Курсовая с практикой на тему Формирование наглядно-образного мышления младших школьников на уроках изобразительного искусства
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 2
Глава 1. Теоретические аспекты процесса формирования
наглядно-образного мышления младших школьников. 5
1.1. Психолого-педагогическая характеристика младшего
школьного возраста 5
1.2. Особенности развития наглядно-образного мышления в
младшем школьном возрасте. 10
1.3. Влияние уроков изобразительного искусства на развитие
наглядно-образного мышления младших школьников. 14
Глава 2. Эмпирическое исследование влияния уроков
изобразительного искусства на развитие наглядно-образного мышления младших
школьников. 18
2.1. Организация исследования уровня развития
наглядно-образного мышления 18
2.2. Анализ результатов исследования уровня
наглядно-образного мышления младших школьников. 21
2.3. Методические рекомендации по проведению уроков
изобразительной деятельности для развития наглядно-образного мышления младших
школьников 26
Заключение. 31
Литература 33
Введение:
Актуальность
исследования. Важной задачей на пути формирования
новых целей общеобразовательной и профессиональной школы, является улучшение
эффективности воспитания подрастающего поколения, эстетического развития и
художественного образования школьников. Для осуществления этой цели необходимо
изучение условий и методов совершенствования школьного обучения, в том числе
изобразительного искусства. Такая задача требует специального исследования
закономерностей и механизмов процесса формирования у детей младшего школьного
возраста развитого наглядно-образного мышления.
Развитие наглядно-образного мышления
является необходимым для выполнения различных функций в разных сферах
деятельности человека. Способность мыслить в образах и оперировать ими, важна
каждому человеку для осуществления его деятельности. При этом высшие формы этой
способности наиболее эффективно развиваются при занятиях искусством, в
частности изобразительным.
Следует заметить, что психологические
особенности развития наглядно-образного мышления в младшем школьном возрасте
имеют специфические черты. Считается, что мышление ребенка в этот возрастной
период наглядно и конкретно, поэтому говоря о наглядно-образном мышлении, важно
учитывать наглядность.
При этом, на сегодняшний день недостаточно
используются резервы развития наглядно-образного мышления младших школьников,
которые могут открываться на занятиях изобразительной деятельностью или другими
видами искусства.
Степень
изученности темы. В отечественной психологии в
исследованиях, связанных с изучением интегрального влияния обучения на развитие
мышления детей, накоплен большой опыт диагностики таких компонентов
теоретического мышления, как анализ, рефлексия, планирование (Я.А. Пономарев,
В.Н. Пушкин, А.З. Зак, В.Х. Магкаев, А.М. Медведев, П.Г. Нежнов и др.),
системность (В.В. Рубцов, Н.И. Поливанова, И.В. Ривина), предметность,
системность и обобщенность (Г.Г. Микулина, О.В. Савельева).
Особенности формирования и развития
мышления младших школьников, в частности наглядно-образного мышления
рассматриваются в трудах множества исследователей, среди которых Л.С.
Выготский, И.В. Дубровина, А.Р. Лурия, Ж. Пиаже, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов и др.
Таким образом, целью исследования является изучение особенностей формирования
наглядно-образного мышления у младших школьников на уроках изобразительного
искусства и определение методов для развития
наглядно-образного мышления.
Гипотеза
исследования: Формирование
наглядно-образного мышления младших школьников будет более успешным и
эффективным, если на уроках изобразительного искусства будут широко
использоваться методы развития изобразительной культуры, повышающие уровень
сформированности образного мышления.
Объектом
исследования выступает процесс формирования наглядно-образного мышления у младших
школьников.
Предмет: методы
формирования наглядно-образного мышления у младших школьников на уроках
изобразительного искусства.
В связи с поставленной целью необходимо
решить следующие задачи:
1. Определить психолого-педагогические
особенности младшего школьного возраста.
2. Изучить особенности развития
наглядно-образного мышления в младшем школьном возрасте.
3. Определить роль уроков изобразительного
искусства в развитии наглядно-образного мышления младших школьников.
4. Исследовать уровень сформированности
наглядно-образного мышления у младших школьников.
5. Составить
методические рекомендации по развитию наглядно-образного мышления на уроках изобразительного
искусства у младших школьников.
При написании курсовой работы применялись
такие методы исследования:
1. Метод
теоретического анализа специальной психологической, и педагогической
литературы.
2. Эмпирические методы (анкетирование, педагогическое наблюдение, педагогический
эксперимент), методы статистической обработки данных исследования.
Структурно работа состоит
из введения, двух глав (теоретической и практической), заключения, списка
литературы и приложений.
Заключение:
Наглядно-образное
мышление является процессом познавательной деятельности, который направлен на
отражение существенных свойств объектов или их частей, а также сущности их
структурной взаимосвязи. Зачастую под наглядно-образным мышлением принято
понимать способность создавать образы и оперировать ими. При этом наглядно-образное
мышление является формой творческого отражения человеком действительности,
которая порождает такой результат, которого в самой действительности на данный
момент времени не существует. Так же следует сказать, что образное мышление
является единой системой форм отражения, состоящей из наглядно-действенного,
наглядно-образного и абстрактно-символического мышления.
Основной
функцией наглядно-образного мышления считается создание образов и оперирование
ими в процессе решения задач. Реализация этой функции происходит посредством
специального механизма представлений, который направлен на преобразование уже
имеющихся образов и создание новых, отличных от исходных.
Образы – представления выступают как важный продукт
образного мышления. С помощью образного мышления более полно воссоздается все
многообразие различных фактических характеристик предмета. В образе может быть
зафиксировано одновременное видение предмета с нескольких точек зрения.
Необходимость многогранного исследования
сферы образного мышления у детей осознается как остроактуальная проблема
современной педагогики. Наиболее благоприятен для развития наглядно-образного
мышления по средствам уроков изобразительного искусства, младший школьный
возраст, так как именно в этот период мышление становиться в центр развития, а
также закладывается и организуется базовая культура человека, так называемый
фундамент всех видов мышления. На сегодняшний день, педагогика накопила
достаточно богатый и обширный материал, связанный с проблемами развития наглядно-образного
мышления.
В ходе проведенного исследования на
констатирующем этапе было определено, что большинство младших школьников имеют
средний и низкий уровень сформированности наглядно-образного мышления, при этом
высоких показателей по всем выбранным методикам диагностики практически не
встречается.
С целью эффективного развития наглядно-образного
мышления младших школьников были разработаны методические рекомендации и
занятия изобразительным искусством, направленные на повышение его уровня.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические аспекты процесса формирования наглядно-образного
мышления младших школьников
1.1.
Психолого-педагогическая характеристика младшего школьного возраста
Младшим школьным возрастом детей считается
возраст от 6-7 лет до 10-11 лет. Этот период соответствующий обучению ребенка в
начальных классах, который принято считать относительно спокойным и равномерным
в сфере физического развития.
В данном возрасте происходит
функциональное совершенствование мозга ребенка. В этот момент развивается
аналитико-систематическая функция коры головного мозга, происходит постепенное
изменение соотношения процессов возбуждения и торможения, другими словами,
процесс торможения становится более сильным, но процесс возбуждения,
по-прежнему, является преобладающим, так как младшие школьники легко возбудимы
и импульсивны [4].
Именно поступление в школу носит важный
характер для изменения жизни ребенка, всего уклада его жизни. При этом меняется
его социальное положение в коллективе и семье. Обучение становится основной и
ведущей деятельностью его жизни, у ребенка появляется обязанность – учеба и
приобретение знаний. Эта обязанность говорит о серьезном труде, который требует
от ребенка организованности, дисциплины, а также волевых усилий.
Следует отметить, что правильное отношение
к обучению у младших школьников формируется не сразу, так как требует волевые
усилия от ребенка, мобилизацию его внимания и интеллектуальной активности, а
также своего рода самоограничений. И если ребенок не привык к такому, то у него
может возникать разочарование и формируется отрицательное отношение к учению [18].
Но, все же, в первое время ученики
начальной школы учатся хорошо, опираясь и руководствуясь на свои отношения в
семье, а иногда ребенок может хорошо учиться по мотивам взаимоотношений с
коллективом. Основную роль здесь играет личный мотив, в частности, желание
получать хорошие оценки с целью одобрения учителей и родителей.
Вначале обучения у ребенка формируется
интерес к самому процессу учебной деятельности без осознания ее значения. И
только после возникновения интереса к результатам своего учебного труда
начинает формироваться и интерес к самому содержанию учебной деятельности и
приобретению знаний. Только такая основа может являться благоприятной почвой
при формировании у младших школьников мотивов учения высокого общественного
порядка, которые связаны с ответственным отношением к учебным занятиям [12].
Любое формирование интереса к содержанию
учебной деятельности и приобретению знаний взаимосвязано с переживаниями
школьниками чувства удовлетворения от своих достижений. Одобрением и похвалой
учителя, подчеркивающего любой, даже маленький успех и продвижение вперед,
подкрепляется чувство удовлетворения от достижений. Младшие школьники могут при
этом испытывать чувство гордости и особый подъем сил.