Курсовая с практикой Педагогика/Психология Педагогика и психология

Курсовая с практикой на тему Формирование научной картины мира при изучении курса «Окружающий мир»

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАУЧНОЙ КАРТИНЫ МИРА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ КУРСА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» 5
1.1. Содержание понятия «научная картина мира» в курсе «Окружающий мир» 5
1.2. Формирование научных представлений и понятий у младших школьников на уроках окружающего мира 11
ГЛАВА 2. ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НАУЧНОЙ КАРТИНЫ МИРА ПРИ ИЗУЧЕНИИ КУРСА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» 16
2.1. Анализ педагогического опыта по проблеме исследования 16
2.2. Разработки уроков по предмету «Окружающий мир», способствующие формированию научных представлений и понятий об окружающем мире младших школьников 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 38

 

  

Введение:

 

Актуальность исследования. Одной из ведущих задач воспитания базо-вой культуры личности является формирование картины мира у школьни-ков, представляющей собой целостную систему научных, философских, со-циально-политических, нравственных, эстетических взглядов на мир (т.е. на природу, общество и мышление).
Дети получают многообразную информацию об окружающем их мире в семье, в детском саду, в школе, из средств массовой информации, литера-турных источников и др. Но такие сведения часто носят отрывочный, не упорядоченный характер, они не формируют целостного научного пред-ставления об окружающем мире.
Воплощая в себе достижения мировой цивилизации, научная картина мира отражает наиболее существенные стороны бытия и мышления, приро-ды и общества. Результатом формирования картины мира у школьников вы-ступает их ее мировоззрение как личностная характеристика, как совокуп-ность представлений, взглядов, убеждений, в которых проявляется отноше-ние человека к реальной действительности. Научные знания выступают как часть, сторона, подтверждение диалектического взгляда на мир. Однако, окружающая человека действительность чрезвычайно многообразна, как многообразны и те отношения, в которых человек находится с миром.
Поскольку в своей практической и познавательной деятельности чело-век соотносит себя с каким-то определенным горизонтом мира, с какой-то определенной стороной действительности, мир выступает перед ним как бы в разных своих проекциях. Соответственно этому и сам человек, как бы про-ецируя себя на разные стороны мира, выделяет или различает в себе каче-ственно определенные стороны, познает себя в различных аспектах.
У человека, достигшего такого уровня развития, когда его можно назвать личностью, все свойства и качества приобретают определенную структуру, логическим центром и основанием которой становится мировоз-зрение. Соединяя в себе сложную совокупность ценностных отношений чело-века к окружающей действительности, научное мировоззрение интегрирует все свойства и качества личности, объединяет их в единое целое, определяет социальную ориентацию, личностную позицию, тип гражданского поведения и деятельности. Благодаря этому формируются мировоззренческие убежде-ния.
Объект исследования: процесс формирования: научной картины мира у младших школьников на уроках окружающего мира.
Предмет исследования: формы и методы формирования научной кар-тины мира у младших школьников при изучении курса «Окружающий мир».
Цель исследования: выявить эффективные методы формирования науч-ных представлений и понятий у младших школьников при изучении предме-та «Окружающий мир».
Гипотеза исследования: процесс формирования у младших школьников научных представлений и понятий будет эффективным, если использовать разнообразные методы обучения, реализовывать принцип межпредметных связей.
Задачи исследования:
1. Раскрыть сущность категорий «представление» и «понятие».
2. Изучить психологическую и педагогическую литературу по данной проблеме.
3. Охарактеризовать теоретические аспекты процесса формирования представлений и понятий об окружающем мире у младших школьников.
4. Проанализировать содержание учебной программы по изучаемой теме.
5. Охарактеризовать основные методы и формы работы педагога по формированию у младших школьников понятий и представлений об окру-жающем мире.
Методы исследования: изучение и обобщение опыта педагогов-практиков и педагогов-новаторов, теоретический анализ педагогических идей и т. д.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников и литературы

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Формирование целостной научной картины мира, как наиболее важно-го качества гармоничной личности – конечная цель современного образова-ния. Это свидетельствует о высокой значимости проблемы развития миро-воззрения у детей в целом и той его области, которая включает естественно-научные воззрения, в частности. Мировоззрение начинает формироваться с первых лет жизни. С раннего детства ребенок взаимодействует с объектами природы (домашние животные, растения, люди), биологическими явлениями (наблюдает процессы зарождения организмов, развития, угасания, гибели), ощущает собственные физиологические состояния, прослеживает процессы дыхания, пищеварения, выделения, обмена веществ с окружающей средой. Возникает субъективный опыт – личное восприятие явлений Живого и отно-шение к ним.
Начиная с Л.С. Выготского большинство авторов справедливо замеча-ют, что научная картина мира как системное личностное новообразование заявляет о себе в начале подросткового периода. Но целенаправленно она начинает формироваться с первых дней поступления ребенка в школу. Это приводит к необходимости разработки проблемы формирования целостной научной картины у детей младшего школьного возраста. Формирование ос-нов научного мировоззрения, целостной картины мира, интегрирующей весь опыт младшего школьника, позволяющей индивиду становиться личностью, субъектом общественных отношений, осуществлять регуляцию различных форм своей деятельности является сверхзадачей для нашей системы образо-вания и воспитания. «В ребенке потенциально заключено множество буду-щих личностей, он может стать и тем, и другим, и третьим. Воспитание про-изводит социальный отбор нужной личности. В основе формирования миро-воззрения должна лежать система, характеризующаяся стремлением к созда-нию теории мира как целого, опирающейся на все многообразие опыта чело-века: чувственного, нравственного, интуитивного. 

