Курсовая с практикой на тему Формирование механизма подражания в процессе социализации детей младшего школьного возраста
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА I. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ФЕНОМЕНА МЕХАНИЗМА ПОДРАЖАНИЯ В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ 5
1.1 Отечественные и зарубежные подходы к изучению процесса социализации 5
1.2. Особенности механизма подражания у детей младшего школьного возраста 8
1.3. Особенности социализации младших школьников 10
Выводы по первой главе: 15
ГЛАВА II. ОБОСНОВАНИЕ И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПРОВЕРКА ОСОБЕННОСТЕЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 16
2.1. Экспериментальное изучение психологических особенностей социализации младших школьников 16
2.2 Количественный и качественный анализ экспериментальных данных констатирующего исследования 22
Выводы по второй главе: 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
ПРИЛОЖЕНИЕ 34
Введение:
Современные преобразования, которые происходят в российском сообществе, характеризуется высокими требованиями к уровню социальной активности личностей. Степень динамичности и изменчивости, которые постоянно возрастают, ставят активную задачу перед социумом — включить личность в преобразовательное взаимодействие с внешней средой в ряд актуальных задач социального становления личности общественной жизни.
В центре внимания социального государства находится особо значимые и неизменные проблемы развития социальной активности среди подрастающего поколения для современной педагогической науки. Самым важным качеством личности является именно социальная активность, развивающаяся в деятельности и которая отличается общественно-значимыми мотивами, и даёт общественно ценный результат [8, 65].
Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования было поставлено перед начальной школой новые цели. Одна из особенностей этого стандарта — предъявить серьезные требования не только к предметным результатам учащихся, но и к личностным и метапредметным результатам по освоению главной образовательной программы начального общего образования.
Основная цель обучения в начальной школе — детская социализация. Главный показатель этого — уровень социальной активности. При модернизации системы российского образования, как одной из задач школы, было поставлено за цель развивать активную социальную личность, которая способна плодотворно жить в современных условиях, а также преобразовывать их. Также важно научить детей самостоятельно принимать верные и жизненно важные решения, позитивно самореализовываться в главных сферах своей жизнедеятельности.
В школе дети должны приобретать навыки активных граждан общества, которые могут самостоятельно совершать поступки, а также отвечать за них и принимать решения. Главной задачей современного образовательного воспитательного процесса является развитие социальной активности учеников. Основная цель развития социальной активности связывается с формированием личности, гражданина, которое может полноценно жить в современном социуме, а также быть максимально полезным ему [5, 125].
Способность подражать – одна из ключевых в жизнедеятельности и взрослых и детей. Г. Тард является ключевым лицом в психологии, который начал рассматривать подражание как основной объяснительный принцип как социальной, так и общественной жизни. Он охарактеризовал подражание как «постоянное, всемирное социальное явление».
Если учитывать универсальность способностей к подражанию, а также ее роли в развитии человека и социальном бытии, актуальной и важной научной проблемой является изучение фактора подражания как такой, что помогает активизировать скрытые ресурсные возможности человека, а также влиять на развитие и формирование высших способностей, таких как творческие, духовные, рефлексивные.
Подражание может определяться как свойство человеческой натуры воспроизводить поведение (индивидов, социальных групп или собственное). Г. Тард считал подражание основой общественного развития, источником которого является наличие индивидуального творчества, формирующего образцы для подражания, и отдельных людей, обладающих способностью к такому творчеству.
Цель исследования:
• изучить процесс формирования механизма подражания в процессе социализации детей младшего школьного возраста
Объектом исследования является процесс развития механизма подражания среди младших школьников в образовательной организации
Предметом исследования дети младшего школьного возраста
Задачи:
1. Рассмотреть психолого-педагогическую характеристику детей младшего школьного возраста.
2. Охарактеризовать понятие социальной активности
3. Изучить проблемы социальной активности
4. Проанализировать работу школы по развитию социальной активности среди младших школьников
5. Изучить первичную диагностику развития социальной активности среди младших школьников.
Гипотеза: процесс социализации тесно связан с процессом механизма подражания у детей младшего школьного возраста
Методы исследования:
Теоретические: синтез, анализ в обзоре литературы
Эмпирические — наблюдение, тестирование
Структура работы. Работа включает введение, две главы с параграфами, заключение, список использованной литературы, приложение.
Заключение:
Социализацией называется общенаучный термин, который обозначает процесс приобщения личности к социуму, включением его в социальную жизнь, обучения поведения в коллективе, утверждение себя и выполнение общественных ролей.
Слово «социализация» по смыслу близко к русскому слову «воспитание». При этом термин «воспитание» означает направленные действия, за счет которых личности сознательно стараются прививать необходимые черты и свойства. При этом, социализация является также воспитанием и обучением, которая включает в себя спонтанные воздействия, за счет которых личность приобщается к культуре является полноправным полноценным членом социума.
После проведенного исследования можно сделать такие выводы:
1. Социализация является процессом усвоения личностью конкретной системы знаний и форм, а также ценностей и ролей, в результате которого он функционирует определённой конкретно-исторической обстановке. Социализация на своих первых этапах формирования индивидуума проходит через обучение, общение, воспитание, а потом через практическую деятельность, распредмечивание форм цивилизации и культуры. Такой процесс является динамичным и постоянным, именно поэтому развитие личность является непрерывной действующим процессом.
2. Для определения эффективности процесса социализации младшего школьника можно выделить группы факторов:
— социальная адаптированность, которая предлагает активное приспособление ребёнка к условиям социальной среды, оптимальное включение его в новые или изменяющиеся условия, мотивация достижения успехов в реализации целей;
— социальная автономизация, которая предлагает реализацию совокупности установок на себя, устойчивость в поведении и отношениях;
— социальная активность, которая рассматривается как реализуемая готовность к социальным действиям в сфере социальных отношений, направленная на социально значимое преобразование окружающей среды, творчество, самостоятельность, результативность действий.
3. Теоретический анализ и опытно-экспериментальная работа показывают, что использование примера в современной педагогической практике должно быть связано не с установкой «бери пример!», «подражай!» (в повелительном наклонении), а с созданием мысленной ситуации выбора: «посмотри, как по-разному люди ведут себя в одних и тех же условиях; выбирай, что тебе кажется более достойным; если хочешь, то попробуй дотянуться до избранного тобою образца; помни, что все люди разные и твой выбор всегда остается за тобой». С позиций современного взгляда на воспитание речь должна идти не столько о подражании (что не отменяет действие психологического механизма, лежащего в основе примера), сколько о предоставлении ученику возможности увидеть иное отношение к какому-либо явлению, об обеспечении возможности сопоставить свою систему отношений к миру с иными и о побуждении воспитанников к размышлению. Современная система среднего образования и семья, как важнейшие институты гендерной социализации продолжают оставаться важнейшим каналом трансляции патриархальных установок и стереотипов.
Изложенные представления о роли подражания в формировании психологического образа имеют прямой выход на прикладную проблему формирования предпосылок, элементов самосознания у детей школьного возраста. Использование имитационных приемов различного типа (двигательное моделирование, ролевое уподобление, идентификация и персонификация) в ходе специально организованных занятий или воспитательных мероприятий способствует не только активизации интеллектуальной деятельности детей, но и имеет конструктивное значение в построении у них образов «Я».
Полученные результаты являются особо актуальными в связи с поиском инновационных подходов к работе с обучающимися, так как способствуют выбору наиболее эффективных форм деятельности, стимулирующих обучение с учетом идей амплификации развития обучающихся на этапе школьного онтогенеза.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА I. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ФЕНОМЕНА МЕХАНИЗМА ПОДРАЖАНИЯ В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ
1.1 Отечественные и зарубежные подходы к изучению процесса социализации
Социализация личности является процессом формирования субъекта при конкретных социальных условиях. В ходе усвоения личностью социального опыта, она преобразует его в личные ориентации и ценности, а также выборочно включает в свою систему поведения нормы, а также шаблоны поведения, принятые социумом или группой. Нормы морали, поведения и убеждения человека определяются за счёт норм, принятых в самом социуме.
Существуют такие стадии социализации:
1. Первичная стадия социализации (адаптация). Период от рождения до подросткового возраста. Социальный опыт усваивается некритично, легко подражает, адаптируется.
2. Стадия индивидуализации, при которой появляется желание выделять себя среди других людей, личность критически относится к общественным нормам поведения. Для подросткового возраста данная стадия является самоопределением «мир и я», что делает ее промежуточной социализацией, ведь она является неустойчивой в мировоззрении и характере подростков.
Период с 18 до 25 лет называется юношеским возрастом и характеризуется устойчивой концептуальной социализацией, характеризуется вырабатыванием устойчивых свойств личности.
3. Стадия интеграции характеризуется появлением желания найти своё место в социуме, «войти» полностью в общество. Благополучно интеграция проходит в том случае, если свойства человека принимается обществом, или группой. Если не принимаются, тогда возможны такие варианты исходов:
— появление агрессивных взаимоотношений между социумом и людьми, а также сохранение своей непохожести
— перемены в себе, желание «стать как все», адаптация и внешнее соглашательство
— в трудовой стадии социализации охватывается весь период зрелости человека, а также весь период его трудовой деятельности, в случае, когда человек не только усваивает общественные опыт, но пытается воспроизвести его за счет активного воздействия на среду, посредством своей деятельности.
— трудовая стадия социализации также изучает пожилой возраст как возраст, который вносит значительный вклад в производство социального опыта, а также процесс передачи его для новых поколений.
Для большинства детей характерно относительное равновесие между разнообразными видами мышления. Главное условие, чтобы сформировать теоретическое мышление — сформировать научные понятия. За счёт теоретического мышления ученик может решать задачи, при этом ориентируется не на внешние и наглядные признаки, а также связи между объектами, а на внутренние, существенные отношения и их свойства. Теоретическое мышление развивается в зависимости от того, чему и как учить ребенка, то есть от типа его обучения [14,52].
Главное направление социализации — переход человека от биологического существа в социальное, обретение личностью самостоятельности и определение своего места в обществе. Целью, смыслом и результатом процесса социализации, основанной на системе ценностей общества, является достижение идентичности и в самом широком понимании ее функции — становление социального «Я». У истоков теорий социализации лежат дискуссии об этапах становления социологии как самостоятельной науки. Авторство термина «социализация» принадлежит американскому социологу Ф. Гиддингсу (1855–1931), представителю психологизма в американской социологии, ориентированному на создание всеохватывающей социологической системы, исходя из психологических оснований. В книге «Основания социологии» [6] ученый наиболее полно изложил центральную теоретическую идею, касающуюся понимания социализации, выраженную им в понятии «себеподобного сознания» («сознания рода», «родового сознания»), под которым подразумевалось чувство тождества, испытываемое одними людьми по отношению к другим. «Первичный элементарный субъективный факт в обществе есть сознание рода. Под этим я подразумеваю такое состояние сознания, в котором всякое существо, какое бы место оно ни занимало в природе, признает другое сознательное существо принадлежащим к одному роду с собою» [6, с. 18]. Именно «сознание рода», по Гиддингсу, делает возможным осмысленное многомерное взаимодействие разумных существ и одновременно сохраняет индивидуальные особенности каждого из них, так как только сознание рода, по его мнению, отличает социальное поведение от чисто экономического, политического или религиозного поведения. В работе «Теория социализации» (1889) Ф. Гиддингс трактует социализацию как «развитие социальной природы или характера индивида, подготовку человеческого материала к социальной жизни» [7].