Курсовая с практикой Педагогика/Психология Логопедия

Курсовая с практикой на тему Формирование моторной сферы у детей дошкольного возраста с ОНР

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
Глава 1 Теоретические основы исследования моторной сферы у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 6
1.1 Общее недоразвитие речи: определение, характеристика, уровни 6
1.2 Специфика развития моторной сферы дошкольников с общим недоразвитием речи 11
Выводы по главе 1 17
Глава 2 Исследование специфики формирования моторной сферы у дошкольников с ОНР 18
2.1 Диагностика уровня сформированности моторной сферы у дошкольников с ОНР (по результатам констатирующего эксперимента) 18
2.2 Логопедическая работа по формированию моторной сферы у детей дошкольного возраста с ОНР (по результатам формирующего эксперимента) 30
Выводы по главе 2 34
Заключение 36
Список литературы 38

  

Введение:

 

Дети, у которых выявлено общее недоразвитие речи, представляют собой наиболее многочисленную группу воспитанников, с которой осуществляется образовательная деятельность в рамках логопедической группы дошкольной образовательной организации. Рассматриваемая категория дошкольников включает в себя большое количество речевых нарушений, которые имеют разные признаки, проявления и могут быть охарактеризованы различной тяжестью дефекта, разной этиологией возникновения речевого нарушения.
Под общим недоразвитием речи понимается форма речевой патологии, сопровождающаяся нарушенным формирование всех компонентов речи, которые относятся как к звуковой, так и смысловой сторонам. Типичным для общего недоразвития речи выступает нарушение всех составляющих речевой деятельности. Помимо этого, также фиксируются специфические характеристики формирования двигательных навыков данной категории дошкольников, которые проявляются, как в плане общей моторики, так и в плане мелкой и артикуляционной моторики.
Взаимосвязь речевой и моторной сферы имеет большое значение для продуктивного формирования речевой деятельности и речевых навыков ребенка: чем выше уровень развития моторной сферы, тем качественнее развивается его речевая деятельность. В основе такой взаимосвязи лежит непосредственное взаимодействие речевого и моторно-двигательного центров коры головного мозга. У детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (ОНР) в ряде научных исследований установлена недостаточная степень развития моторной сферы. Недостатки формирования мелкой моторики рук у дошкольников становятся источником сложностей в освоении ими навыков самообслуживания, затрудняет манипуляцию различными мелкими предметами, замедляет формирование определенных форм игровой деятельности.
В дальнейшем в младшем школьном возрасте недостатки формирования моторных навыков становятся причиной трудностей в освоении навыков письма и группы других учебных и трудовых умений. Это обуславливает актуальность исследования моторной сферы дошкольников с ОНР, разработка целенаправленной специальной работы по коррекции и развитию моторной сферы.
В психофизиологии движения исследования моторной деятельности наиболее полно представлены в работах И. П. Павлова, который связывал движения и речь, характеризуя речь, как мышечных ощущения, идущие в кору головного мозга от речевых органов. Помимо этого, ученый рассматривал взаимосвязь звукопроизношения с реализацией деятельности периферического речевого аппарата. По этой причине можно с уверенностью говорить о взаимосвязи процессов формирования артикуляции с общим моторным развитием дошкольника и развитием мелкой моторики.
В исследованиях И. П. Павлова, М. М. Кольцовой, Л. Ф. Фоминой зафиксировано наличие взаимосвязи между речевым развитием и сформированностью моторики (общая, мелкая, артикуляционная). Так, М. М. Кольцова выполнила анализ данных, указывающих на непосредственное взаимодействие между развитием руки и речи. Согласно итогам данного анализа, был сформулирован вывод о морфологическом и функциональном формировании речевых областей и их совершенствовании под влиянием кинестетического импульса от руки.
Актуальность исследования данной темы обусловлена тем, что особенности развития моторной сферы непосредственно связаны с речевым развитием ребенка, соответственно, развивая моторные навыки ребенка с недостатками речевого развития, можно эффективно воздействовать на эффективность коррекционной работы по развитию речь дошкольников с ОНР.