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАУЧ-НОЙ КАРТИНЫ МИРА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ИЗУЧЕ-НИИ КУРСА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
1.1. Содержание понятия «научная картина мира»
в курсе «Окружающий мир»

В курсе «Окружающий мир» интегрированы знания о природе, чело-веке и обществе, об истории России, что представляет младшим школьникам широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира.
Основными целями образовательного процесса являются:
создание условий для продолжения разностороннего развития лично-сти ребёнка, начатого в семье и в дошкольном учреждении;
— последовательное формирование у учащихся целостной картины окружающего мира;
— создание содержательной пропедевтической базы для дальнейшего успешного изучения в основной школе естественно-научных и гуманитарных курсов;
— формирование предметных умений, универсальных учебных действий и информационной культуры;
— выработка нравственно-этических и безопасных норм взаимодействия с окружающим миром;
— создание условий для самопознания и саморазвития младших школь-ников.
При этом решаются следующие развивающие, образовательные, вос-питательные задачи:
— развитие познавательной активности и самостоятельности в получе-нии знаний об окружающем мире;
— ознакомление с взаимосвязями человека и природы, человека и обще-ства;
— усвоение учащимися знаний об объектах, явлениях, закономерностях и взаимосвязях окружающего мира;
— освоение общенаучных и специфических методов познания окружаю-щего мира и разных видов учебной деятельности;
— формирование умений добывать информацию из различных источни-ков и представлять её в разных формах;
— воспитание любви к природе и своему Отечеству, бережного отноше-ния ко всему живому на Земле, сознательного отношения
к своему здоровью и здоровью других людей, уважения к прошлому своих предков; формирование навыков безопасного, культурного, экологи-чески грамотного, нравственного поведения в природе, в быту, в обществе.
В процессе изучения данного предмета школьники получают знания об окружающем мире из различных источников, используя разные способы по-знания; начинают осмысливать окружающий мир, ориентироваться в нём, понимать место и роль человека в нём; осознают, что мир красив, многооб-разен, един, изменчив. При этом ученики приобретают разнообразные навы-ки и умения наблюдать и сопоставлять, спрашивать и доказывать, выявлять взаимозависимости, причины и следствия, отражать полученную информа-цию в виде рисунка, схемы, таблицы, проводить несложные опыты, пользо-ваться приборами, ориентироваться на местности, приобщаться к творче-скому труду. Приобретают желание осваивать новые виды учебной деятель-ности, познавать глубже окружающий мир, активно действовать в нём. [Це-ловников, 2014, с. 121]
В качестве комплекса средств, реализующих задачи курса, выступают: содержание обучения, методы и методические приёмы, средства обучения и формы организации учебно-познавательной деятельности школьников. Ли-ниями интеграции содержания служат следующие концептуальные идеи: «многообразие и красота объектов окружающего мира» (1-2 классы); «из-менчивость окружающего мира и её закономерности; развитие и функциони-рование живых организмов; изменение быта и культуры наших предков» (3 класс); «взаимосвязи и взаимозависимости в окружающем мире, важнейшие события истории Отечества» (4 класс).
В содержании курса «Окружающий мир» интегрируются естественно-научные, гуманитарные и практические знания о природе, человеке и обще-стве. Каждая из этих областей объединяет сведения нескольких наук, что предоставляет широкие возможности для межпредметных связей всех дисци-плин начальной школы. [Седых, 2015, с. 30]
В блок знаний о природе на доступном данному возрасту уровне инте-грированы физические, химические, биологические, географические, астро-номические и экологические знания об окружающем мире, что позволяет осуществить очень важную пропедевтическую роль курса для дальнейшего изучения предметов естественного цикла в основной школе. [Тарасов, 2018, с. 45]
Осваивают и разные виды учебной деятельности: дидактическую игру, работу с учебным и научно-популярным текстом, рисунками и иллюстраци-ями, условными обозначениями, таблицами и схемами, лабораторным обо-рудованием, различными моделями. В курсе предусмотрены разнообразные задания по наблюдению природных и социальных объектов и явлений, в том числе по проведению фенологических наблюдений, по выполнению практи-ческих работ и опытно-экспериментальных исследований, по моделированию объектов и процессов. Большое внимание уделяется выявлению изменений в природе, связанных с жизнедеятельностью человека, в процессе непосред-ственных наблюдений объектов и явлений природы учащимися во время экс-курсий и прогулок.
Интеграция естественнонаучного и гуманитарного знания и способов познания не только преследует цель формирования целостной картины мира, но и выступает средством для того, чтобы учащиеся познавали окружающий мир и эмоционально-образно, и рационально-логически. Развитие эмоций и раскрытие творческого потенциала учащихся осуществляется через активи-зацию сенсорного восприятия окружающего мира во время экскурсий и про-гулок, использование литературных и художественных образов объектов и явлений природы. [Шубенкова, 2014, с 24]

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы