Курсовая с практикой Педагогика/Психология Методика обучения русскому языку

Курсовая с практикой на тему Формирование навыка чтения в период обучения грамоте.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКА ЧТЕНИЯ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ 5

1.1. Возрастные и психолого-педагогические особенности речевого развития детей младшего школьного возраста 5

1.2 Чтение как речевой вид деятельности 9

1.3. Критерии и показатели сформированности навыка чтения у

детей младшего школьного возраста 13

ГЛАВА 2. КОМПЛЕКС МЕР ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКА

ЧТЕНИЯ В ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ 19

2.1 Диагностика сформированности навыка чтения 19

2.2 Комплекс формирования навыка чтения в период обучения

грамоте 23

Заключение 30

Список литературы 31

  

Введение:

 


Задача начального образования – научить детей правильному, осознанному, выразительному чтению. Такая задача актуальна в наши дни, так как чтение играет большую роль в образовании и развитии человека. Чтение — это то, чему обучают младших школьников, это что способствует воспитанию и развитию ребенка. Умения и навыки чтения формируются не только как важнейший вид речевой и умственной деятельности, но и как сложный комплекс умений и навыков, который имеет обучающий характер, который используют ученики при изучении всех учебных предметов. Значит, нужна целенаправленная работа над развитием навыков чтения. Полноценный навык чтения — это база для дальнейшего обучения всем другим школьным предметам, основной источник получения информации и даже способ общения.

Успешное овладение навыком чтения — один из показателей общего уровня развития познавательной деятельности ребенка. Если ученик научился читать в период обучения грамоты, то он в коллективе класса занимает заметное место, обретает уверенность, и, наоборот, если ребенок не овладел чтением, он чувствует какую-то ущербность, теряет веру в свои силы, в способность успешно учиться и в коллективе класса испытывает негативные эмоции, не ощущая свою причастность к коллективу. Ученик будет переживать свой недостаток и не сможет реализовать в школе свои способности.

Актуальность выбранной темы заключается в следующем. Литературное чтение является базовым предметом в начальной школе, с помощью которого решаются не только предметные задачи, но и общие для всех предметов гуманитарного развития младшего школьника. Уверенное владение навыком чтения является одним из основных условий успешности детей в учении.

Каждая деятельность школьника базируется на чтении — правильном, осознанном, быстром. Поэтому овладение учеником высокой техникой чтения, повышение уровня литературного развития младших школьников – важная задача, стоящая перед учителем. Особенно актуально это сейчас, когда в современном мире есть компьютер. Поэтому тема является актуальной для исследования.

Цель исследования: выявление наиболее благоприятных педагогических условий и эффективных приемов работы над техникой чтения младших школьников в период обучения грамоте.

Объект исследования – процесс формирования навыка чтения учеников в период обучения грамоте 1 класса.

Предмет исследования – комплекс методов и приемов, направленный на формирование навыка чтения младших школьников в период обучения

грамоте.

Задачи:

1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме обучения чтению детей младшего школьного возраста;

2. Определить роль чтения в развитии детей младших классов;

3. Теоретически обосновать и разработать комплекс методов и приемов, направленных на формирование навыка чтения у первоклассников.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Формирование навыка чтения у детей – одна из важнейших задач начальной школы, являющаяся фундаментом всего последующего образования. Овладение полноценным навыком чтения позволит учащимся продолжить успешное обучение в средних старших классах.

На основе психологической и педагогической литературы по проблеме формирования навыка чтения были выделены определения понятий «чтение» и «навык чтения»; Изучены особенности формирования навыка чтения у детей в период обучения грамоте, к числу которых относятся упор на развитие психологических процессов восприятия, внимания, памяти; развитие разных видов речевой деятельности; формирования у учащихся положительную мотивацию, интерес к чтению и к книге вообще.

Сформированность навыка чтения оценивается по таким качествам этого навыка, как: правильность, осознанность, беглость, выразительность. При написании работы было выявлено, что в современном образовательном процессе для формирования качеств навыка чтения целесообразно использовать информационные технологии.

В нашей работе мы изучили психолого-педагогическую литературу по формирование навыка чтения детей младшего школьного возраста в период обучения грамоте. Рассмотрели возрастные и психолого-педагогические особенности речевого развития детей младшего школьного возраста. Выявили особенности обучения детей речевой деятельности. Определить роль чтения в развитии детей младших классов.

При формировании навыка чтения необходимо соблюдение ряда этапов. На первом этапе чтение должно быть слоговым. Второй этап формирования навыка чтения связан с чтением словами. Следующий этап характеризуется чтением предложений.

