Курсовая с практикой на тему Формирование метапредметных компетенций на уроках обучения грамоте
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ 5
1.1. Характеристика метапредметных компетенций 5
1.2. Особенности обучения первоклассников грамоте 11
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ 21
2.1. Организация исследования. Выявления уровня коммуникативных компетенций учащихся 21
2.2. Работа по формированию у младших школьников метапредметных компетенций на уроках обучения грамоте 27
2.3. Проверка эффективности проведенной работы 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ РАБОТЫ 37
Введение:
Актуальность темы исследования. Растущий поток общественной, научной и технической информации влияет на содержание обучения, затрудняет его использованием традиционных способов отбора материала, нарушает стабильность, приводит к перегрузке учащихся учебным материалом, не имеет образовательного значения. В таких условиях способы нетрадиционного решения проблемы обновления содержания обучения и воспитания, решают педагоги-исследователи путем метапредметных связей, которые сегодня особенно актуальны.
Современная система образования предоставляет учителю возможность выбора среди множества инновационных технологий ту, которая позволит по-новому взглянуть на привычные вещи, поможет вооружить обучающихся не только знаниями, но и умениями, развить их познавательную самостоятельность. Новые федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения, отвечая требованиям времени, смещают акцент на формирование у обучающегося личностных качеств созидателя и творца, его духовно-нравственное воспитание. Радикальные изменения происходят, в том числе, и в технологиях обучения (переход от объяснительных к деятельностным), и в изменении оценки результатов обучения (оценка не только предметных ЗУН, но и метапредметных и личностных результатов). В концепции ФГОС общего образования выделен культурно-исторический, системно-деятельностный подход к школьному образованию. Поэтому наиболее эффективными будут те технологии, которые направлены на познание, коммуникативное, социальное и личностное развитие школьника через деятельность. Этому будут способствовать использование межпредметных связей.
В наше время существует немало методов и технологий обучения учащихся начальной школы – как традиционных, так и новых. Необходимым условием выбора того или иного метода обучения, который подходит и учителю, и учащимся, является знание инновационных технологий обучения. Основная задача современного учителя – выбрать методы и формы организации учебной деятельности, которые лучше всего отвечают уровню развития каждого ребенка.
Объектом исследования являются метапредметные компетенции младших школьников.
Предметом исследования является специфика формирования метапредметных компетенций на уроках обучения грамоте.
Цель исследования – выявить специфику формирования метапредметных компетенций на уроках обучения грамоте.
Задачи исследования:
1. Дать характеристику метапредметных компетенций.
2. Рассмотреть особенности обучения первоклассников грамоте.
3. Провести экспериментальное исследование по формированию метапредметных компетенций младших школьников на уроках обучения грамоте.
Методы исследования:
– анализ литературы по теме исследования;
– синтез и обобщение;
– эксперимент.
Структура работы обусловлена целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Заключение:
Новые социальные запросы, отраженные во ФГОС НОО, определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую метапредметную (ключевую) компетенцию образования, как «научить учиться». Термин метапредметные компетенции означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
Уроки обучения грамоте в начальной школе с учетом формирования метапредметных компетенций, в частности, коммуникативных, требуют от учителя грамотного построения урока с использованием различных методом и приемов, в частности, и игровых.
В предложенных упражнениях на формирующем этапе исследования предлагается целостная система заданий, которые направлены на формирование коммуникативных метапредметных компетенций, являющихся одними из ключевых, поскольку неумение учащихся взаимодействовать на уроках со сверстниками и учителем, создает серьезные препятствия в процессе овладения первоклассниками грамотой.
Итак, в результате проделанной нами работы была осуществлена попытка решить проблему недостаточной разработанности вопроса формирования метапредметных компетенций учащихся начальной школы на уроках обучения грамоте, достигнута цель исследования, которая заключалась в выявлении специфики формирования метапредметных компетенций на уроках обучения грамоте в начальной школе.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ
1.1. Характеристика метапредметных компетенций
В современном педагогическом процессе в период формирования новой школы значительное развитие получила идея использования межпредметных связей, межпредметной интеграции. В условиях постоянного увеличения объемов учебного материала ребенку все сложнее собрать их в целостную картину. Поэтому на смену урокам, на которых традиционно, в основном, преобладает изучение теоретического материала, должны прийти занятия, способствующие целостному восприятию учебного материала, формированию системного мышления, положительного эмоционального отношения к познанию.
Значение использования межпредметных связей состоит в том, что они углубляют содержание урока, повышают его познавательную ценность, ученики усваивают взаимосвязь процессов и явлений окружающего мира. Познавательная деятельность учащихся на уроке обучения грамоте под влиянием межпредметных связей значительно активизируется [16, с. 46-50]. Учащиеся применяют знания сразу по нескольким предметам к решению новых задач, проблемных вопросов. Это требует значительного напряжения памяти, умственных и волевых процессов. Наблюдается высокая заинтересованность учеников уроком на протяжении всего учебного часа [23, с. 488].
Проблема использования межпредметных связей не нова. Наиболее полно в педагогике обосновал дидактическую значимость межпредметных связей еще К. Ушинский. В работе «Человек как предмет воспитания» он раскрыл сущность припоминания по противоположностям, сходствам, порядку времени, месту, внутренним чувствам. При этом необходимость взаимосвязи учебных предметов он обосновал в противовес схоластическим методам обучения, которые опирались на механическое заучивание.