богоявленского, Н.Ю. Боряковой, Н.Ф. Высоцкой, Г.Г. Граник, В.В. Ераткиной и других.
Способы изучения правил пунктуации в начальной школе описывают К.А. Аймагамбетова, Л.И. Айдарова, В.И. Загвязинский, В.Н. Зайцев, Е.Е. Кравцова и другие.
Интерес исследователей к процессу формирования грамотности младших школьников не снимает в современных условиях остроты проблемы, изучению которой посвящено наше исследование: как формировать грамотное письмо младших школьников на уроках русского языка?
Вышесказанное обусловливает актуальность выбранной нами темы исследования: «Формирование навыков грамотного письма у младших школьников на уроках русского языка».
Проблема исследования: Как сформировать навыки грамотного письма у младших школьников на уроках русского языка?
Объект исследования: обучение грамотному письму на уроках русского языка в начальной школе.
Предмет исследования: процесс организации орфографически и пунктуационно грамотного письма младших школьников на уроках русского языка.
Гипотеза исследования: для более эффективной работы по становлению грамотного письма у младших школьников необходимо использовать различные методы и приёмы.
Цель исследования: анализ методики работы по становлению орфографически и пунктуационно грамотного письма младших школьников на уроках русского языка.
Задачи исследования:
• провести анализ литературы, посвящённой проблеме становления грамотного письма учащихся в начальной школе;
• раскрыть методику и опыт становления грамотного письма учащихся начальной школы;
• провести диагностику навыков грамотного письма учащихся экспериментального класса;
• оформить результаты исследования в виде данной курсовой работы.
Методы исследования:
— изучение и анализ научно-методической литературы по проблеме исследования;
— анализ письменных работ детей с выявлением специфических орфографических и пунктуационных ошибок;
— эксперимент.
База исследования: МБОУ «Школа №87». В исследовании принимали участие ученики третьего класса в количестве 19 человек. Возраст детей – 9-10 лет.
Заключение:
В ходе изучения теоретической литературы нам удалось выяснить, что становление грамотного письма в начальной школе сложный и непрерывный процесс. Начинаться он должен с формирования представления ребенка о буквах и звуках. Далее в процессе обучения грамотности у младших школьников необходимо развить орфографическую зоркость, ведь это является основой правильного написания. Для этого в педагогической практике существует множество методов и подходов.
В частности, орфографическая грамотность развивается постепенно, в процессе выполнения разнообразных упражнений, обеспечивающих зрительное, слуховое, артикуляционное, моторное восприятие и запоминание орфографического материала. И сформировать ее у детей можно лишь постоянным повторением. Зрительное восприятие осуществляется в ходе зрительного, объяснительного диктантов, письма по памяти, выборочного списывания, графического выделения орфограмм, анализа заданий и текста упражнений, корректировки письма. Слуховое восприятие происходит при проведении выборочного, предупредительного диктантов, при использовании сигнальных карточек. Для речедвигательного восприятия и запоминания особое значение приобретает орфографическое проговаривание. Рукодвигательное восприятие имеет место при письменном выполнении всех упражнений. Наибольший эффект для выработки орфографической грамотности дает комбинированное восприятие и запоминание, которые возможны в процессе комментированного письма, звукобуквенного и орфографического разбора, при условии постоянного их повторения и учета индивидуальных способностей и возможностей каждого ученика.
Формирование навыка пунктуационного грамотного письма в начальной школе должно проходить с учетом особенностей психологического развития ребенка. В этот период у ребенка активно развивается память, мышление, внимание. Но тем не менее он все еще не может долго сосредоточится на одном действии, также ему сложно заучивать сложные пунктуационные правила наизусть. Задача учителя привлечь внимание ребенка. Для этого работу над формированием данного навыка рекомендуется разделить на несколько этапов. Первый этап – подготовительный, в ходе которого ребенок только лишь готовиться воспринимать правила. Во время второго этапа младшего школьника можно начинать знакомить с правилами пунктуации русского языка. И на последнем, третьем, этапе происходит обучение применению данных правил на практике. Добиться результата в формировании навыка грамотного пунктуационного письма учителю поможет постоянное повторение и использование интересных форм проведения занятий.
Анализ современного педагогического опыта показал эффективность формирования навыков грамотного письма у младших школьников использование следующих методов, приемов и форм работы: упражнения, включающие грамматико-орфографический разбор, списывание, диктанты, перфокарты, приемы мнемоники, дидактические пособия, творческие письменные задания, орфографическое проговаривание, комментированное письмо, орфографическое подчеркивание, работа в парах по самоконтролю, письмо по памяти.
В ходе опытно-педагогической мы провели диагностику уровня сформированности навыка грамотного письма учеников 3-го класса МБОУ «Школа №87» в количестве 19 человек. Возраст детей 9-10 лет.
Для определения уровня сформированности навыка грамотного письма дети они выполнили 4 задания, в ходе которых продемонстрировали свое умение обнаруживать орфограмму, определять ее тип, применять правила и осуществлять самоконтроль.
Как оказалось, у большинства детей навык грамотного письма находится на среднем и низком уровне. Они не просто не знают, как применять правила и не умеют определять тип орфограмм, они их не видят. Другими словами, у них не развита орфографическая зоркость, беден словарный запас. Дети ничего не знают о происхождении слов, не могут подобрать однокоренные слова для проверки орфограммы.
Для исправления ситуации нами были разработаны рекомендации для коррекции и развития навыков грамотного письма для детей с разным уровнем развития анализируемых навыков. Для школьников с высоким и средним уровнем развития навыков грамотного письма, были подобраны специальные упражнения, которые помогут довести сформированные умения и навыки до автоматизма. Разработанные рекомендации для учащихся с низким уровнем развития навыков грамотного письма включают в себя обучение, разделенное на несколько этапов.
В ходе подготовительного этапа ребята должны ознакомиться с такими сложными понятиями, как «орфография» и «пунктуация», заинтересоваться способами правильного написания слов и расстановки знаков препинания, что станет мотивацией на дальнейшее обучение.
Далее проводится тренировочный этап. Ребятам предлагаются специальные упражнения, благодаря которым школьники формируют навык грамотного письма.
Последний этап – рефлексивный, в ходе которого дети формируют навык самоконтроля. Помогают им в этом специально разработанные карточки.
Стоит отметить, что при выполнении заданий учитель в первую очередь должен показывать своим примером, как делается то или иное задание. После этого повторить его выполнение вместе с учеником, сопровождая свои действия словесными подсказками. И только после этого школьник может попробовать выполнить упражнение самостоятельно, но со словесными подсказками учителя. Подобные упражнение необходимо проводить систематически, повторяя по несколько раз.
Фрагмент текста работы:
Глава I. Теоретические основы формирования навыков грамотного письма у младших школьников на уроках русского языка
I.1. Подходы к пониманию и становлению грамотного письма учащихся в начальной школе
Обучение письму является достаточно сложным процессом освоения двигательного навыка, при котором происходит формирование орфографического навыка. Придя в первый класс, младший школьник сначала учится правильно держать ручку и тетрадь, затем его основной задачей будет написание важнейших элементов буквы. И лишь потом учащийся сможет написать не только буквы, но и целые слова. Формирование графического навыка у первоклассника – процесс сознательный. Именно осознанный подход к усвоению орфографии учащимися обеспечивает понимание таких языковых значений, как содержание высказываний, смысл отдельных предложений, словосочетаний, значения слов и фразеологических единиц. А для выделения корня, для подбора проверочных слов, для определения части речи слова нужно понимать значение слова. Поэтому так важно наличие у учащихся фактора сознательной работы [1].
М.Р. Львов в одной из своих работ «Правописание в начальных классах» писал: «Отсутствие орфографической зоркости или ее слабая сформированность является одной из главных причин допускаемых ошибок. Эта причина сводит на нет хорошее знание правил и умение их применять, школьник не видит орфограмм в процессе письма» [17, с. 45].
Существует множество методических приемов, позволяющих предупредить ошибки, развивающих орфографическую зоркость, навык звукобуквенного анализа, самоконтроль. Еще методисты прошлого считали, что существуют факторы и условия, способствующие формированию грамотного письма. Все мы знаем роль зрительных и слуховых факторов [2].