Можно проследить, что все уроки организуются одинаково. Структура урока состоит из четырех этапов. Знакомство со звуком и буквой. На этом этапе учащиеся знакомятся со звуков и буквой. Учатся узнавать графический образ буквы. Работа со слогами. На данном этапе у учащихся формируется навык чтения сочетания букв, слогов. Чтение слов. На данном этапе дети читают уже целые слова. Чтение текста. На данном этапе дети читают целые предложения в тексе. Важно учитывать осознанность чтения.

Изучив педагогический опыт, автором были выделены эффективные приемы, способствующие формированию навыка чтения.

На первом этапе, когда происходит знакомство с буквой и звуком можно использовать такие приемы как: предметные картинки, сопоставление звуков, чтение букв, загадки, составление рассказа о букве, стихотворения, пение звуков, произнесение чистоговорок. На этапе чтения слогов можно выделить такие приемы как: чтение с опорой на последующую гласную, чтение слогов с доски, чтение прямых и обратных слогов, выделение слогов, работа со слоговыми таблицами. На этапе чтения слов можно использовать такие приемы как: составление из слогов слов, составление сказки, выделение слов с изучаемой буквой, определение позиции звука в слове, придумывание слов с изучаемыми звуками. На этапе чтения текста выделяются такие приемы: определение количества предложений, интонированное чтение, работа с сюжетной картинкой, анализ предложений, определение написания имен собственных, составление предложений и текста по картинке. Таким образом, процесс чтения складывается из двух взаимосвязанных сторон – смысловой и технической, охватывающих зрительный и звуко-слухо-речедвигательные механизмы.

Во второй главе нашего исследования мы подобрали комплекс методов и приемов, направленных на формирование навыка чтения у первоклассников с учетом изученного теоретического материала.

Таким образом, задачи исследования решены, цель — выявление наиболее благоприятных педагогических условий и эффективных приемов работы над техникой чтения младших школьников в период обучения грамоте – достигнута.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКА ЧТЕНИЯ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ

1.1. Возрастные и психолого-педагогические особенности речевого развития детей младшего школьного возраста

Речевое развитие младших школьников – одна из основных остро стоящих проблем обучения русскому языку. Наиболее актуальным направлением современной методики русского языка и литературного чтения является формирование у учащихся внимательного отношения к слову, к его употреблению, развитие способности воспринимать и оценивать изобразительно-выразительный аспект речевого высказывания, а также умело использовать его в собственной речи.

Известные психолингвисты А.А. Леонтьев[14], Н.И. Жинкин[7,8] и др. рассматривают чтение как один из видов речевой деятельности. А речевая деятельность представляет собой «активный, целенаправленный, опосредованный языковой системой и обусловленный ситуацией общения процесс передачи или приема сообщения». Следовательно, речь — это язык в действии, общении [6 , 54].

Положения педагогической психологии П.Я. Гальперина [5], Н.И. Жинкина[8], А.Н. Леонтьева[15], А.Р. Лурии[16] об особенностях обучения детей речевой деятельности (чтение, говорение, письмо и слушание) в устной и письменной формах, являются основой методики формирования синтаксического строя речи младших школьников. Бурное развитие лингвистики текста легло в основу методических работ Т.А. Ладыженской[13], М.Р. Львова, Т.Г. Рамзаевой[21] по развитию связной монологической речи для русских и национальных школ.

Во-первых, ими определено, что речь – это деятельность, совокупность практических умений школьника, формирующихся в процессе общения.

Язык же – это средство общения, знаковая система, используемая в речи для общения.

Во-вторых, в методике была осознана коммуникативная функция языка: речевые упражнения не сами по себе, а для целей общения, коммуникаций.

В-третьих, развитие речи в школе приобрело целенаправленность, стало связано с обучением, следующим умениям: построению текста, составлению описания и т.д.

В-четвертых, были определены конкретные умения учащихся, над которыми работают и учитель, и учащиеся, что позволило сделать всю работу по развитию речи целенаправленной, более конкретной, дало основание говорить о системе в развитии речи.

До недавнего времени в методической науке и школьной практике господствовало мнение о том, что содержательная сторона речи детей формируются стихийно, под влиянием чтения и письма, что в школе не требуется специальной работы по обогащению речи детей языковыми единицами: словами, словосочетаниями, предложениями.

С.П. Редозубов[22], М.Л. Закожурникова[9], И.С. Рождественский[12], отмечают низкий уровень речевого развития, отсутствие системы работы по ее совершенствованию.

Обучение родному языку в начальных классах преследует в первую очередь практические цели – воспитание у школьников любви к родному языку и литературе на этом языке, формирование личностных качеств – самостоятельности, активности, трудолюбия, настойчивости в достижении целей, развитие мышления учащихся, формирование языковых умений и навыков и др.

В толковых словарях сущность понятия «речь» раскрывается, как способность «говорить, говорение; звучащий язык; разновидность или стиль языка». Д.Б. Эльконин говорил, что речь для младшего школьника является

средством активной деятельности и успешного обучения [28 стр. 154].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы