Теория и методика обучения английскому языку Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему Формирование межкультурной компетенции на базе современных икт в средней общеобразовательной школе

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

Глава 1.
Основные характеристики понятия «межкультурная компетентность» и принципы ее
формирования на уроке иностранного языка в средней школе. 6

1.1. Понятие
«межкультурная компетенция». 6

1.2.
Структура и условия формирования межкультурной компетенции на уроке иностранного
языка. 9

Глава 2.
Условия формирования межкультурной компетенции посредством современных ИКТ на
уроке иностранного языка. 19

2.1.
Информационно-коммуникационные технологии и способы их применения на уроках
иностранного языка. 19

2.2.
Разработка урока по формированию межкультурной компетенции на базе современных
икт в средней общеобразовательной школе. 24

Заключение  29

  

Введение:

 

Актуальность исследования. В изменившихся социально-политических и экономических условиях
развития нашей страны происходят существенные перемены в системе образования.
Важнейшей целью современного образования является воспитание нравственного,
ответственного, инициативного и компетентного человека.

Формирование у учащихся межкультурной компетенции является одной из
необходимых целей изучения иностранного языка. Социальный заказ современного
общества нашел свое отражение в нормативных документах. В рамках данной работы
применим Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего
образования – ФГОС СОО (далее – Стандарт). Стандарт предполагает формирование
коммуникативной иноязычной компетенции, необходимой для успешной социализации и
самореализации, как инструмента межкультурного общения в современном
поликультурном мире. Таким образом, обучение иностранному языку без включения
культурного компонента является малоэффективным.

Проблема формирования межкультурной компетентности является актуальным
вопросом современной российской педагогической теории и практики. Данной
проблеме посвящены исследования таких российских и зарубежных ученых, как Т.Г.
Грушевицкая, В.Д. Попков, А.П. Садохин,
М. Беннет, Г. Ауерхаймер и другие. В данных условиях представляется актуальным
исследование теоретических и практических основ, а также особенностей
формирования межкультурной компетенции личности как системы знаний о культуре,
умений практического взаимодействия с представителями иных культур,
формирование качеств личности, необходимых для достижения взаимопонимания с
учителями изучаемого иностранного языка и иноязычной культуры и одновременно
активное использования инновационных методик и ресурсов.

Задача современного педагога – создать условия практического овладения
языком для каждого учащегося, выбрать методы обучения, которые позволили бы
каждому ученику проявить свою активность и творчество. Профессор Е. С. Полат
утверждает, что применение новых информационных технологий, Интернет — ресурсов
помогает реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, обеспечивает
индивидуализацию и дифференциацию обучения с учётом особенностей учащихся, их
уровня обученности, способностей и т.д. [Полат, 2008, с. 96].

Использование информационно-коммуникативных технологий позволяет
перейти: от обучения как функции запоминания к обучению как процессу
умственного развития; от статической модели знаний к динамической системе
умственных действий; от ориентации на ученика к дифференцированным и
индивидуальным программам обучения; от внешней мотивации обучения к внутренней
нравственно волевой регуляции.

Цель исследования
состоит в теоретическом обосновании, разработке методики формирования
межкультурной компетенции в средней школе посредством информационных
технологий.

Объектом исследования является структура и основные закономерности формирования межкультурной
компетентности у учащихся средней школы.

Предметом являются
формирования межкультурной компетенции учащихся с использованием средств
информационно-коммуникативных технологий.

Научная гипотеза исследования основана на том,
что уровень сформированности межкультурной компетенции на уроке иностранного
языка будет повышаться с использованием современных информационно —
коммуникационных средств. В процессе обучения

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Межкультурная компетенция
– это совокупность специфических процессов взаимодействия партнеров по общению,
принадлежащих к разным лингвоэтнокультурным сообществам. Обещающие, используют
лингво-культурный опыт и свои национально-культурные традиции и привычки,
учитывая не только иной языковой код, но и иные нормы социального поведения.
Именно это обстоятельство даёт основание считать, что межкультурная компетенция
способствует становлению личности, а коммуникативная – развивает языковые и
речевые способности.

Структура межкультурной компетентности
состоит из мотивационно-ценностного, когнитивного,
деятельностно-поведенческого, аффективного, рефлексивного компонентов.
Мотивационно-ценностный компонент предполагает становление ценностной и
социальной готовности к межкультурной коммуникации. Когнитивный компонент
представляет собой межкультурные знания. Деятельностно-поведенческий компонент
включает способности решать задачи межкультурного взаимодействия в своей
будущей профессиональной деятельности, овладение универсальными поведенческими
образцами проявления межкультурной компетентности. Аффективный компонент
предполагает становление «эмоциональной культуры», межкультурную чуткость,
отзывчивость, эмпатию, положительное отношение к другим культурам. Рефлексивный
компонент включает способность осознавать и пересматривать свой опыт
межкультурной коммуникации, стереотипы, предрассудки, осознание
поликультурности мира, своей культурной идентичности.

В логике
компетентностного подхода для формирования и развития определенного вида
компетентности необходима деятельность. В решении проблем развития
межкультурной компетентности большим потенциалом обладают современные
информационные технологии, так как они позволяют построить образовательный
процесс как межкультурную деятельность, организация которой может
рассматриваться как перспективная среда обучения, формирования и развития
межкультурной компетентности учащихся средних классов.

Обучение на основе
использования ИКТ развивает аналитическое мышление, интеллектуальные и
творческие способности, самостоятельность в конструировании собственных знаний,
приводит к формированию нового уровня мышления — общепланетарного, глобального.
ИКТ предоставляют возможность построения процесса обучения как «диалога
культур», формируют деятельностную основу обучения, они задают социокультурный
контекст. Информационно-коммуникационные технологии образуют межкультурное
пространство, в котором развиваются эмоции, чувства, личностные качества
учащихся. Использование ИКТ на уроках иностранного языка приводит к развитию всех
компонентов межкультурной компетентности.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Основные
характеристики понятия «межкультурная компетентность» и принципы ее
формирования на уроке иностранного языка в средней школе 1.1. Понятие
«межкультурная компетенция»

Понятие «межкультурная
компетенция» введено в научный оборот в 1954 году, когда была опубликована
работа Г. Трейгера и Э. Холла «Культура и коммуникация. Модель анализа». В
России оно получило распространение в 1990-х годах, в связи с кардинальным
изменением ее экономического положения и появлением необходимости в укреплении
политических и межкультурных связей с другими странами. На этом фоне возникла
потребность в формировании межкультурной компетенции у учащихся.

В исследованиях западных
ученых также встречаются различные определения понятия «межкультурная
компетенция». В исследованиях В. Шмидт и др. указывается, что межкультурная
компетенция – это «способность людей разного возраста и пола мирно, без
взаимной дискриминации совместно существовать в одном обществе» [Ü.
Schneider-Wohlfahrt, Р. Pfaender, В. Schmidt, 1999, с. 9]. Чуть более
конкретизировано подходят к рассмотрению вопроса С. Мюллер, В. Бергеманн:
межкультурная компетенция – это «способность эффективно и надлежащим образом
взаимодействовать с представителями иной культуры» [Müller, В. Bergemann, 2004,
с. 793].

При такой интерпретации
межкультурная компетенция может быть реализована при общении людей,
принадлежащих к разным культурам, но пользующихся одним языком. Иными словами,
такое расширенное толкование межкультурной компетенции не содержит в себе
иноязычной коммуникативной составляющей.

Другие ученные обозначают
межкультурную компетенцию как

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы