Специальное (дефектологическое) образование Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему Формирование мелкой моторики у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством пальчиковых игр.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 2
Глава I. Теоретические основы формирования мелкой моторики рук детей с задержкой психического развития 5
§ 1.1 Физиологические основы развития мелкой моторики рук 5
§ 1.2 Характеристика детей с задержкой психического развития 11
§ 1.3 Роль пальчиковых игр для развития мелкой моторики рук у детей с задержкой психического развития 15
Глава II. Экспериментальное исследование особенности развития мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР 18
§ 2.1 Методы и методики исследования 18
§ 2.2 Анализ результатов исследования 20
§2.3 Выводы и предложения 33
Заключение 36
Литература 39

 

  

Введение:

 

Актуальность. В настоящее время внимание педагогов, психологов, социологов во всем мире привлечено к проблемам развития личности детей с ЗПР. В раннем возрасте необходимо уделять значительное внимание развитию мелкой моторики ребенка, поскольку недостаточная степень сформированности движений ручной моторики может впоследствии приводить к нарушениям речи и письма, негативно влияя в будущем на его успешность обучения в школе.
Развитие мелкой моторики ребенка — тонких движений кистей и пальцев рук в психологии, имеет большое значение, и расценивается как один из показателей психического развития ребенка. Условно моторику разделяют на крупную и мелкую.
Мелкая моторика предполагает использование меньших мышц рук, например, при застегивании пуговиц, открытии коробок с обедом или использовании карандашей, или ножниц. Эффективность мелкой моторики существенно влияет на качество результата задания, а также на скорость выполнения задания. Эффективная мелкая моторика требует, чтобы одновременно возникало несколько независимых навыков для надлежащего манипулирования объектом или выполнения задачи.
Мелкая моторика необходима для выполнения повседневных навыков, таких как самостоятельная работа (например, застегивание одежды, открытие коробок для завтрака, чистка зубов, использование столовых приборов) и академические навыки (например, карандашные навыки рисования, письма и окраски, а также резки и вставки). Без возможности выполнять эти ежедневные задачи, самооценка ребенка может пострадать и их академическая успеваемость будет поставлена под угрозу. Они также могут быть не в состоянии развить соответствующие жизненные навыки (например, одеваться и кормить себя).
Систематические упражнения по тренировке движений пальцев, по мнению М. М. Кольцовой, являются «мощным средством» повышения работоспособности головного мозга. Понимание педагогами и родителями значимости и сущности мелкой моторики рук помогут развить речь ребёнка, оградят его от дополнительных трудностей обучения. Для развития мелкой моторики хорошо использовать пальчиковые игры. Пальчиковые игры–это мощная целенаправленная тренировка для мозга ребенка, стимулирующая его развитие.
Проблема развития мелкой моторики у детей с ЗПР находит свое отражение в работах Л.В. Лопатиной, М.Р. Львова, Н.В. Миккоевой, А.Л. Сиротюк и др. Несмотря на достаточно полное освещение вопросов, касающихся развития мелкой моторики и ее влияния на формирование психической активности детей, данная проблема нуждается в дальнейшей детальной разработке [7].
В педагогической теории и практике существует необходимость современного подхода к разработке новых авторских приемов, игр, материалов, развивающих мелкую моторику детей с ЗПР. Одним из результативных средств педагогической работы по развитию мелкой моторики детей являются пальчиковые игры, пальчиковый театр. Значение пальчиковых игр для всестороннего развития и воспитания ребенка достаточно велико, поскольку игра в данном виде способствует его умственному и эмоциональному развитию, формирует мелкую моторику рук, что в свою очередь, теснейшим образом связано с развитием речи.
Всё выше сказанное определило тему нашего исследования: «Формирование мелкой моторики у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством пальчиковых игр».
Цель исследования – изучение возможностей пальчиковых игр как средства развития мелкой моторики детей с ЗПР.
Объект исследования – развитие мелкой моторики детей с ЗПР.
Предмет исследования – Формирование мелкой моторики у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством пальчиковых игр.
Гипотеза исследования – процесс развития мелкой моторики детей с ЗПР будет успешным, если использовать в работе с детьми пальчиковые игры.
В соответствии с целью сформулированы следующие задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Рассмотреть развитие мелкой моторики как психолого-педагогическую проблему.
3. Рассмотреть особенности развития мелкой моторики детей с ЗПР.
4. Изучить возможности пальчиковых игр как средства развития мелкой моторики детей с ЗПР.
5. Использовать возможности пальчиковых игр как средства развития мелкой моторики детей дошкольного возраста с ЗПР в практической деятельности образовательной организации.
Методы исследования: анализ, обобщение литературных источников, психодиагностические методы, методы обработки данных.
Практическая значимость исследования заключается в возможности применения опыта работы по развитию мелкой моторики воспитателями в ДОО.
База исследования: Исследования проходило в сентябре 2018г. в ДОУ № 6, Сургут, Ханты-Мансийский автономный округ — Югра, Россия. В нем приняли участие 10 детей среднего дошкольного возраста (4-5 лет) с ЗПР.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Мелкая моторика — это совокупность скоординированных действий мышечной, костной и нервной систем человека, зачастую в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких, точных движений кистями и пальцами рук и ног. Часто для понятия «мелкая моторика» используется такой термин как «ловкость».
Роль игрушки для развития мелкой моторики у детей заключается в том, чтобы ускорить, а также усовершенствовать данный навык в развитии ребенка.
Ученые пришли к выводу, что примерно треть всей поверхности двигательной проекции головного мозга занимает именно проекция кисти рук, которая располагается рядом с речевой зоной. Из этого вытекает следующий вывод: развитие речи ребенка и развитие мелкой моторики — два взаимосвязанный и неразрывный процесс. Отметим также, что к сфере мелкой моторики относится огромное разнообразие всевозможных движений. Это и примитивные жесты, такие как захват различных объектов, это и очень мелкие движения, от качества которых зависит почерк человека. Вязание — это один из ярких примеров действий мелкой моторики. Процесс развития мелкой моторики происходит естественным путем на базе развития общей моторики человека. Развитие моторики проходит сложный путь, начиная с хватания предмета ладошкой целиком, затем совершенствуется в процессе перекладывания предмета из руки в руку, а уже к двум годам ребенок может не только правильно держать ложку и кисточку, но и рисовать. Процесс совершенствования моторных навыков активно происходит в дошкольном и раннем школьном возрасте. Ребенок все чаще выполняет более сложные действия, требующие согласованных действий обеих рук.
Педагоги рекомендуют начинать заниматься развитием мелкой моторики малыша уже с восьмимесячного возраста путем активной тренировки пальцев ребенка. Существует несколько эффективных способов развития мелкой моторики:
-дидактические игры с мелкими предметами (мозаика, пазлы, бусы, конструкторы и т. д.);
— пальчиковые игры;
— лепка;
— массаж пальцев и кистей.
В обучающих дидактических играх нет проигравших или выигравших, здесь выигрывают все. Их можно проводить на любом этапе занятия. Это позволит выявить знания у питомца и умение пользоваться ими.
Дидактическая игра как метод обучения организует, развивает детей, расширяет их познавательные возможности, воспитывает личность. Итак, игра и мир интересного помогает оживить учебный процесс, развивает наблюдательность у детей, внимание, память, мышление, снимает усталость, возбуждает интерес к учебе, расширяет кругозор.
Опыт работы свидетельствует, что игра, игровая деятельность имеют большой потенциал для решения проблемы обучения дошкольников и развитии моторики.
Использование различных видов игры и способов их применения способствует познавательному развитию детей. Вероятнее всего получение максимального результата деятельности в тех случаях, когда мотивация оптимальна, есть эмоциональное возбуждение, настроение на творческую деятельность.
Проведённая работа по развитию мелкой моторики через дидактические игры у детей дошкольного возраста:
1. Улучшила состояние развития мелкой моторики.
2. Речь детей стала более выразительной и внятной, более интонированной, стихи и потешки дети рассказывают более выразительно, ритмично.
3.Улучшилось звукопроизношение.
4. Дети стали более общительными.
5. Значительные изменения можно наблюдать на занятиях по изодеятельности.
6.Целенаправленная работа по совершенствованию движений пальцев рук весьма полезна и для подготовки руки к письму.
Анализ проведённой работы показал, что систематическая и планомерная работа по данной проблеме, а также использование игровых приёмов, эффективно помогает развить мелкую моторику и благотворно влиять на развитие связной речи и подводит их к успешному овладению письмом. Представленная система работы направлена не только на овладение навыком письма, но и на формирование учебной деятельности в дальнейшем. На основе использования игр, заданий, упражнений у дошкольников развивается память, внимание, мышление, воображение, расширяется словарный запас, приобретаются навыки учебной деятельности.
По результатам контрольного эксперимента было выявлено, что в группе обследуемых нами детей преобладает высокий и средний уровень развития мелкой моторики рук. Низких показателей, по сравнению с этапом первоначальной диагностики на этапе констатирующего эксперимента, при повторной диагностике не выявлено. Это свидетельствует об эффективности проведенных дидактических игр по развитию мелкой моторики рук у детей среднего дошкольного возраста.

   

Фрагмент текста работы:

 

Глава I. Теоретические основы формирования мелкой моторики рук детей с задержкой психического развития
§ 1.1 Физиологические основы развития мелкой моторики рук

Дошкольный возраст — период интенсивного формирования всех органов и систем организма. Именно в дошкольном возрасте формируются те двигательные качества, навыки и умения ребенка, которые служат основой его нормального физического и психического развития.
Учение о физиологической природе произвольных движений разрабатывалось в течение многих десятилетий. Неоценимый вклад в его развитие внесли П.К. Анохин, Н.А. Бернштейн, Н.Е. Введенский, А. Н. Крестовников, И.П. Павлов, И.М. Сеченов, А.А. Ухтомский и другие ученые.
Известно, что в двигательной деятельности принимают участие самые разнообразные анализаторные системы. Особое развитие в процессе движения претерпевает двигательный анализатор, обеспечивающий более точное, информационно насыщенное восприятие [1; 3; 5]
Работы В.М. Бехтерева, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурия, Н.С. Лейтеса, П.К. Анохина, И.М. Сеченова доказали влияние манипуляций рук на функции высшей нервной деятельности, на развитие речи. Следовательно, развивающая работа должна быть направлена от движения к мышлению, а не наоборот [2.,с.99].
Тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовке руки к письму, что не менее важно, является мощным средством, стимулирующим работоспособность коры головного мозга, а следовательно развитие мышления ребенка.
Моторный навык-это приобретенная способность вызывать заранее определенный результат движения с максимальной уверенностью. Моторное обучение-это относительно постоянное изменение способности выполнять навык в результате практики или опыта. Производительность-это акт выполнения двигательного навыка. Цель двигательных навыков-оптимизировать способность выполнять навык со скоростью успеха, точности и снизить энергопотребление, необходимое для выполнения. Непрерывная практика определенного двигательного навыка приведет к значительному улучшению производительности, но не все движения являются двигательными навыками.
Мелкая моторика (или ловкость) — это координация мелких мышц, в движениях-обычно включающих синхронизацию рук и пальцев—с глазами. Сложные уровни ловкости рук, которые демонстрируют люди, можно объяснить и продемонстрировать в задачах, контролируемых нервной системой. Мелкая моторика помогает в росте интеллекта и непрерывно развивается на всех этапах развития человека. Двигательные навыки-это движения и действия костных структур. Как правило, они подразделяются на две группы: грубая моторика и мелкая моторика. Крупная моторика участвует в движении и координации рук, ног, и других крупных частей тела. Они включают в себя такие действия, как бег, ползание и плавание. Мелкая моторика участвует в небольших движениях, которые происходят в запястьях, руках, пальцах рук, ног и пальцев ног. Они включают в себя более мелкие действия, такие как сбор предметов между большим и указательным пальцами, аккуратное письмо и даже моргание. Эти два двигательных навыка работают вместе для обеспечения координации [12].
В 1952 году Пиаже обнаружил, что еще до того, как младенцы могут дотянуться до предметов, которые они видят, и успешно схватить их, они демонстрируют компетентную координацию рук и рта. В 1992 году Филипп Роша из Университета Эмори провел исследование, чтобы проверить связь между прогрессом в контроле осанки и переходом от двуручного к одноручному участию в достижении. Было установлено, что объект, к которому он стремился, нуждался в контроле. Точность достигаемости потенциально увеличена устанавливанию централизованно. Было также установлено, что позу необходимо контролировать, поскольку младенцы, которые не могли сидеть самостоятельно, использовали бимануальные лапы во всех позах, кроме сидения вертикально, где они могли бы достичь одной рукой. В результате, их схватывая участки не будут увеличены из-за уменьшения в управлении тела. С другой стороны, если младенец не контролирует свое тело, ему будет трудно ухватиться за какой-либо предмет, потому что его охват будет ограничен.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы