Курсовая с практикой на тему Формирование лидерских качеств подростков в деятельности детских общественных организаций.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 2
Глава 1. Теоретические основы изучения лидерских качеств подростков 5
1.1 Отражение проблемы лидерских качеств личности в теории лидерства 5
1.2 Характеристики лидерских качеств 9
1.3 Психолого-педагогические особенности подросткового возраста 12
Глава 2.Экспериментальная часть 19
2.1Организация и методы исследования 19
2.2 Анализ и результаты исследования 20
2.3 Выводы и рекомендации 30
Заключение 32
Библиографический список 34
Введение:
Актуальность темы. Актуальность исследования обусловлена тем, что современное общество нуждается в воспитании успешного человека с развитыми лидерскими, деловыми качествами, подготовленной для самореализации в современном мире, которая адекватно реагировать на изменения, которые в нем происходят, а также постоянно самосовершенствоваться.
В отечественной науке теоретические и практические аспекты развития лидерских качеств исследовалась в различных областях знаний, в частности педагогике, психологии, социальной педагогике и др. Понятие «лидерские качества», его содержание и главные компоненты анализируются в трудах Д. Алфимова, В. Мороза, Ж. Петрочка, М. Рыженко, Н. Сушик и др. Средства развития лидерский качеств представлены в работах Д. Алфимова, В. Мороза, В. Ягодниковой и др.
В России остается стабильным интерес к проблеме развития лидерских качеств личности. Свидетельством этого является исследование таких ученых, как Ю. Яковлевой (маркетинговые средства формирования имиджа Четыре политического лидера), Н. Ликарчук (формирование имиджа политического лидера), Н. Симониной (формирование образа политического лидера), С. Денисюк (имидж политического лидера), Н. Мараховской, Н. Семченко (формирование лидерских качеств будущих учителей), В. Ягодниковой (формирование лидерских качеств старшеклассников в личностно ориентированном воспитательном процессе), Д. Алфимова (теория и методика воспитания лидерских качеств личности в современной общеобразовательной школе), А. Курицы (развитие лидерских качеств студента). Согласно их работам, актуальными являются вопросы политического лидерства, формирование лидерских качеств старшеклассников, студентов, учителей и тому подобное.
Учеными (Д. Алфимов, М. Приходько, Я. Глинчевская, В. Нечипоренко) осуществлен ряд исследований, в которых указано, что активную роль в подготовке сегодняшних школьников к реальной общественной жизни и развития у них лидерских качеств призвано сыграть ученическое самоуправление.
Актуальными в контексте указанной проблемы являются исследования И. Ермакова, В. Нечипоренко, которые утверждают, что одной из главных задач ученического самоуправления является организация процесса конструктивного общения детей с целью развития их лидерских способностей, умение положительно влиять друг на одного, убеждать и захватывать полезным делом, побуждать к обретению опыта бесконфликтных деловых отношений.
Проведенный анализ психолого-педагогической литературы и диссертационных исследований позволил сделать вывод, что на сегодня накоплен определенный опыт развития лидерских качеств личности и организации детских общественных организаций. Однако, проблема развития лидерских качеств подростков средствами детских общественных организаций не была предметом специального изучения. Ее актуальность, недостаточная теоретическая разработка, требования школьной практики и обусловили выбор темы курсовой работы: «Формирование лидерских качеств подростков в деятельности детских общественных организаций».
Цель исследования: теоретический анализ проблемы развития лидерских качеств подростков средствами детских общественных организаций.
На основе цели были определены следующие задачи:
1. Проанализировать научную литературу по проблеме развития лидерских качеств подростков.
2. Раскрыть социально-психологические особенности развития лидерских качеств подростков.
3. Раскрыть эффективность детских общественных организаций как средства развития лидерских качеств подростков.
Объект исследования: лидерские качества подростков.
Предмет исследования: Формирование лидерских качеств подростков в деятельности детских общественных организаций.
Гипотеза заключается в том, что существует связь между стилем лидерства и степенью проявления лидерских качеств подростков в деятельности детских общественных организаций.
Для решения определенных задач, достижения цели использовались теоретические методы: анализ нормативной документации, социально-педагогической, психологической литературы, диссертаций, материалов конференций и периодических специализированных изданий с целью определения состояния разработанности и перспектив исследуемой проблемы; сравнение различных взглядов ученых на исследуемую систематизация и обобщение для уточнения понятия » лидерские качества», раскрытие социально-психологических особенностей развития лидерских качеств подростков, определение потенциала детских общественных организаций как средства развития лидерских качеств.
Этапы исследования. На первом этапе была проанализирована научная литература по проблеме развития лидерских качеств подростков. На втором – раскрыты социально-психологические особенности развития лидерских качеств подростков. На третьем – раскрыта эффективность детских общественных организаций как средства развития лидерских качеств подростков.
Научная значимость исследования заключается в уточнении понятия «лидерские качества», определении его компонентов, в частности общих и специфических качеств лидера. Раскрыто эффективность ученического самоуправления как средства развития лидерских качеств подростков. Разработана модель развития лидерских качеств средствами деятельности детских общественных организаций.
Заключение:
По нашему мнению, для развития лидерских качеств подростка –необходимо наметить цель и определенную точку зрения.
Определение целей, точки зрения, по нашему мнению, имеет следующие преимущества в развитии лидерских качеств подростков: Цели упрощают процесс принятия решения. Лидер постоянно сталкивается с необходимостью принимать множество решений. Одаренность лидеров открывает им путь. Другие люди понимают, что лидеры способны организовать их жизнь лучше, чем это удалось бы им самим. Если определено направление и цель своей жизни, то лидер с легкостью сможет оценить любую ситуацию. Цели укрепляют ментальное и физическое здоровье. Цели достигаются благодаря настойчивости и упорству. Лидер, часто благодаря своему упорному труду, получает справедливую похвалу. Проблема возникает в том случае, если он испытывает зависимость от одобрения других. Поставив перед собой цель, лидер оставляет прошлое и фокусирует внимание на будущем. Внедрение методов, в основе которых лежит интерактивная модель, а именно метода проектов, игрового метода, тренинга, влияет на развитие умений работы в группе, коллективного взаимодействия, ответственности за ее результат, управление обсуждением, самостоятельности принятия решение, лидерских качеств и тому подобное.
Таким образом, лидер, у которого сформировались лидерские качества и развились соответствующие способности, планирует на основе видения перспективы определенные намерения, создает генеральный стратегический план, формулирует цели для себя и для общественных организаций, составляет план действий, реализует его и осуществляет контроль за выполнением плана.
Анализ проблемы свидетельствует о том, что существует много взглядов на понимание феномена лидерства, и именно на возрастном этапе юности оформляется тяга к лидерству как особому виду деятельности, который представляет собой стремление к реализации собственных возможностей и способностей, быть активным субъектом деятельности. Как правило, среди подростков лидерство-это общественный механизм, для жизнедеятельности которого требуются определенные задатки и склонности. Общество нуждается в индивидах, которые способны по — новому взглянуть на решение насущных проблем, вести за собой. Без подросткового лидерства в группе в данном социуме никогда не сможет существовать именно такое общество.
Таким образом, исследование проблемы формирования лидерских качеств в юношеском возрасте остаются чрезвычайно актуальными и перспективными, поскольку именно от действий молодых людей будет зависеть управление различными социальными структурами, коллективами предприятий.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические основы изучения лидерских качеств подростков
1.1 Отражение проблемы лидерских качеств личности в теории лидерства
Обратимся к нескольким определениям:
Лидер (от англ. leader— ведущий, первый, идущий впереди) — лицо в какой-либо группе, пользующееся большим, признанным авторитетом, обладающее влиянием, которое проявляется как управляющие действия. Лидер группы, за которым она признает право принимать ответственные решения в значимых для нее ситуациях, то есть наиболее авторитетная личность, реально играющая центральную роль в организации совместной деятельности и регулировании взаимоотношений в группе [13,c.88].
Во многих статьях можно встреть определение лидера в качестве сравнения с маяком, который освещает путь и указывает направление движения. Какими бы не были хорошее, умные, активные люди, не имея качества, того самого стержня лидера, даже имея пять пядей во лбу, лидером нельзя стать. Лидер, можно сказать, видит больше чем другие, он не пропускает никаких нюансов, а самое главное он знает, как правильно и вовремя решить проблему, хотя и не без ошибок. Лидеры мыслят шире- их интересует не только свое развитие, но и развитие других людей и их самореализация. Его интересует не получение личного результата, а результаты тех, кто идет за ним- это также является одной из главных черт лидера.
Стоит заметить, что, проблема лидерства является одной из основных в философии, так как она связана с фундаментальными философскими проблемами личности и ее роли в истории. А что качается теорий лидерства, если смотреть период последних 10-15 лет, то можно сделать вывод, что существует огромное количество и разнообразие лидерских теорий, это не удивительно, ведь именно лидер определяет развитие и судьбу организации.
В современном мире многие люди, вне зависимости от сферы деятельности, задаются вопросом, как добиться успеха и стать истинными лидерами. Лидер – это человек, который не только умеет вести за собой других, но и умеет управлять собственной жизнью. Можно прожить жизнь, следуя за кем-нибудь, претворяя в жизнь чужие желания, потребности и мечты, при этом принося в жертву свои собственные. А можно, наоборот, взять инициативу лидера на себя. Лидером не может стать тот человек, который не имеет цели и не верит в собственные силы. Достижения восьмидесяти процентов успешных людей базируются на силе их собственного разума. Человек становится в жизни тем, кем делает сам себя. Лидерам свойственно чувство ответственности, которое сочетается у них с верой в собственные силы [5,c.90].
В каждом сообществе лидерами становятся те, кто полагается исключительно на себя и ни на кого не оглядывается, а верит только в свои силы. Лидеры не ищут оправданий и не возлагают вину на других. Если они недовольны ситуацией, в которой оказались, то просто не «плывут по течению», а стремятся ее изменить. Лидеры берут ответственность на себя за то, что с ними происходит. Важной чертой людей, которые достигли успеха, является уверенность в себе и высокая собственная самооценка. Действительно, если проанализировать уже описанные нами черты успешного человека, лидера, то становится очевидно, что низкой самооценки у него просто не может быть. Лидер имеет четкое представление о себе, о том, кем является на самом деле, о своих сильных сторонах и недостатках, умеет использовать силы и работать над слабостями. Также важная характеристика лидера – умение ставить четкие, измеримые, конкретные и достижимые цели.
Тем не менее, так же, как и у обычных людей, не наделенных характеристиками лидера и успешного человека, самыми сильными чувствами у людей высокоэффективных являются страх и желание. Несмотря на страх, лидер сконцентрирован на целях, и таким образом мобилизует себя к действиям. Каждый человек обладает внутренним потенциалом. Очень часто этот потенциал не раскрыт или «задавлен» условностями общества, в котором живет человек, и его личными страхами, фобиями, порой навязанными извне, неуверенностью в себе. Если индивид задается целью изменить свою жизнь и стать успешным, ему следует четко нарисовать в воображении картину своей новой жизни. Главное умение в данном случае – умение ставить определенные цели и конкретно понимать, чего хочешь достичь. По мере достижения поставленных целей для индивида, вставшего на путь успеха, перестают существовать какие-либо границы, а мировосприятие становится значительно объективней. Успех – это, прежде всего, точно сформулированная конкретная цель [11].
Ориентация на достижение цели является достоинством всех победителей. Не стоит бояться быть отвергнутым и бояться поражения. Поражение – это необходимый элемент успеха. Успеха не бывает без неудач. Как уже отмечалось, поставленная цель с самого начала должна быть объектом сильного желания и иметь конкретные сроки реализации. Любому индивиду следует определиться, чего конкретно он хотел бы достичь в своей жизни. Являясь сотрудником компании, стоит повышать свою ценность для фирмы. Чем ценнее и полезнее работник окажется для своей организации, тем выше он поднимается по служебной лестнице. Работа в коллективе дает индивиду возможность продемонстрировать свои способности другим, а также выигрышно демонстрировать свои «конкурентные преимущества» на фоне тех сотрудников, которые не обладают такими достоинствами. Следует стараться выполнять свои обязанности как можно лучше; тогда получится стать и отличным работником, и настоящим лидером. Такой подход позволяет «извлечь» наружу самые ценные качества человека, даже если раньше он и сам не знал, сколь мощным потенциалом обладает [22,c.208].
Обратите внимание, что это влияние может осуществляться различными способами. Это может быть подход, названный «мост к машинному отделению», где лидер отдает команды и осуществляет контроль. Или же влияние может в большей степени оказываться путем направления действий группы и помощи ей в достижении цели. Частью многих определений является также понятие «взаимодействие». Влияние обычно имеет два направления. Лидеры могут влиять на последователей, а последователи в свою очередь — на лидеров, чтобы изменить их образ действий. Стиль влияния, подходящий для помощника контролера в универсаме, может отличаться от стиля, пригодного для специалиста по космическим кораблям. Имеющиеся у лидера варианты влияния — один из ключевых аспектов, изучаемых специалистами по лидерству, как мы увидим позже. Было написано много работ, затрагивающих такие вопросы: что влияет на выбор стиля лидерства, а также какой стиль более эффективен [32,c.100].
Другой важный аспект лидерства состоит в том, что право быть лидером часто добровольно предоставляется лидеру отдельными или всеми членами группы. В университетской школе бизнеса, например, декан часто избирается профессорско-преподавательским составом. Путем голосования они утверждают право лидера влиять на них и управлять школой. Ваш местный или национальный политический деятель стал лидером точно так же; члены парламента от консервативной партии в Великобритании тоже выбирают лидером одного из ее членов. Право лидерства в группе во многих случаях предоставляется менее формальным способом. Например, группа друзей может признать одного из членов своей группы как лидера, в том смысле, что он оказывает более существенное влияние на группу, чем любой другой из ее членов. В группе также могут быть и неформальные лидеры. В то время как номинальный глава отдела может формально занимать положение лидера, реальное лидерство будет осуществляться тем, кто стоит ниже в иерархии, но влияет на группу, ведя ее к достижению целей, которые могут не совпадать с целями, поставленными организацией.
Наконец, лидерство подразумевает, что лидер мотивирует группу, чтобы она тратила энергию на достижение целей группы. Влияние без изменений или движения — это не влияние.