Цель исследования: проанализировать особенности развития моторной сферы дошкольников с общим недоразвитием речи.
Объект исследования: моторная сфера дошкольников.
Предмет исследования: специфика развития моторной сферы старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Задачи исследования:
1. Охарактеризовать основные признаки и проявления общего недоразвития речи в дошкольном возрасте;
2. Проанализировать представления ученых об особенностях развития моторной сферы дошкольников с общим недоразвитием речи;
3. Эмпирически исследовать особенности развития моторной сферы дошкольников с общим недоразвитием речи;
4. Предложить рекомендации по развитию моторной сферы дошкольников с общим недоразвитием речи.
Гипотеза: у дошкольников, имеющих общее недоразвитие речи, имеются недостатки развития всех компонентов моторной сферы.
Методы исследования: анализ научной литературы, систематизация и обобщение полученной информации, методика исследования моторной сферы дошкольников Е. А. Архиповой, качественный и количественный анализ полученных данных.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Общее недоразвитие речи, согласно концепции Р. Е. Левиной – это разнообразные сложные речевые нарушения, при которых страдает развитие всех составляющих речевой системы, т. е. звукопроизношения (фонетики) и смыслового компонента (лексики, грамматики). К общему недоразвитию речи могут быть отнесены самые разнообразные речевые патологии: дислалия, дизартрия, ринолалия, алалия, афазия и др. Как правило, при выявлении общего недоразвития речи отмечается нарушение в той или иной степени всех компонентов речевой деятельности. Кроме того, практически все исследователи отмечают, что нарушено также развитие моторной сферы таких детей.
Развитие моторной и речевой сфер непосредственно связано. Это обусловлено физиологически тем, что зоны коры головного мозга, отвечающие за данные направления развития, перекрываются. Ученые отмечают, что у детей с общим недоразвитием речи отмечается нарушение и общей, и мелкой, и артикуляционной, и мимической моторики. Такие дети демонстрируют общею неуклюжесть, сложности в выполнении мелких движений пальцами (застегивание пуговиц, рисование, лепка и т.д.), замедленное формирование артикуляционных движений. Соответственно, возникает необходимость в целенаправленной работе по развитию всех видов моторных навыков у детей с общим недоразвитием речи.
С целью выявления особенностей развития моторной сферы старших дошкольников с общим недоразвитием речи нами было проведено экспериментальное исследование с помощью методики Е. А. Архиповой. В результате проведенного исследования было установлено, что для данной категории детей является характерным средний либо критический уровень развития моторных навыков. Такие дети демонстрируют общею моторную неловкость, сложности в определении направлений «справа» и «слева», неумение принимать и удерживать определенные мимические и артикуляционные позы, трудности в воспроизведении графических заданий и др.
Такие результаты указывают на необходимость планирования и проведения системной целенаправленной деятельности по формированию и совершенствованию моторных навыков старших дошкольников с ОНР. Данная деятельность включает в себя специально организованные занятия с логопедом, организацию продуктивной деятельности дошкольников, проведение подвижных, пальчиковых игр, организацию двигательной активности на прогулке, применение упражнения артикуляционной гимнастики, физкультурные занятия и занятия с музыкальным руководителем. Подобный комплексный подход является необходимым условием эффективного развития моторных навыков дошкольников. Следует отметить, что упражнения по развитию разных видов моторики могут проводиться как в индивидуальной, так и в групповой форме.
Такая организация коррекционной деятельности позволяет развить моторные навыки старших дошкольников до нормативного или близкого к нему уровня, что в дальнейшем позволяет избежать ряда трудностей в школьном обучении, например, при освоении навыков письма и чтения.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1 Теоретические основы исследования моторной сферы у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
1.1 Общее недоразвитие речи: определение, характеристика, уровни

