Математика Курсовая с практикой Точные науки

Курсовая с практикой на тему Формирование личностных УУД (универсальных учебных действий) младших школьников на уроках математики с использованием краеведческого материала

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Теоретические основы формирования личностных универсальных учебных действий младших школьников на уроках математики с использованием краеведческого материала 7
1.1. Проблема формирования личностных универсальных учебных действий младших школьников на уроках математики 7
1.2. Возможности использования краеведческого материала как средства формирования личностных универсальных учебных действий младших школьников на уроках математики 19
ГЛАВА 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию личностных универсальных учебных действий младших школьников на уроках математики с использованием краеведческого материала 24
2.1.Диагностика уровня сформированности личностных универсальных учебных действий младших школьников 24
2.3.Динамика результатов исследования 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
Список использованных источников 43
Приложение 46

 

  

Введение:

 

Одной из важнейших целей начального образования в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования является формирование навыков учебной деятельно-сти.
Актуальность исследования обусловлена потребностями школьной практики в способах формирования личностных универсальных учебных действий младших школьников в соответствии с требованиями федераль-ного государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО).
Современное информационное общество запрашивает человека обу-чаемого, способного самостоятельно учиться и многократно переучивать-ся в течение постоянно удлиняющейся жизни, готового к самостоятельным действиям и принятию решений. Для жизни, деятельности человека важно не наличие у него накоплений впрок, запаса какого-то внутреннего багажа всего усвоенного, а проявление и возможность использовать то, что есть, то есть не структурные, а функциональные, деятельностные качества.
Вот почему в настоящее время проблема самостоятельного успешно-го усвоения учащимися новых знаний, умений и компетенций, включая умение учиться, приоритетна. Большие возможности для этого представ-ляет освоение универсальных учебных действий. Именно поэтому «Пла-нируемые результаты» Стандартов второго поколения (ФГОС) определя-ют не только предметные, но и метапредметные (умственные действия учащихся, направленные на анализ и управление своей познавательной деятельностью), а также личностные результаты.
Разработка концепции развития универсальных учебных действий в системе российского образования отвечает новым социальным запросам, отражающим переход от индустриального к постиндустриальному ин-формационному обществу, основанному на знаниях и высоком инноваци-онном потенциале. Целью образования становится общекультурное, лич-ностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться. Целью данной программы является изучение универсальных учебных действий и особенностей их ре-ализации на уроках математики в школе.
Умение учиться выступает существенным фактором повышения эф-фективности освоения учащимися предметных знаний, умений и формиро-вание компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований лич-ностного морального выбора. Принципиальным отличием школьных стандартов нового поколения является их ориентация на достижение не только предметных образовательных результатов, но, прежде всего, на формирование личности учащихся, овладение ими универсальными спо-собами учебной деятельности, обеспечивающими успешность в познава-тельной деятельности на всех этапах дальнейшего образования.
Универсальные учебные действия должны быть положены в основу выбора и структурирования содержания образования, приемов, методов, форм обучения, а также построения целостного образовательно-воспитательного процесса.
Овладение учащимися универсальными учебными действиями про-исходит в контексте разных учебных предметов и, в конечном счете, ведет к формированию способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетентности, включая самостоятельную организацию процесса усвоения, т. е. умение учиться.
Эта способность обеспечивается тем, что универсальные учебные действия – это обобщенные способы действий, открывающие возможность широкой ориентации учащихся, – как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащи-мися ее целей, ценностно-смысловых и операциональных характеристик.
Таким образом, достижение «умения учиться» предполагает полно-ценное освоение всех компонентов учебной деятельности, которые вклю-чают в себя: учебные мотивы; учебную цель; учебную задачу; учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка).
Проблема исследования заключается в противоречии между потреб-ностью школьной практики в формировании личностных универсальных учебных действий младших школьников на основе требований ФГОС НОО и недостаточным использованием возможностей учебного предмета «Математика» в данном аспекте.
Цель исследования: описание теоретических основ и методических аспектов формирования личностных универсальных учебных действий младших школьников на уроках математики с использованием краеведче-ского материала.
Объект исследования: процесс формирования личностных универ-сальных учебных действий младших школьников на урокх математики.
Предмет исследования: формирование личностных универсальных учебных действий младших школьников на урокх математики с использо-ванием краеведческого материала.
Гипотеза исследования: формирование знаний о родном крае на уроках математики у младших школьников будет эффективнее при ис-пользовании краеведческого материала.
Задачи исследования:
Проанализировать психолого-педагогическую литературу по про-блеме исследования.
Разработать и реализовать модель формирования личностных уни-версальных учебных действий на уроках математики с применением крае-ведческого материала.
Проследить динамику сформированности личностных универсаль-ных учебных действий младших школьников.
Теоретическая база исследования: теоретическую основу исследо-вания составили труды: Асмолова А.Г., Карабоновой О.А., Воровщикова С.Г., Орловой Е.В., Шамовой Т.И., Новожиловой М.М., Ковалевой Г.С., Логиновой О.Б., Лазаревой Л.И., Васильчук Г.Т. Хуторской А.В. и т.д. Методы исследования: теоретические – анализ педагогической литерату-ры; эмпирические – педагогический эксперимент, тестирование; методы математической обработки результатов исследования.
Практическая значимость исследования: выбор работы обуслов-лен, прежде всего, необходимостью знания, понимания норм формирова-ния универсального учебного действия в начальных классах на уроках ма-тематики и в целях успешного применения их на практике. разработан комплекс задач краеведческого содержания.
Экспериментальная база исследования: МБОУ СШ №70 г. Дзер-жинска.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка источников и литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Подводя итог, можно выделить несколько позиций обобщающего характера:
1 Универсальные учебные действия представляют собой целостную систему, в которой происхождение и развитие каждого вида учебного дей-ствия определяется его отношением с другими видами учебных действий и общей логикой возрастного развития.
2. Развитие системы универсальных учебных действий в составе лич-ностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий, определяющих развитие психологических способностей личности, осу-ществляется в рамках нормативно — возрастного развития личностной и познавательной сфер ребёнка.
3. В основе формирования универсальных учебных действий лежит «умение учиться», которое предполагает полноценное освоение всех ком-понентов учебной деятельности (познавательные и учебные мотивы; учеб-ная цель; учебная задача; учебные действия и операции) и выступает суще-ственным фактором повышения эффективности освоения учащимися пред-метных знаний, умений и формирования компетенций, образа мира и цен-ностно-смысловых оснований личностного морального выбора.
4. Формирование универсальных учебных действий способствует индивидуализации обучения, нацеленности учебного процесса на каждом его этапе на достижение определенных, заранее планируемых учителем результатов.
5. В образовательной практике происходит переход от обучения как преподнесения учителем обучающимся системы знаний к активному реше-нию проблем с целью выработки определённых решений; от освоения от-дельных учебных предметов к межпредметному изучению сложных жиз-ненных ситуаций; к сотрудничеству обучающихся и учителя в ходе овла-дения знаниями, к активному участию последних в выборе содержания и методов обучения.
Выдвинутая нами гипотеза подтверждена в трудах российских педа-гогов они разрабатывали ряд практических упражнений(заданий) по фор-мированию УУД. Процесс формирования УУД будет проходить эффек-тивнее, если учитель понимает необходимость формирования у детей УУД и знает, как организовывать уроки математики в начальных классах.

 

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. Теоретические основы формирования личностных универсальных учебных действий младших школьников на уроках математики с использованием краеведческого материала
1.1. Проблема формирования личностных универсальных учеб-ных действий младших школьников на уроках математики
Перемены, происходящие в современном обществе, требуют уско-ренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и лич-ностные потребности и интересы. В связи с этим приоритетным направле-нием становится обеспечение развивающего потенциала новых образова-тельных стандартов. Новые социальные запросы определяют цели образо-вания как общекультурное, личностное и познавательное развитие уча-щихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования как “научить учиться”. Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности “универсальных учебных действий”, обеспечивающих компетенцию “научить учиться”, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин. [8]
Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий (УУД), ко-торые выступают инвариантной основой образовательного и воспитатель-ного процесса. Овладение учащимися универсальными учебными действи-ями выступает как способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. УУД создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться.
В широком значении термин “универсальные учебные действия” означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и са-мосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения ново-го социального опыта.
В более узком (собственно психологическом значении) термин “уни-версальные учебные действия” можно определить как совокупность спосо-бов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной рабо-ты), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению но-вых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
Функции универсальных учебных действий включают:
• обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осу-ществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использо-вать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы