Курсовая с практикой на тему Формирование лингвокультуроведческой компетенции обучающихся СОО на основе речевого этикета страны изучаемого языка
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 690 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОНЯТИЙ РАЗЛИЧИЙ И ПЕРЕСЕЧЕНИЯ РОДНОЙ И АНГЛОЯЗЫЧНОЙ ЛИНГВОКУЛЬТУР 6
1.1 Понятие лингвокультурной компетентности 6
1.2 Психолого-педагогические особенности учащихся среднего звена в контексте развития лингвокультурной компетентности 13
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ЛИНГВОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ НА УРОКЕ СОВРЕМЕННОГО АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА 19
2.1 Методы и способы формирования лингвокультурной компетенции в процессе обучения школьников среднего звена 19
2.2 Практическая реализация формирования лингвокультурной компетентности на уроках иностранного языка 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 35
Введение:
Процессы глобализации оказывают воздействие на все аспекты жизни общества и личности. Наша реальная жизнь все больше напоминает «глобальную деревню», описанную М. Маклюэном. Сегодня возможности для межкультурной коммуникации расширились благодаря растущей популярности туристических поездок, образовательных программ обмена, Интернет-технологий (Skype, Facebook, Twitter и т.д.), формирование глобального коммуникационного пространства расширяет и обогащает сферу межсубъективного взаимодействия представителей различных стран и культур и поднимает вопрос о качестве межкультурного взаимодействия, готовность к осуществлению коммуникации.
Актуальность исследования. Политическое и социально-экономическое развитие России в последние годы позволило увеличить число межкультурных контактов российских учащихся средних школ в режиме реального времени. Вполне естественно, что межкультурное общение наиболее развито среди представителей молодого поколения, и особенно среди подростков. Эта ситуация объясняется главным образом тем, что именно в этом возрасте больше всего внимания уделяется использованию информационных технологий в жизни и на работе, поскольку именно учащиеся-подростки средних классов, которые выросли в современной информационной среде, имеют жизнь, органично связанную с самим функционированием этой среды.
Целью исследования является разработка и теоретическое обоснование модели фрагментов занятий, направленных на формирование лингвокультуроведческой компетентности учащихся средних школ на основе правил речевого этикета.
Объектом исследования является образовательный процесс в контексте обучения иностранному языку в среднеобразовательной школе.
Предметом исследования является формирование лингвокультуроведческой компетентности учащихся среднего звена.
На основе цели работы определяются задачи исследований:
1. Определение сути концепции «лингвокультуроведческой компетентности» с учетом развития идей о компетентностном подходе при изучении иностранных языков;
2. Исследование основных психолого-педагогических особенностей учащихся среднего звена в контексте развития лингвокультурной компетентности.
3. Определение основных методов и приёмов работы в образовательном процессе, направленных на формирование лингвокультуроведческой компетентности.
4. Разработка модели фрагментов занятий по формированию лингвокультуроведческой коммуникативной компетентности учащихся средних школ при изучении иностранного языка и комплекса методических рекомендаций.
Теоретико-методологическими основаниями исследования являются фундаментальные работы в области:
— компетентностного подхода (А.И. Зимняя, В.В. Сериков, А.В. Хуторской, Дж. Равен и др.);
— теории межкультурной коммуникации (М. Байрам, Э. Холл, С.Г. Тер-Минасова, А.П. Садохин, О.А. Леонтович, И.И. Халеева и др.).
Для проверки исходных теоретических положений и решения поставленных задач был использован комплекс дополняющих друг друга научно-исследовательских методов: изучение философской, психологической и педагогической литературы, изучение и анализ нормативных документов по теме исследования, обобщение отечественного и зарубежного опыта в области формирования межкультурной коммуникативной компетенции, систематизация, прогнозирование и моделирование.
Эмпирические: метод моделирования, включающий наблюдение, беседы с учащимися, учителями и родителями, метод самооценки.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что исследованные сущность, структура и содержание понятия «лингвокультуроведческая коммуникативная компетенция» обогащают современную теорию обучения и воспитания в условиях образования.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанное занятие и комплекс рекомендаций могут быть применены для определения уровня сформированности указанной компетенции в различных образовательных условиях.
Структура данной работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
Заключение:
Анализ психологической и педагогической литературы и обобщение педагогического опыта в рамках изучаемого процесса позволили нам прийти к выводу о том, что формирование лингвокультурной коммуникативной компетентности учащихся средних школ является одним из цели современного образования. Именно система образования должна способствовать ослаблению напряженности в современном многоэтническом мире и способствовать постепенному переходу от старых этноцентрических взглядов к новым этно-релятивистским взглядам, в большей степени соответствующим реалиям глобализирующегося мира.
Формирование образовательной компетентности в основном основано на современных тенденциях гуманизации образования, в соответствии с которыми учащийся становится полноправным участником образовательного процесса. Преподавание иностранных языков в контексте межкультурной парадигмы является перспективной областью с большим потенциалом развития личности, что позволяет учащимся формировать способности и готовность к различным формам мысли вместе с представителями других языковых обществ.
Лингвокультурная коммуникативная компетентность учащихся средних школ определяется как набор межкультурных знаний и навыков для их практического применения, наличие личностных качеств, необходимых для реализации этих знаний и навыков; подразумевает свободное владение иностранным языком в качестве средства общения, необходимого для продуктивного взаимодействия с представителями культур иностранных языков. Структура межкультурной коммуникативности учащихся средних школ представляет собой систему взаимосвязанных когнитивных, оперативных и личных компонентов.
Исследование уровня формирования лингвокультурной коммуникативной компетентности позволяет:
— адекватно оценивать общий уровень формирования межкультурной коммуникативной компетентности школьников;
— определить уровень межкультурной коммуникативной компетенции по каждому из ее компонентов;
— выявить трудности, возникающие в межкультурном общении; определить основные источники информации о культуре соответствующего языка;
— учитывать интересы и наклонности ученика.
Итак, все цели задачи были последовательно выполнены и достигнуты.
В работе было осуществлено определение сути концепции «лингвокультурной коммуникативной компетентности учащихся средних школ» учет развития идей о взаимодействии базового и дополнительного образования при изучении иностранных языков. Также проедено исследование важности изучения иностранного языка в рамках среднего образования как средства формирования межкультурной коммуникативной компетентности учащихся средних классов.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОНЯТИЙ РАЗЛИЧИЙ И ПЕРЕСЕЧЕНИЯ РОДНОЙ И АНГЛОЯЗЫЧНОЙ ЛИНГВОКУЛЬТУР
1.1 Понятие лингвокультурной компетентности
Одним из главных аспектов жизни человека является коммуникация. Коммуникация — передача сообщения, сознательное, простроенное, адресное и целесообразное влияние на взгляды и ценности собеседника, построенное преимущественно на рациональной основе.
Понятия «коммуникация» и «общение» в жизни часто употребляют как синонимы, но это не вполне справедливо, между ними есть существенная разница. Бытовое — чаще общение, профессиональное — чаще коммуникация. Бесцельное и без правил — чаще общение, с осознанной целью и по скриптам (по заранее подготовленным текстовкам) — чаще коммуникация. В отличие от общения, коммуникация предполагает наличие цели как минимум у одного из участников.
В современном обществе знания, уровень интеллектуального развития человека становятся важнейшими стратегическими ресурсами, повышая социальный статус образования и предъявляя все более высокие требования к его уровню и качеству. Эта тенденция в образовании объясняет необходимость использования компетентностного подхода на различных ступенях образования.
В мировой образовательной практике компетентность как цель образования рассматривается в настоящее время в качестве одного из центральных понятий. «Использование компетентностного подхода позволит, по мнению его приверженцев, ликвидировать несоответствие между существующим образованием и реальными образовательными потребностями общества». Суть этого подхода состоит, образно говоря, в том, что цели обучения формулируются в виде триады — «умение действовать», «умение быть» и «умение жить».
Реформирование системы образования в целом приводит к изменениям в теоретическом знании концепции «лингвокультурной» и «межкультурной компетентности». В конце 90-х годов в отечественной педагогической и методологической науке считалось достаточным сформировать способность человека к межкультурному общению. В современности оказывается, что этого недостаточно.
Лингвокультурная компетентность, по мнению Н.Д. Гальсковой, Н.И. Гез, является способностью, которая позволяет человеку реализовать себя в рамках диалога культур, т.е. в контексте межкультурного общения. Её формирование осуществляется во взаимосвязи между развитием степени овладения иностранным языком и развитием культурного опыта человека, в котором возможно изолировать отношение человека к себе, к миру, а также опыт творческой деятельности [4, с. 9].
Н.Н. Сергеева определяет межкультурную компетенцию с точки зрения лингвистического подхода как способность понимать представителей других культур, а также представителей своей собственной культуры [13, с. 45]. Современная политическая и экономическая картина мира представлена холстом, на котором культурное единство различных государств взаимосвязано, отмечается тенденция к мировой интеграции. Поэтому человек должен научиться строить эффективный взаимовыгодный диалог с представителями других культур и стран этого единого пространства.
Процессы взаимопонимания и взаимодействия между различными языковыми этническими общинами основаны на языке, который служит культурным связующим звеном, позволяющим общаться с носителями языка, налаживать диалог и культуру межличностных отношений. Однако без сформировавшегося терпимого межкультурного видения мира знание языка практически бесполезно.
Процесс обучения и воспитания сосредоточен не только на учителе, как это было раньше, но и на учениках. Мы рассматриваем тему — субъективные отношения и приходим к выводу, что без универсальных учебных действий невозможно сформировать иностранную межкультурную компетенцию. В современном обществе направление личностного роста учеников развивается довольно широко с помощью общеобразовательных мероприятий. Они развивают способность к саморазвитию, сознательное и активное восприятие знаний, навыков и компетенций, получают новый социальный опыт.
Способность к обучению охватывает широкий диапазон значений, а именно: способность человека учиться, приобретать новые знания; способность усваивать новую, полезную для себя информацию; понимание необходимости образования; концепция и принятие самого процесса обучения и всех его компонентов. Универсальные учебные действия различаются в зависимости от уровня образования. Различные требования применяются к учащимся младших, средних и старших классов. Однако в последние годы основное внимание уделяется обучению работе с компьютерной технологией и освоению основ информационной грамотности. В то же время существуют четыре основные группы общеобразовательной деятельности:
1. Личные. Помогает учащемуся познать себя и понять свою собственную личность. Содействует формированию моральной и этической оценки.
2. Образовательные. Они сводятся к способности воспринимать информацию, обрабатывать ее и делать новые выводы на основе полученных данных.