Для формирования и развития навыков грамотного письма существуют учебные материалы и рекомендации для работы. Для начала необходимо научить ребенка слышать звуки, определять их количество в словах, по мимо этого он должен различать гласные и согласные, ударные и безударные звуки. Именно когда младший школьник научится работать со звуками, учитель помогает ему освоить орфограммы, то есть происходит выработка орфографической зоркости. При этом действия должны быть многократны. И лишь потом, для достижения грамотного письма надо научить детей самоконтролю. Только сумев найти орфограмму, ученик сможет решить вопрос о ее конкретном написании. Значит, умение обнаруживать орфограммы, т.е. орфографическая зоркость, является базовым орфографическим умением, первым этапом при обучении правописанию, залогом грамотного письма. От характера орфограммы зависит выбор методов и приемов обучения орфографии, а именно, это может быть слово учителя, определенные беседы, анализ орфограмм и самостоятельная работа младших школьников [18].
Грамотное письмо – это способность использовать совокупность правил, устанавливающих написание слов и их форм, оперировать ими для овладения навыками грамотного письма. Слабые орфографические и пунктуационные умения приводят к общей орфографической неграмотности.
Орфографические и пунктуационные умения развиваются постепенно, в процессе выполнения разнообразных упражнений, обеспечивающих зрительное, слуховое, артикуляционное, моторное восприятие и запоминание орфографического и пунктуационного материала. Однако следует отметить, что развитие орфографических и пунктуационных умений возможно только при успешном развитии важнейших психических процессов. Поэтому и рассматривать этот вопрос нужно, учитывая особенности мышления, памяти и восприятия младших школьников.
Наиболее существенные особенности можно наблюдать в области мышления, которое приобретает абстрактный и обобщенный характер.
Мышление – это «процесс отражения объективной деятельности, составляющий высшую ступень человеческого познания» [1, с. 75]. Выполнение интеллектуальных операций младшими школьниками связано с определенными трудностями. В частности, Р.П. Ефимкина [16, с. 148], рассуждая о новообразованиях младшего школьного возраста, выделяет интеллектуальную рефлексию, подразумевая рефлексию в плане мышления. Ребенок начинает думать об основаниях того, почему он думает так, а не иначе. Как отмечает психолог, «возникает механизм коррекции своего мышления со стороны логики, теоретического знания. Следовательно, ребенок становится способен подчинить намерение интеллектуальной цели, способен удержать его в течение длительного времени» [16, с. 93].
По мнению Р.П. Ефимкиной, дети в младшем школьном возрасте не только лучше запоминают, но и способны размышлять о том, как они это делают.
Мышление ребенка ограничено проблемами, касающимися конкретных реальных объектов.
Эгоизм, присущий мышлению дошкольника, постепенно убывает, чему способствуют совместные игры, но не исчезает полностью. Конкретно мыслящие дети часто ошибаются, прогнозируя результат. Вследствие этого дети, однажды сформулировав какую-нибудь гипотезу, скорее отвергнут новые факты, чем изменят свою точку зрения.
На смену децентрации приходит способность сосредоточиться на нескольких признаках сразу, соотносить их, учитывать одновременно несколько измерений состояния объекта или события.
У ребенка развивается также способность мысленно прослеживать изменения объекта. Возникает обратное мышление.
Другой отечественный психолог А.А Реан обращает внимание на то, что в младшем школьном возрасте формируется абстрактно-логическое мышление – «особый вид мыслительного процесса, который заключается в использовании понятий и логических конструкций» [30, с. 108]. Если для начальных стадий рассматриваемого возраста характерно доминирование наглядно-действенного мышления, подчеркивает А.А Реан, то в дальнейшем у ребенка происходит формирование абстрактно-логического мышления.
Ж. Пиаже, характеризуя данный период развития ребенка, называет его стадией конкретных операций с предметами. По его мнению, это время является третьей стадией развития мышления. Главной особенностью данного периода является то, что умственные операции, совершаемые ребенком, становятся теперь обратными. «Если процесс интеллектуального развития ребенка характеризовался тем, что внешние действия, выполненные им, постепенно трансформировались во внутренние, то теперь ребенок в состоянии перенести действия, выполняемые в когнитивной сфере, во внешнюю, то есть предметную, сферу своей деятельности» [26, с. 108].
Согласно исследованиям Ж. Пиаже, у детей младшего школьного возраста появляется способность к консервации (способности индивида видеть на фоне видимых перемен), классификации (способности классифицировать группу объектов по какому-то признаку) и сериации (способности ребенка располагать набор элементов в соответствии с имеющейся между ними связью).
Говоря об изменениях мыслительных процессов в младшем школьном возрасте, нельзя не упомянуть о развитии речи. В этот период наблюдается активное развитие речи. Главной особенностью на данном этапе является то, что изучение речи для ребенка становится целенаправленной деятельностью.
Более того, ребенок знакомится с совершенно новым для него видом речи – письменной речью. Хотя письменная речь имеет очень много общего с устной (как и устная речь, она является звуковой, поскольку с помощью системы графических знаков передает смысл звуков и их сочетаний), она имеет специфически ей присущие характеристики.
Психологическая письменная речь является значительно более сложной, чем устная. Это обусловлено целым рядом факторов и, прежде всего, использованием в письменной речи условных символов. Сложность письменной речи заключается в необходимости постоянного и практически мгновенного декодирования письменных символов. При этом способность «видеть» буквы и слова – не пассивный процесс, а поиск перцептивных объектов, уже имеющих свои репрезентации в памяти.
Орфографическим навыкам предшествует достаточно сложный процесс обучения. В первую очередь, это навык письма. Уже после можно говорить и об умении анализировать, например, само слово, умении находить орфограмму, требующую проверки, умении подобрать проверочные слова и др. Как считает Соколова Л.Г, каждое из указанных умений само по себе создает только предпосылку для формирования орфографического навыка. При этом данные навыки должны взаимодействовать между собой [19].
Таким образом, становление грамотного письма в начальной школе сложный и непрерывный процесс. Начинаться он должен с формирования представления ребенка о буквах и звуках. Далее в процессе обучения грамотности у младших школьников необходимо развить орфографическую зоркость, ведя это является основой правильного написания. Для этого в педагогической практике существует множество методов и подходов. Основные из них сводятся к списыванию, обращению к словарю, использованию творческих упражнений и игр.
I.2. Методика формирования орфографической грамотности младших школьников на уроках русского языка
Первые шаги на пути познания родного языка всегда самые сложные. От того, как будут сформированы азы орфографической грамотности на начальном этапе обучения, во многом зависит дальнейшее успешное обучение любой школьной дисциплине. Русский язык считается одним из самых трудных школьных предметов. С одной стороны, знание родного языка дается ребенку с детства, он овладевает им так же естественно, как дышит и растет. С другой стороны, это сложная дисциплина, требующая большого труда. Формирование орфографической грамотности у младших школьников, процесс сложный и многогранный, который требует определенной систематизации [16].
Отсутствие орфографической зоркости или ее слабая сформированность является одной из главных причин допускаемых ошибок у детей. Эта причина сводит на нет даже хорошее знание правил и умение их применять: школьник не видит орфограмм в процессе письма.
Учителя и методисты настойчиво ищут причины этого неблагополучия, чтобы принять меры по их устранению. По мнению многих методистов, таких как Н.С. Рождественского, М.Р. Львова, М.Т. Баранова, М.М. Разумовской и других, «орфографическая слепота» школьников – одна из основных причин допускаемых орфографических ошибок. Ученики не замечают «ошибкоопасных» мест и потому не применяют известные им правила [5].
Поэтому необходимость достроить существующую систему обучения орфографии недостающим звеном – формированием у учащихся орфографической грамотности – становится очевидной. Начинать столь важную работу нужно заблаговременно, до изучения основных орфографических правил, поскольку применение правила – это решение уже обнаруженной и поставленной перед собой орфографической задачи.
Ведущая педагогическая идея формирования орфографической грамотности заключается в том, что необходимо создать условия для интерпретации методических приемов изучения орфографии [7].
Понимание структуры орфографической грамотности, а также создание условий ее развития позволяют учителю формировать более высокий уровень развития орфографической грамотности у большинства учащихся, что оказывает положительное влияние на грамотное письмо и приводит к снижению орфографических ошибок. Для успешного формирования умения обнаруживать орфограммы, по мнению В.Н. Зайцева, необходимо:
— на самых ранних этапах обучения обеспечивать разграничение детьми понятий звук и буква, а также достаточное развитие у них всего комплекса фонетических умений;
— познакомить учащихся с признаками наиболее частотных орфограмм;
— систематически тренировать школьников в нахождении орфограмм, предлагая для этого специальные упражнения [12].
Орфографическая грамотность вырабатывается постепенно, в процессе решения различных орфографических задач. Для их решения А.С. Кузьменко выделяет несколько этапов:
— умение видеть орфограмму в слове;
— определение вида орфограмм: проверяемая или нет, если да, то к какой грамматико-орфографической теме относится, вспомнить правило;
— определение способа решения задачи в зависимости от типа (вида) орфограммы;
— определение алгоритма, ступеней решения и их последовательность;
— решение задачи, то есть выполнение последовательных действий по алгоритму;
— написание слов в соответствии с решением задачи и осуществление в более обобщенном виде всех этапов [15].
Только в правильном сочетании методических приемов заложен успех формирования орфографической грамотности младших школьников. Правильно подобранные методические приемы дают возможность для самостоятельной активной познавательной деятельности учащихся.
Как считает Ф.Ф. Ибрагимова, достижение данной цели предполагает реализацию следующих задач.
— знакомство детей с понятием «орфограмма» и оказание им помощи в осознании сущности орфографических трудностей русского письма. Введение в практику письменной речи младших школьников особый способ письма – письмо с пропусками орфограмм, с «окошками». Обучение ребенка действовать по принципу «знаю букву – пишу, не знаю – пропускаю, оставляю сигнал опасности».
— развитие умения школьников работать с орфографическим словарем, формирования правильного способа действия, необходимого для поиска ответа на орфографический вопрос.
— обеспечение запоминания орфографического облика слов разных тематических групп, то есть развитие орфографической памяти учеников [13].
При организации педагогической деятельности по формированию орфографической грамотности у младших школьников на основе современных подходов к обучению учитываются характеристики важнейших орфограмм, изучаемых в начальной школе.
Профессор М.Р. Львов выделяет шесть этапов, которые должен пройти школьник для решения орфографической задачи:
— увидеть орфограмму в слове;
— определить вид: проверяемая или нет; если да, к какой теме относится, вспомнить правило;
— определить способ решения задачи в зависимости от типа (вида) орфограммы;
— определить «шаги», ступени решения и их последовательность, то есть составить алгоритм задачи;
— решить задачу, то есть выполнить последовательные действия по алгоритму;
— написать слова в соответствии с решением задачи и сделать самопроверку [17].
В более обобщенном виде эти этапы представляются так: в орфографическом действии выделяют две ступени: постановка орфографической задачи (выделение орфограмм) и ее решение (выбор письменного знака в соответствии с правилом).
В начальной школе Алгазина Н.Н. говорит о следующих методических приемах изучения орфографии:
— моделирование;
— использование словарей, как способ решения орфографической задачи;
— формирование орфографического самоконтроля [3].
Процесс формирования орфографической грамотности строится с учетом факторов, способствующих формированию грамотного письма – зрительных, слуховых, рукодвигательных и артикулярных.
Написание слова поясняется не полной формулировкой правила, как оно дается в учебнике русского языка, а отдельными словами – комментариями, то есть так, как естественно протекает мысль ученика во внутренней речи, когда он хорошо усвоил и формулировку правила.
В ходе орфографического разбора, чтобы зрительное восприятие сделать целенаправленным и более активным, могут использоваться условные обозначения и графические средства для выделения самой орфограммы и условий, от которых зависит ее написание. В этом случае орфограмма подчеркивается одной чертой, а предшествующая или последующая буквы, от которых зависит написание данной орфограммы, подчеркивается двумя чертами. При подчеркивании орфограммы ученик фиксирует свое умение обнаруживать ее, при графическом обозначении орфограммы определить ее тип, отмечая опознавательные признаки орфограммы, доказательство ее правописания, способ проверки [3].
Важное место в обучении орфографии отводится использованию различных памяток – алгоритмов действий (таблицы памяти, памятки-опоры).
Таким образом, орфографическая грамотность развиваются постепенно, в процессе выполнения разнообразных упражнений, обеспечивающих зрительное, слуховое, артикуляционное, моторное восприятие и запоминание орфографического материала. И сформировать ее у детей можно лишь постоянным повторением. Зрительное восприятие осуществляется в ходе зрительного, объяснительного диктантов, письма по памяти, выборочного списывания, графического выделения орфограмм, анализа заданий и текста упражнений, корректировки письма. Слуховое восприятие происходит при проведении выборочного, предупредительного диктантов, при использовании сигнальных карточек. Для речедвигательного восприятия и запоминания особое значение приобретает орфографическое проговаривание. Рукодвигательное восприятие имеет место при письменном выполнении всех упражнений.
Наибольший эффект для выработки орфографической грамотности дает комбинированное восприятие и запоминание, которые возможны в процессе комментированного письма, звукобуквенного и орфографического разбора, при условии постоянного их повторения и учета индивидуальных способностей и возможностей каждого ученика.