Методика преподавания языков Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему Формирование мотивации школьников к изучению иностранного языка при помощи ИКТ

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 2
Глава 1. Теоретические основы изучения проблемы мотивации школьников к изучению иностранного языка при помощи ИКТ 5
1.1. Понятие мотивации и ее значение в успешном обучении школьников 5
1.2. Роль мотивации в изучении иностранного языка 10
1.3. ИКТ как средство повышения мотивации к изучению иностранного языка 15
Глава 2. Практическое исследование проблемы формирования мотивации школьников к изучению иностранного языка при помощи ИКТ 21
2.1. Диагностика уровня мотивации учащихся к изучению иностранного языка 21
2.2. Формы работы на уроках английского языка с применением ИКТ, направленные на формирование положительной мотивации к предмету 24
Заключение 29
Список использованной литературы 31
Приложение 34

  

Введение:

 

Мотивация учения необходима для эффективного осуществления учебного процесса. Известно, что именно безразличное или отрицательное отношение школьника к учению может стать причиной его низкой успеваемости. Мотивация школьника характеризуется системой показателей, что определяют: является ли учение для ребенка личностно значимой деятельностью; являются ли учителя и родители, которые оказывают наиболее сильное влияние на отношение школьника к учению, личностно-значимыми для него субъектами; как школьник относится к процессу обучения в целом (положительно, безразлично, отрицательно) и как он относится к отдельным учебным дисциплинам.
Специфической особенностью иностранного языка как учебного предмета выступает сформированное к нему субъективное, негативное отношение людей как к очень трудному, практически не поддающемуся в условиях школьного обучения овладению предмету. Зачастую учителя иностранных языков сетуют на то, что к концу уже первого года обучения желание изучать язык постепенно уменьшается, поэтому возникла необходимость изучить причины спада интереса, уровень развития мотивации к изучению английского языка учащихся и найти те приёмы и методы, которые бы способствовали повышению интереса детей к изучению английского языка, что будет положительно сказываться на качество обучения.
Как же сделать так, чтобы при первой же встрече с возникающими трудностями желание заниматься языком не угасало, а, напротив, росло? Все ответы, как утверждают психологи, необходимо искать в самом ученике, а именно – в его мотивационной сфере. Ведь мотив является основой всей человеческой деятельности, в том числе и учебы.
От умелого использования знаний о мотивах во многом и зависит успех обучения. Задача учителя заключается в том, чтобы, изучив механизмы управления мотивами, стимулами ученика, грамотно и верно использовать их для достижения высокой успешности по своему предмету.
Информационные технологии могут сделать процесс обучения интереснее, предоставляя нужную информацию и в нужное время. Не только новизна работы с компьютером, что само по себе нередко способствует повышению интереса к учёбе, но и возможность регулировать предъявление учебных задач по уровню трудности, поощряя правильные решения, не прибегая к порицаниям и нравоучениям, которыми нередко злоупотребляют учителя, позитивно складываются на мотивации учения.
Что же касается занимательности в качестве источника мотивации учения, то возможности информационных технологий здесь поистине неисчерпаемы, и основная задача, которая уже сегодня приобрела наибольшую актуальность, заключается в том, чтобы занимательность не стала превалирующим фактором в использовании компьютера, не заслоняла собственно учебные цели. Этим и объясняется актуальность данной работы.
Проблема мотивации учебной деятельности многоаспектно и достаточно широко представлена в отечественных (А.Н. Леонтьев, Л.И. Божович, И.А. Зимняя, С.Л. Рубинштейн и т.д.) и зарубежных (Д. Брунер, Б. Вайнер, Х. Хекхаузен и др.) эмпирических и теоретических исследованиях.
Объектом данного исследования является процесс формирования учебной мотивации школьников посредством применения на уроках ИКТ.
Предмет исследования: ИКТ как средство формирования мотивации школьников к изучению иностранного языка.
Гипотеза исследования: уровень мотивации учащихся к изучению иностранного языка повысится, если на уроках использовать средства ИКТ.
Цель исследования: выявить и обосновать педагогические условия, что определяют эффективность процесса формирования мотивации школьников к изучению иностранного языка средствами ИКТ-технологий.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
1) изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме повышения мотивации детей школьного возраста к обучению;

2) определить роль мотивации школьников в изучении иностранного языка;
3) рассмотреть ИКТ как средство повышения мотивации к изучению иностранного языка;
4) провести диагностику уровня мотивации школьников к изучению иностранного языка;
5) предложить формы работы на уроках английского языка с применением ИКТ, направленные на формирование положительной мотивации к предмету.
В работе использовались следующие методы: теоретический анализ научной, педагогической и методической литературы, обобщение материала, метод поиска.
Теоретическая и практическая значимость исследования. В процессе работы над данной темой были систематизированы понятия мотив, мотивация, изучена проблема мотивации к изучению иностранных языков, рассмотрено применение ИКТ на уроках в качестве средства мотивации к изучению иностранного языка. Результаты исследования могут быть использованы в практике преподавания иностранных языков.
База исследования: МБОУ «Лицей 23» города Кемерово.
Структура работы: введение, две главы, заключение, список использованной литературы. 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Таким образом, в результате анализа психолого-педагогической литературы по проблеме исследования мы можем сделать следующие выводы:
1) Мотивация – это процесс побуждения себя, а также других к деятельности, направленной на достижение личных целей. Управлять развитием школьников в процессе обучения – значит приводить их к постановке и достижению личных целей, которые связаны с овладением содержания образования.
2) Проблема мотивации в обучении возникает в каждом предмете, но она особенно остра при изучении иностранного языка. Специфика предмета требует от ученика определенной базы и навыков общения, часто это вызывает у учащихся определенные трудности, и мотивация исчезает. Целью педагогов, прежде всего, возникает необходимость формирования положительной мотивации к изучению иностранного языка у учеников на всех этапах обучения.
3) Использование ИКТ в обучении, бесспорно, одно из перспективных направлений образования, развития мотивационных установок школьников разного возраста, потому что в результате происходит творческое и интеллектуальное развитие ребенка, формируется постоянный интерес к предмету, предупреждается утомление от однообразия работы. Развивается самостоятельность, повышается самооценка школьника, отсутствуют конфликтные ситуации. Современная социальная ситуация вызывает заинтересованность в усвоении английского языка в целях более успешного образования и дальнейшего трудоустройства
В практической части нашего исследования нами была проведена диагностика уровня мотивации шестиклассников к изучению английского языка. Были получены неутешительные результаты: 3 учащихся (10%) имеют высокий уровень мотивации к изучению иностранного языка, 7 учеников (25%) – средний уровень и 16 учеников (65%) – низкий уровень.
Тогда нами было принято решение разработать формы работы на уроках английского языка с применением ИКТ, направленные на формирование положительной мотивации к предмету. Нами было предложено использовать на уроках сетевое общение, встречи и дискуссии с носителями языка, работу с аутентичными материалами, интерактивные презентации и видеосюжеты, электронные тесты, сетевые конкурсы и олимпиады, музыку, проектную деятельность, компьютерные игры, справочные каталоги в сети Интернет и словари.
Новые информационные технологии несомненно привлекают учащихся, а также являются одним из главных их интересов. Поэтому использование в учебном процессе информационных технологий способствует формированию положительной мотивации. Преимущество использования компьютера заключается в том, что он дает возможность повысить профессиональный уровень преподавателей. Знакомство с новыми ИКТ поражает своими возможностями, которые открываются для совершенствования учебного процесса и системы образования в целом. Новые информационные технологии, внедряемые в образовании, способствуют его подъёму на качественно новый уровень.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические основы изучения проблемы мотивации школьников к изучению иностранного языка при помощи ИКТ
1.1. Понятие мотивации и ее значение в успешном обучении школьников
Преимущества, что несет в себе мотивированное обучение, огромны: внутренний стимул ребенка повышает выносливость и интерес, усиливает концентрацию. Ученик, который обладает внутренним стимулом к обучению, как показывает практика, получает более высокие оценки, нежели дети, обучающиеся без желания. К тому же заинтересованный ребенок от своей работы получает удовольствие. Это также упрощает жизнь и родителям, которым в таком случае не приходится выполнять функции «внешнего стимулятора». Внутренне мотивированные ученики используют более разумные учебные стратегии, сопоставляют новую информацию с той, что уже знают, и также сами проверяют, как усвоили новый материал. Изученное остается в их памяти надолго.
Слово «мотивация» произошло от латинского глагола «movere», двигать. Так и мотивированным человеком будто что-то движет, он сосредоточен на выполнении той или иной задачи, легко достигает спортивных, творческих и интеллектуальных успехов. Впервые этот термин был употреблен А. Шопенгауэром в своей статье «Четыре принципа достаточной причины» (1900- 1910). А затем это слово вошло в психологический обиход для того, чтобы объяснять причины поведения животных и человека [13, с. 22].
В основе мотивации лежит потребность в чем-либо. Мотивация – это процесс побуждения себя, а также других к деятельности, направленной на достижение личных целей. Управлять развитием школьников в процессе обучения – значит приводить их к постановке и достижению личных целей, которые связаны с овладением содержания образования [18].
К учебным мотивам относятся следующие: собственное развитие в ходе учения; познание неизвестного, нового; осознание необходимости учения для всей дальнейшей жизни; процесс учения как средство общения; учеба в качестве вынужденного поведения; похвала от значимых лиц; процесс учебы как привычное функционирование; учеба ради престижа и лидерства; стремление всегда быть в центре внимания; стремление избежать неприятностей со стороны родителей, учителей, одноклассников и других [18].
Одной из задач учителя является организовать процесс обучения так, чтобы каждое усилие для овладения знаниями происходило в условиях развития познавательных способностей учащихся, формирования у них таких основных приемов умственной деятельности, как синтез, анализ, абстрагирование, сравнение, обобщение.
Школьников нужно учить работать самостоятельно, проверять и высказывать предположения, догадки, уметь обобщать, творчески применять знания в различных новых ситуациях. Учебная мотивация, как и любой другой вид, определяется рядом специфических для данной деятельности факторов.
Во-первых, она определяется самой образовательной системой, образовательным учреждением, в котором осуществляется учебная деятельность; во-вторых, — непосредственно организацией образовательного процесса; в-третьих, субъектными особенностями обучающегося (пол, возраст, интеллектуальное развитие, уровень притязаний, способности, самооценка, взаимодействие с другими учениками и т. д.); в-четвертых, — субъектными особенностями педагога и, в первую очередь системой отношения его к ученику, к делу; в-пятых, спецификой учебного предмета.
Выделяется пять уровней учебной мотивации:
1) Высокий уровень учебной активности, школьной мотивации (у таких детей есть познавательный мотив, стремление к наиболее успешному выполнению всех предъявляемых школьных требований). Ученики строго следуют всем указаниям учителя, ответственны и добросовестны, сильно переживают, когда получают неудовлетворительные отметки.
2) Хорошая школьная мотивация (Дети успешно справляются с учебной деятельностью). Такой уровень мотивации является средней нормой.
3) Положительное отношение к школе, но школа таких детей привлекает внеучебной деятельностью. Ученики достаточно благополучно чувствуют себя в школе, чтобы общаться с учителями, с друзьями. Им нравится ощущать себя школьниками, иметь красивый портфель, пенал, тетради, ручки. Познавательные мотивы у данной категории детей сформированы в меньшей степени, а сам учебный процесс их мало привлекает.
4) Низкая школьная мотивация. Такие дети неохотно посещают школу, предпочитают пропускать занятия. На уроках зачастую занимаются различными посторонними делами, играют. Испытывают серьезные затруднения и в самой учебной деятельности.
5) Негативное отношение к школе, дезадаптация к школе. Эти дети испытывают серьезные сложности в обучении: не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы при общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителями. Школа зачастую воспринимается ими в качестве враждебной среды, пребывание в ней невыносимо для них. В некоторых случаях ученики могут быть агрессивными, отказываться выполнять те или иные задания, следовать каким-либо правилам и нормам [1, с. 103].
К причинам спада школьной мотивации можно отнести следующие: у подростков нечетко сформировано чувство будущего и наблюдается «гормональный взрыв»; отношение учителя к ученику; отношение ученика к учителю; умственное развитие ученика; личная значимость предмета; продуктивность учебной деятельности; боязнь школы; непонимание цели учения [18].
Развитие мотивации школьников развивается двумя путями:
1) Через усвоение учащимися общественного смысла обучения;
2) Через саму деятельность обучения школьника, что должна чем-то его заинтересовать.
Успешное формирование мотивации невозможно без учета разных факторов развития мотивационной сферы личности, закономерной смены доминирующих мотивов, их переконструирования на разных возрастных этапах. По мере взросления ребенка, вхождения в подростковый период происходят серьезные изменения в характере его учебной и познавательной деятельности. Учеба перестает быть ведущей деятельностью, а активность подростка по большей мере направляется на общение с одноклассниками, на внеурочные виды деятельности. Ведущим мотивом учения в средних классах исследователи определяют стремление подростка завоевать то или иное конкретное положение в классе, добиться признания сверстников. С другой же стороны, для них школа – это, прежде всего, место общения со сверстниками, и она тем самым приобретает ценность.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы