Педагогика Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему Формирование морфологической стороны речи у детей дошкольного возраста(5лет).

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Глава 1. Теоретические основы формирования морфологической стороны речи у детей 5 года 6

1.1.Лингвистические основы формирования морфологической стороны речи у дошкольников 6

1.2.Особенности формирования у детей морфологической стороны речи 9

Выводы по первой главе 15

Глава 2. Педагогические условия формирования морфологической стороны речи у детей 16

2.1. Содержание работы по формированию морфологической стороны речи 16

2.2. Методические приемы формирования морфологической стороны речи 20

Выводы по второй главе 28

Заключение 30

Список использованной литературы 32

  

Введение:

 


Актуальность исследования. Усвоение морфологического строя речи – одна из основных форм развития речи детей, поскольку познание окружающей действительности выражаются, прежде всего, в грамматических категориях. Овладение правильной речью оказывает на ребёнка огромное влияние – ребенок научается логично мыслить, последовательно обобщать, правильно излагать свои мысли. Дошкольники начинают познавать категории и законы морфологии в практике живой речи и в играх. На современном этапе развития науки наблюдается повышенный интерес исследователей к проблемам развития речи дошкольников, в том числе грамматического строя их речи, который особенно важен для становления полноценной языковой личности (А. Н. Гвоздев, Т. А. Ладыженская, А. А. Леонтьев, С. Н. Цейтлин, Д. Б. Эльконин). Своевременное формирование грамматического строя языка ребенка является важнейшим условием его речевого и психического развития, поскольку язык и речь выполняют ведущую функцию в развитии мышления и речевого общения, в планировании и организации деятельности ребенка, самоорганизации поведения, в формировании социальных связей.

Язык и речь – это основное средство проявления важнейших психических процессов: па-мяти, восприятия, эмоций. Несомненно, утверждение о том, что без хорошего владения словом, знания грамматики русского языка невозможна никакая познавательная деятельность. Широко известны слова В. Г. Белинского о значении грамматических категорий языка: «Грамматика есть логика, философия языка… когда к инстинктивной способности хорошо говорить или писать присоединяется теоретическое знание языка, – сила способности удваивается, утраивается. Грамматика не дает таланта, но дает таланту большую силу… Грамматика не дает правил языку, но извлекает правила из языка. Общее незнание этих правил, т.е. незнание грамматики, вредит языку народа, делая его неопределенным и подчиняя его произволу личностей: тут всякий молодец говорит на свой образец. В формах языка должно быть единство. А это единство можно достигнуть только строгим исследованием, как правильнее должно говорить или писать то или другое» [6].

Исследователи, занимающиеся изучением особенностей формирования лексико-грамматического строя речи в онтогенезе, отмечают, что формирование лексико-грамматического строя речи детей во многом обусловлено развитием представлений об окружающей действительности, которое происходит в связи с освоением ребенком различных видов деятельности (игровой, трудовой), опосредованных словом, общением со взрослыми и детьми.

Речевая деятельность взрослых, их общение с ребенком является важнейшим условием его психического развития. Л. С. Выготский, Т. Н. Ушакова, С. Н. Цейтлин, Д. Б. Эльконин и другие ученые говорят о том, что нарушенное овладение грамматической системой языка существенно затрудняет коммуникативную деятельность дошкольника при общении со сверстниками и взрослыми. Все это негативно сказывается на формировании познавательной деятельности, тормозит овладение нормами и правилами устной и – в дальнейшем – письменной речи.

Объект: процесс формирования морфологической стороны речи у детей дошкольного возраста 5 лет.

Предмет: приемы формирования морфологической стороны речи у детей дошкольного возраста 5 лет.

Цель: раскрыть особенности формирования морфологической стороны речи у детей дошкольного возраста 5 лет.

Задачи:

1. Рассмотреть лингвистические основы формирования морфологической стороны речи у дошкольников.

2. Выделить особенности формирования у детей морфологической стороны речи.

3. Проанализировать содержание работы по формированию морфологической стороны речи.

4. Выделить методические приемы формирования морфологической стороны речи.

По мнению отечественных психологов (Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, М. И. Лисина, В. С. Мухина, С. Л. Рубинштейн, А. Г. Рузская, Е. О. Смирнова, Д. Б. Эльконин и др., одним из условий развития ребенка является именно речь, она выступает как важнейший фактор развития его личности, а также является ведущим видом деятельности человечества, который направлен на познание и оценку самого себя через других людей. Следует отметить, что одним из важнейших условий полноценного и общего психического развития ребенка, совершенствования его мышления также является своевременное формирование морфологической стороны речи. Предметом исследования таких ученных как Ф. А. Сохин, Н. П. Серебренников, М. И. Попова, А. В. Захарова, Д. Б. Эльконин, Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, А. В. Запорожец, Э. А. Федеравичене, Н. Ф. Виноградова, Г. И. Николайчук и т. д. является формирование морфологической стороны речи. Исследования позволили определить, что грамматикой называется динамический механизм,который состоит из двух базовых компонентов: системы правил и грамматических значений.

Методы исследования — теоретические: изучение и анализ теоретической литературы по проблеме исследования.

Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, списка литературы и источников.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Заключение

На сегодняшний день дошкольное детство является важным периодом в психическом и личностном развитии ребенка.

Эльконин Б.Д. считает, что дошкольный возраст представляет собой период интенсивного психического развития ребенка. Главные особенности данного этапа отражаются в прогрессивных изменениях во всех сферах, от самого совершенствования психофизиологических функций до появления сложных личностных новообразований [4,с.47].

Морфологическая система – это царство конфигураций слов и их речевых параметров.

Морфологический строй речи дошкольников усложняется постепенно. В детской речи наиболее велик удельный вес существительных и глаголов, однако ребенок все больше начинает употреблять другие части речи – прилагательные, местоимения, наречия, числительные и т.д. При работе над существительными дети обучаются правильному употреблению падежных форм особенно формы родительного падежа во множественном числе, знакомятся с разнообразными способами согласования существительного с прилагательными и глаголами. При работе над глаголами дети учатся употреблять их в форме 1-го, 2-го и 3-го лица единственного и множественного числа, использовать категории рода, времени, наклонения. При работе над прилагательными детей знакомят с тем, как согласуются слова в роде, числе, падеже, прилагательные в полной и краткой формах, в разных степенях сравнения.

Также дети осваивают способы словообразования, у них формируется умение образовывать слова на базе однокоренного, с помощью окончаний, приставок, суффиксов и др. Наряду с этим у детей формируется элементарное представление о структуре предложения и о характере использования лексики в предложениях разных типов, умение осознанно пользоваться языковыми средствами словами, словосочетаниями, предложениями при передаче своих мыслей. Усвоение морфологических категорий в дошкольном возрасте – одна из важных задач по развитию речи детей.

В играх прослеживается интерес ребенка к взрослому миру, где сами взрослые – это образец поведения, появляется стремление к постижению данного мира, поэтому формирование морфологической стороны речи происходит в игре. Перед ребенком появляются абсолютно новые возможности по воспитанию у детей доброжелательного отношения к другим, развивается эмоциональная отзывчивость, способность к сопереживанию. С помощью игры, продуктивных видов деятельности (рисование, конструирование) ребенок знакомится со свойствами предметов, у него развиваются восприятие, мышление, воображение. Ребенок в возрасте трех лет способен уже как учитывать свойства предметов, так и усваивать отдельные общепринятые представления о разновидностях данных свойств – сенсорные эталоны формы, величины, цвета и прочие. Они превращаются в образцы, мерки, с которыми в последствии соотносятся особенности воспринимаемых предметов. Развитие воображения непосредственно зависит от развития речи ребенка. Воображение в дошкольном возрасте обеспечивает появление возможностей ребенка по взаимодействию с внешней средой, содействует ее освоению, является, с участием мышления, средством познания действительности. Развитие представлений большей частью описывает процесс развития мышления [2].

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические основы формирования морфологической стороны речи у детей 5 года

1.1.Лингвистические основы формирования морфологической стороны речи у дошкольников

Морфологическая сторона речи – одна из основных форм развития речи ребёнка, так как отношения и связи в окружающей действительности выражаются в грамматических категориях. Морфология – это составляющая грамматики (наряду с синтаксисом), это грамматическое учение о слове: учение о структуре слова, формах словоизменения, способах выражения грамматических значений, учение о частях речи и присущих им способах словообразования.

Формирование морфологической стороны речи – важнейшее условие совершенствование мышления детей, так как именно морфологические формы родного языка являются «материальной основой мышления». Морфологическая сторона речи выступает в качестве базиса общеречевой подготовки, от ее сформированности зависит овладение ребенком другими сторонами речи: фонетической, грамматической, лексической [2, с.43].

Овладение ребенком морфологической стороны речи осуществляется в процессе его познавательного развития в различным видах деятельности: игровой, трудовой, в процессе общения со взрослыми и сверстниками. Управление процессом формирования морфологической стороны речи дошкольника осуществляется через специальную организацию совместной деятельности со взрослым, в ходе общения ребенка с другими детьми. Дошкольник по-разному усваивает отдельные стороны морфологической речи – синтез, грамматику, словообразование. На каждом этапе дошкольного возраста на передний план выступает какая-либо одна сторона морфологической речи. Так в старших группах на первый план выходит задача усвоения традиционных, «нерегулярных» форм изменения всех слов, которые составляют активный словарь ребенка [3, с.32].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы