Курсовая с практикой на тему «Формирование навыка самоорганизации у младших школьников»
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 690 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ САМООРГАНИЗАЦИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 5
1.1 Сущность самоорганизации как психолого-педагогической категории 5
1.2 Особенности формирования навыка самоорганизации у детей младшего школьного возраста 9
1.3 Методики анализа сформированности навыков самоорганизации у младших школьников 12
ВЫВОД ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 15
ГЛАВА II. ТЕХНОЛОГИИ И МЕТОДЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ УЧИТЕЛЕМ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ САМООРГАНИЗАЦИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 17
2.1 Практические приемы формирования навыков самоорганизации у младших школьников во время уроков 17
2.2 Практические приемы формирования навыков самоорганизации у младших школьников во внеурочной деятельности 21
2.3 Рекомендации родителям по формирования навыков самоорганизации у младших школьников 28
ВЫВОД ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 34
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 36
Введение:
Актуальность. Успешная самореализация любого человека во многом зависит от умения организовывать свою деятельность.
Очень часто перед родителями и педагогами стоит проблема самоорганизации детей младшего школьного возраста. Из-за недостаточной зрелости и несформированности навыка самоорганизации, дети многое нужное или не успевают сделать, или откладывают выполнение важных дел и заданий на «потом». Неумение самоорганизовывать себя, неспособность ставить цели и организовывать себя на их достижение, затрудняет не только учебную, но и любую другую деятельность школьника.
В новом Федеральном Государственном стандарте начального общего образования (ФГОС НОО-2021) выделяются конкретные метапредметные результаты освоения образовательной программы, связанные с самоконтролем и самоорганизацией. Умение организовывать себя является одной из компетенций современного школьника. Поэтому, проблема развития навыков самоорганизации у детей младшего школьного возраста актуальна всегда.
Высокий уровень освоения умений самоорганизации в значительной мере определяет успешность дальнейшего обучения на всех последующих ступенях образования. Перед современным учителем сегодня стоит задача: создание условий для формирования у обучающихся навыков, самоорганизации и самоконтроля обеспечивающих готовность к освоению программы начального образования, а также способствует раскрытию интеллектуальных и творческих способностей каждого ребенка.
Поэтому, для решения проблемы по формирования навыка самоорганизации у младших школьников была сформулирована тема этой курсовой работы, где будут рассмотрены различные методы и приемы для формирования навыков самоорганизации у младших школьников.
Объект исследования: процесс формирования навыков самоорганизации у младших школьников.
Предмет исследования: методы формирования навыков самоорганизации у младших школьников.
Задачи исследования:
1. Раскрыть понятие самоорганизация как психолого-педагогическую категорию.
2. Рассмотреть особенности формирования самоорганизации у детей младшего школьного возраста.
3. Рассмотреть методы, используемые учителем начальных классов для формирования навыков самоорганизации у младших школьников.
Заключение:
Младшие школьники, у которых уровень самоорганизации низкий испытывают потребность в самостоятельной, осознанной организации собственной деятельности, она у них не сформирована. Они зависят от мнения окружающих, от ситуаций, некритично и часто следуют чужим советам. Цели и планы действий таких учеников вырабатываются под влияние окружающих, несамостоятельно. Если помощи от окружающих они не получают, то у них возникают проблемы в самоорганизации. Задачей учителя является повысить уровень самоорганизации учащихся младшего школьного возраста.
В настоящее время существует потребность в понимании качества образования, рассматриваемой как переход от трансляции знаний к совместному с педагогом поиску их ценности и смысла. Ключевые образовательные компетенции становятся дидактическими средствами развития личностных целей и качеств.
В связи с этим подчеркивается важность формирования у учащихся навыков рациональной организации учебного труда, общих учебных умений и навыков, которые в совокупности обеспечивают надежное основание для последующих учебно-познавательной деятельности школьников, способствуют приобретению глубоких и прочных знаний.
Работа по формированию ключевых образовательных компетенций делает процесс обучения более интересным ученикам, формирует у них понимание жизненно-практической значимости содержания образования, которое они осваивают.
Умение анализировать, сравнивать, выделять главное, решать проблему, способность к самосовершенствованию и умение дать адекватную самооценку, быть ответственным, самостоятельным, уметь творить и сотрудничать – вот с чем ребёнку необходимо войти в этот мир.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ САМООРГАНИЗАЦИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1 Сущность самоорганизации как психолого-педагогической категории
Термин «саморегуляция» появился в 1947 году. Его описал в своей работе Эшби У. Самоорганизацией является процесс упорядочения элементов одного уровня в системе за счет внутренних факторов без внешнего специального воздействия. Результатом является единица, которая появилась и находится на следующем качественном уровне. [4]
От того какой подход применяют к описанию самоорганизации включаются характеристики системы, особенности процесса, тип внутреннего фактора.
Умения самоорганизации с 60х годов исследуются с помощью системного описания научной организации труда школьника (Батышев С.Я., Раченко И.П., Русаков Б.А., Зинченко В.П.)
С 70х годов – компоненты учебной деятельности (Леонтьев А.Н., Матюшин А.М., Талызина Н.Ф., Эльконин Д.Б., Рубинштейн С.Л.)
С начала 21 века самоорганизация считается структурным элементом содержания начального образования, умения самоорганизации включаются в структуру универсальных умений и ключевой учебно – познавательной компетенции младших школьников (Зеер Э.Ф., Сериков В.В., Хуторский А.В., Краевский В.В., Шепель В.М.)
За счет множества подходов к характеристике умений самоорганизации учебной деятельности младшего школьника в психологической и педагогической литературах учителю трудно теоретически проанализировать и практически использовать данные сведения. [7]
Человек должен уметь организовывать собственную жизнь. Она связана с умениями измерять, распределять и ценить время. Время регулирует всю деятельность человека. Все деятельности человека проходят в определенных временных рамках. [5]
В настоящее время существует много концепций времени, созданные исследователями в областях философии, психологии. Сюда относятся Аристотель, Декарт, Ньютон, Сивадьян Ж., Августин А.
Психологические концепции времени нашли свое отражение в трудах таких ученых как Артыкова Т.А., Березиной Т.Н., Молчановой Ю. Б., Терентьева В.В., Асеева В. Г.
Большая Советская энциклопедия дает определение: «Самоорганизация — процесс в ходе, которого создается, воспроизводится или совершенствуется организация сложной динамической системы. Процессы самоорганизации могут иметь место только в системах, обладающих высоким уровнем сложности и большим количеством элементов, связи между которыми имеют не жесткий, а вероятностный характер». [Большая советская энциклопедия / гл. ред. О. Ю. Шмидт. — Москва: Советская энциклопедия, 1926-1947.]
Первый тип процесса — это зачаток организации, когда возникает новая целостная система со специфическими закономерностями из совокупности целостных объектов.
Второй — процессы, поддерживающие в системе определенный уровень организации гомеостатических механизмов при изменении внутренних и внешних условий.
Третий тип – совершенствование и саморазвитие систем, накапливающих и использующих прошлый опыт.
Кузьмин Н.В. описывает самоорганизацию – как организацию собственного труда и отдыха. Это осознанная совокупность мотивиционноличностных свойств, которые согласуются с природными особенностями субъекта, которые оптимально реализуются в результатах и приемах деятельности.
По мнению Логиновой О.Н., Копеина Н.С. самоорганизация – совокупность умений и способов активировать возможности личности, чтобы достичь общественно значимую и личностную цель и позволяющие ученику быть субъектом своей учебной деятельности.
Сущность самоорганизации включает в себя моделирование, планирование, целеполагание, рефлексию, волевую регуляцию. Воробьева М.А. считает самоорганизацию показателем личной зрелости человека, комплекс природных и приобретенных социальных свойств личности, которые воплощаются в осознанные особенности интеллекта, воли, мотивы поведения и реализующиеся в организации деятельности человека.
Голографическая модель процесса самоорганизации выделяет в ней такие функции: анализ ситуации, целеполагание, планирование, самоконтроль, волевую регуляцию, коррекцию. Самоорганизацией Кириллова А. В. называет динамическую и упорядоченную структуру личности, которая характеризуется комплексом личностных и функциональных компонентов и деятельностью по развитию «компетентности к обновлению компетенций»
Самоорганизация является деятельностью и способностью человека, по мнению Ведмедева М. М., которая связана с умением организовать себя и проявляются эти способности в активности, целеустремленности, в планировании деятельности, обоснованность мотивации, самостоятельности, быстроте принятия решения, ответственности, критичности оценки результатов, чувстве долга. [12, с. 15 — 17]