Курсовая с практикой на тему «Формирование музыкальных способностей у детей дошкольного возраста, их развитие. Методики, опыт».
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1. Теоретические основы проблемы развития
музыкальных способностей у детей
дошкольного возраста. 6
1.1. Анализ психолого-педагогической литературы по
проблеме развития музыкальных
способностей у детей дошкольного
возраста. 6
1.2. Педагогические условия развития музыкальных
способностей у детей дошкольного
возраста. 12
Выводы по первой главе. 15
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию
музыкальных способностей у детей дошкольного возраста. 16
2.1. Изучение педагогических условий развития музыкальных
способностей у детей дошкольного возраста. 16
2.2. Реализация педагогических условий развития
музыкальных способностей у детей дошкольного возраста. 21
Вывод по второй главе. 26
Глава 3. Развитие музыкальных способностей. 27
3.1 Анализ программ музыкального воспитания дошкольников. 27
3.2 Система музыкальных занятий дошкольников в условиях
ДОУ.. 31
3.3 Методические рекомендации по развитию музыкальных
способностей дошкольников. 35
Вывод по третьей главе. 43
Заключение. 45
Список использованной литературы.. 46
Введение:
Современные научные исследования
свидетельствуют о том, что развитие музыкальных способностей, формирование
основ музыкальной культуры нужно начинать в дошкольном возрасте. Отсутствие
полноценных музыкальных впечатлений в детстве с трудом восполнимо в
последствии. Важно, чтобы уже в раннем детстве рядом с ребенком оказался
взрослый, который смог бы раскрыть перед ним красоту музыки, дать возможность
ее прочувствовать.
Музыкальное развитие оказывает ничем не
заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера,
совершенствуется мышление, ребенок делается чутким к красоте в искусстве и
жизни. В дошкольных учреждениях музыкальным
воспитанием детей непосредственно занимается музыкальный руководитель. От
уровня его музыкальной культуры, способностей, педагогического мастерства в
большей степени зависит уровень музыкального развития его воспитанников. Но в
конечном счете успех дела зависит от всего педагогического коллектива
дошкольного учреждения и от родителей, так как вне музыкальных занятий имеются
иные возможности обогащения детей музыкальными впечатлениями, другие
разнообразные формы осуществления музыкальной деятельности в повседневной жизни
детского сада и в семье.
Музыка имеет сходную с речью
интонационную природу. Подобно процессу овладения речью, для которого
необходима речевая среда, чтобы полюбить
музыку, ребенок должен иметь опыт восприятия музыкальных произведений разных
эпох и стилей, привыкнуть к ее интонациям, сопереживать настроениям.
На особую значимость развития музыкальных
способностей у детей дошкольного возраста указывали известные педагоги: О.П.
Радынова, В.А. Деркунская, И.Г.Галянт, А.Г. Гогоберидзе, А.Н. Зимина, Н.А.
Ветлугина, А.В. Кенеман и др. Многие из них разработали свои программы по музыкальному
воспитанию дошкольников (Н.А. Ветлугина, И.Г.Галянт, А.И. Катинене, М.Л.
Палавандишвили, В.Н. Шацкая и многие др.).
Труды В.Н. Шацкой, Б.В. Асафьева, Т.С.
Бабаджан, А.В. Кенеман, Б.М.Теплова легли в основу дошкольного музыкального
воспитания. Важно использовать в работе с детьми
полноценную в художественном отношении музыку: это, прежде всего классика и
народные произведения. Но для этого педагог должен сам ее хорошо знать, любить,
уметь преподнести детям, рассказать о ней.
Объект исследования – процесс развития музыкальных
способностей дошкольников в музыкальной деятельности.
Предмет исследования – формирование и развитие
музыкальных способностей. Цель исследования — изучить особенности развития музыкальных
способностей у детей дошкольного
возраста. Исходя из цели исследования были поставлены
следующие задачи:
1.Исследовать теоретический анализ
имеющейся психолого-педагогической литературы по развитию музыкальных
способностей.
2.Эксперементально выявить динамику развития
музыкальных способностей у детей дошкольного возраста в процессе музыкальной
деятельности.
3. Проанализировать программы
музыкального воспитания дошкольников
4.Систематизировать специальные
подготовительные упражнения для развития ритма, слуха, музыкальной памяти. Методы исследования: изучение и
анализ психолого-педагогической литературы; проведение констатирующего,
формирующего и контрольного эксперимента; наблюдение, беседа.
Практическая значимость работы
заключается в обобщении материалов по проблеме развития музыкальных
способностей у детей дошкольного возраста, и использовании данных материалов в
практике работы дошкольной образовательной организации.
Структура курсовой работы: введение,
три главы, заключение, список использованной литературы.
Заключение:
Изучив музыкально-педагогическую,
методическую, справочную литературу по проблеме особенностей развития
музыкальных способностей дошкольников в разных видах музыкальной деятельности,
проанализировав особенности каждого музыкального умения и видов музыкальной
деятельности с использованием различных методов исследования, мы пришли к
следующим выводам:
1. Успешное развитие музыкальных
способностей дошкольников, как одна из задач музыкального образования, зависит
от содержания музыкального образования, качества используемого репертуара,
эффективности методов и приемов обучения, видов музыкальной деятельности и форм
обучения. его организация — все это условия успеха;
2. Наше предположение о том, что
использование различных видов музыкальной деятельности в работе с детьми в
качестве условий способствует музыкальному развитию дошкольников и вызывает у
них интерес к музыке, верно, поскольку музыкальность — это комплекс навыков,
необходимых для выполнения музыкальной деятельности;
Период детства характеризуется
интенсивным развитием музыкальных способностей, что является приоритетом
дошкольного образовательного учреждения. В современных условиях развития
дошкольного образования появилось множество программ для реализации этой
задачи.
Анализ образовательных программ
позволяет установить, что содержание существующей образовательной системы
обеспечивает соответствующее развитие специальных способностей. Программы могут
направить образовательный процесс в дошкольном образовательном учреждении на
развитие музыкальных способностей. На наш взгляд, в дошкольном образовательном
учреждении должны быть созданы оптимальные условия для психологического
развития, а музыка — реализация музыкального потенциала детей.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические основы проблемы развития
музыкальных способностей у детей
дошкольного возраста
1.1. Анализ психолого-педагогической литературы по
проблеме развития музыкальных
способностей у детей дошкольного
возраста
Для выявления особенностей развития
музыкальных способностей у старших дошкольников необходимо раскрыть понятие
«музыкальные способности».
На разных исторических этапах
музыкальной педагогики и психологии существуют разные подходы к разработке
теоретических и практических аспектов проблемы развития музыкальных
способностей.
В.В. Богословский считал, что – «способность
– это синтез свойств человеческой личности, отвечающий требованиям деятельности
и обеспечивающие высокие достижения в ней» [12]. Jтечественный ученый Б. Теплов внес важный вклад в развитие
понятия «способности». Он утверждает, что «только анатомические и
физиологические особенности считаются врожденными способностями, т.е.
наклонности, лежащие в основе развития способностей, и сами способности являются
продуктом развития. «Это говорит о том, что способности не могут возникнуть вне
практической деятельности». И что «способности — это внутренние условия
развития ребенка, которые формируются в процессе взаимодействия с внешним
социальным миром». [21].
Б.М. Теплов [21] выделил три признака
в понятии «способности»:
«Во-первых – это индивидуально-психологические
особенности, отличающие одного человека от другого;
Во-вторых – это индивидуальные
способности, которые имеют отношение к успешности выполнения в любом виде
деятельности;
В-третьих – это не те знания, умения и
навыки, которые уже имеются у данного ребёнка».
«Способности, – по мнению Б.М. Теплова
– не существуют иначе, как в постоянном процессе развития. Способность со
временем теряется, если её не развивать на практике. Только благодаря
постоянным систематическим упражнениям, мы можем поддержать и развить дальше
соответствующие способности» [21].