Общее недоразвитие речи, согласно концепции Р. Е. Левиной – это разнообразные сложные речевые нарушения, при которых страдает развитие всех составляющих речевой системы, т. е. звукопроизношения (фонетики) и смыслового компонента (лексики, грамматики). Общее недоразвитие речи может выявляться при сложных видах детских речевых нарушений патологии: алалии, афазии (всегда), а также ринолалии, дизартрии (иногда) [11].
Невзирая на разное происхождение патологии, у дошкольников с ОНР наблюдаются типичные признаки, указывающие на системные отклонения в развитии речевой деятельности:
1) Более поздний старт речи: первые слова формируются к трем-четырем, или даже пяти годам;
2) Грамматика и звукопроизношения явно нарушены;
3) Экспрессивная речь развивается явно медленней импрессивной, т.е. дошкольник понимает обращенную к нему речь, но сам не способен грамотно оформить высказывание;
4) Речь дошкольников с общим недоразвитием речи понимается с трудом
Понимание логики ОНР, причин, вызвавших его, осознание пропорций первичных и вторичных патологий должно присутствовать при отборе дошкольников специальные учреждения, выборе подходящих коррекционных методов, профилактике дислексии и дисграфии в начальной школе.
Общее речевое недоразвитие оказывает влияние на развитие у дошкольников познавательной, сенсорной и волевой сфер. Связь между речевыми патологиями и остальными аспектами психического развития детерминирует возникновение вторичных дефектов. Так, имея достаточные предпосылки для развития когнитивной сферы (операциями сравнения, классификации, анализа, синтеза), дошкольники характеризуются замедленным формированием словесно-логического мышления, затрудняются в освоении мыслительных операций [17].
Часть исследователей выделяют у дошкольников с общим недоразвитием речи плохо развитые устойчивость и объем внимания, ограниченный потенциал его распределения (Р. Е.Левина, Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, А. В. Ястребова). При относительно сохранной смысловой, логической памяти у дошкольников с общим недоразвитием речи хуже развита вербальная память, нарушена эффективность запоминания. Они не запоминают сложные инструкции, составляющие и очередность заданий. У дошкольников с общим недоразвитием речи намного хуже, чем у ровесников с нормальной речью, развито зрительное восприятие, пространственные представления, внимание и память [24].
Речевая патология негативно отражается и на формировании памяти. При относительно сохранной смысловой, логической памяти у таких дошкольников значительно ухудшена в сравнении с детьми без речевой патологии вербальная память и эффективность запоминания. Дошкольники плохо запоминают сложные инструкции, забывают некоторые их компоненты, перемещают очередность выполняемых заданий. Часто встречается дублирование при описании объектов, картинок.
Можно сделать вывод, что общее недоразвитие речи, по мнению Р. Е. Левиной, представляет собой разнообразные сложные речевые дефекты, которые затрагивают развитие всех составляющих речевой системы, т. е. фонетической и семантической стороны. Речевое развитие дошкольника с ОНР происходит замедленно и своеобразно, из-за чего разные компоненты речевой системы в течение длительного периода остаются не развитыми [11].
При ОНР наблюдают позднее начало речи, бедный словарный запас, аграмматизмы, нарушения звукопроизношения и фонемообразования. Речевое недоразвитие проявляется у дошкольников с различной выраженностью: это может быть лепетная речь, отсутствие речи и достаточно развитая речь с незначительными проявлениями фонетико-фонематического или лексико-грамматического недоразвития [2].
По степени тяжести нарушения условно обозначают выделяют четыре уровня ОНР. Первые три уровня обозначены и разобраны Р. Е. Левиной, четвертый уровень описан в трудах Т. Б. Филичевой [25].
Первый уровень общего недоразвития речи характеризуется у старших дошкольников практически полным отсутствием речи: она включает звукоподражания, аморфных слова — корни. Собственную речь дошкольники сопровождают жестами и мимикой. Тем не менее, она все равно мало понятна для других людей. Отдельные слова, которые они произносят, неточны по фонетической и структурной канве. Дошкольники одним термином называют разные объекты, сравнивая их по некоторым признакам, однако один и то же объект в различных ситуациях обозначают разными словами, обозначения действий путают с обозначениями предметов. Предложения на данном уровне несформированы. Пытаясь описать определенное событие, дошкольники употребляют отдельные слова, иногда 1-2 неправильных фразы.
Бедный словарный запас связан с непосредственно присутствующими в жизни ребенка предметами и явлениями. При явном недоразвитии преобладают корневые слова, лишенные флексий.
Пассивный словарь больше активного; формируется видимость, что дошкольники дети все понимают, но сами не способны к речевой деятельности [10].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы