Методика обучения и воспитания (физическая культура) Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему Формирование личностных универсальных учебных действий (УУД) на уроках физической культуры

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты формирования личностных УУД на уроках физической культуры 5
1.1. Особенности формирования личностных УУД 5
1.2. Формирование УУД на уроках физической культуры 14
Глава 2. Практические аспекты формирования личностных УУД на уроках физической культуры 18
2.1. Анализ опыта педагогов диагностики личностных УУД 18
2.2. Рекомендации по развитию личностных УУД на уроках физической культуры 23
Заключение 25
Список использованной литературы 26

 

  

Введение:

 

Приоритетной целью школьного образования, вместо простой пере-дачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику, становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря — формирование умения учиться. Учащийся сам должен стать «ар-хитектором и строителем» образовательного процесса.
Достижение этой цели становится возможным благодаря формиро-ванию системы универсальных учебных действий (УУД) в свете ФГОС.
Современный этап развития образования отражает социально — куль-турную ситуацию, характеризующуюся множеством инновационных изме-нений в сфере образовательно — воспитательного процесса. В этих услови-ях, особую актуальность приобретает проблема здоровьесбережения учащихся, которая отражает новые подходы к творческой деятельности и сохранению здоровья подрастающего поколения. Здоровье детей в любом обществе и при любых социально — экономических и политических ситуа-циях является актуальнейшей проблемой и предметом первоочередной важности, так как оно определяет будущее страны, генофонд нации, науч-ный и экономический потенциал общества и, наряду с другими демогра-фическими показателями, является чутким барометром социально — эконо-мического развития страны.
Гипотеза
Если использовать УУД на уроках физической культуры, то это обеспечит повышение сформированности общеучебных умений и навыков, даст толчок для развития самостоятельности учащихся в учебной деятель-ности и, тем самым, повысит качество знаний обучающихся по предмету.
Противоречия
Сложность организации работы по формированию УУД заключается в том, что на уроке физической культуры данную работу необходимо вы-полнять в процессе двигательной активности, поэтому способы формиро-вания УУД, уже разработанные в современной науке и практике, не в пол-ном объеме можно применять на уроках физической культуры.
В результате возникает противоречие между потребностью в обеспе-чении учебного процесса с учетом метапредметных результатов и недоста-точностью разработанностью содержания и методики формирования УУД на уроках физической культуры.
Указанные выше противоречия позволяют сформулировать проблемы:
формирование компетентности в самостоятельном мышлении, при-обретение навыков самому увидеть проблему и наметить пути её решения, развить способность в работе с большим объёмом информации;
освоить представление о здоровом образе жизни: физической куль-туре, освоить понятие «здоровье», научить анализировать и подводить итоги, научить кратко и ясно излагать свои мысли.
Объект исследования: формирование личностных УУД на уроках физической культуры.
Предмет исследования: условия формирования личностных УУД на уроках физической культуры.
Цель исследования: изучить возможности формирования личност-ных универсальных учебных действий (УУД) на уроках физической куль-туры.
Задачи исследования:
1. Изучить особенности формирования личностных УУД
2. Проанализировать возможности формирования УУД на уроках физической культуры
3. Проанализировать опыт педагогов по формированию личностных УУД.
4. Предложить рекомендации по формированию личностных УУД

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Личностные универсальные учебные действия — система ценностных отношений обучающихся — к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу и его результатам, сформи-рованные в образовательном процессе.
Личностные универсальные учебные действия обеспечивают цен-ностно — смысловую ориентацию обучающихся, ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.
На уроках физической культуры так же, как и на других предметах, ученик овладевает универсальными учебными действиями. Овладение УУД на уроках физической культуры ведет к формированию умения само-стоятельно эффективно усваивать новые знания, двигательные действия и компетентности, включая самостоятельную организацию процесса усвое-ния, то есть умение учиться.
Умение учиться необходимо для каждого человека, так как является залогом его успешной адаптации в обществе, а также его профессиональ-ного роста.
исходя из анализа имеющегося исследования педагогов, можно сде-лать вывод, что посредством различных развивающих игр, представлен-ных в формирующем этапе исследования, уровень развития личностных УУД улучшился.
В результате формирующего этапа на низком уровне не осталось де-тей, средний уровень уменьшился на 10% с 50% до 40%, высокий уровень увеличился с 10% до 60%.
Таким образом, цель работы достигнута, задачи решены.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические аспекты формирования личностных УУД на уроках физической культуры
1.1. Особенности формирования личностных УУД
Личностные универсальные учебные действия — система ценност-ных отношений ученика — к себе, другим участникам образовательного процесса, к самому образовательному процессу и его результатам, фор-мирующимся в образовательном процессе.
Индивидуальное универсальное педагогическое поведение обеспечи-вает ценностно — смысловую ориентацию ученика, социальную роль и межличностную ориентацию.
В составе отдельных УУД разделены на 3 блока:
1) самоопределение — это процесс и результат выбора человеком це-лей и средств самореализации в конкретной жизненной ситуации, т. е. это основной механизм обретения и проявления свободы.
2) смыслообразование — роль смыслообразования, т. е. установления связи между целью образовательной деятельности ученика и его мотива-цией, иными словами, между результатами обучения и содержанием моти-вационной деятельности. В рамках системного деятельностного подхода личностный смысл характеризует отражение мотивации в сознании инди-вида как цели действия и как «смысл — для меня». Ребенок пытается отве-тить на вопрос: «зачем мне это нужно?», «Где я могу его использовать?».
3) морально — этическая оценка ассимиляционного содержания дей-ствия, обеспечивающего личностно — нравственный выбор, основанный на социально — личностных ценностях. [1]
В начале школьного образования индивидуальное универсальное воспитательное действие на самоопределение, формирование смыслов, нравственно — этических ориентаций определяют индивидуальную готов-ность ребенка к обучению в школе.
Индивидуальная подготовка включает в себя мотивационную и ком-муникативную готовность, формирование самооценки и самооценки, эмо-циональную зрелость ребенка.
Формирование социальной мотивации (стремление к социально зна-чимому статусу, потребность в социальном признании, мотивация соци-альной ответственности), а также учебно — познавательная мотивация определяют мотивационную готовность первоклассников.
Формирование самооценки и самосознания характеризуется разви-тием у ребенка определенной степени своих физических способностей, умений, нравственных качеств, осознания опыта (личностного сознания), отношения взрослых к нему, способности адекватно и критически оцени-вать свои достижения и личностные качества. [5]
Эмоциональная готовность к обучению проявляется в развитии у ре-бенка эмоционально — социальных норм и способности регулировать свое поведение на основе эмоциональных ожиданий. Его показатели выше в развитии чувств — моральных чувств (гордость, стыд, чувство вины), ин-теллектуальных чувств (радость познания), эстетических чувств (красота). Выражением готовности личности к школе является формирование внут-ренней позиции как готовности принять новый социальный статус и роль ученика, что подразумевает высокую образовательную и когнитивную мо-тивацию.
Внутреннее положение учащихся является возрастной формой само-определения старшего дошкольного возраста и является центральным компонентом структуры психологической готовности школы, определяю-щим динамику развития ребенка на реалиях школьной жизни.
Критерии формирования внутренних должностей учеников:
— Позитивное отношение к школе, чувство необходимости учиться, т. е. в случае выбора школы ребенок продолжает стремиться к занятиям, по-священным школьному содержанию;
— Проявление особого интереса к новому соответствующему школь-ному контенту, что отражается в предпочтениях школьного типа к учеб-ным планам дошкольного типа, а также в наличии идеи полной осмыслен-ной подготовки к школе;
— Предпочтение классам коллективного занятия индивидуальные за-нятия в домашних условиях, позитивное отношение к школьной дисци-плине, направленное на поддержание общепринятых норм поведения в школе.
На седьмом году жизни можно выделить следующие уровни внут-реннего положения ученика:
— Негативное отношение к школе и приему;
— Позитивное отношение к школе при отсутствии реального содер-жания школьного образования(сохранение ориентации на учебу). Ребенок хочет ходить в школу, но при этом сохраняет дошкольный образ жизни;
— Сосредоточение внимания на реальном содержании школы и появ-лении модели «хорошего ученика», но при этом сохранение приоритета социальных аспектов школьного образа жизни по сравнению с образова-тельным образом жизни;
— Совмещение социально — педагогических аспектов школьной жизни с направлениями.
Развитие педагогической мотивации является важным показателем формирования внутренней позиции ученика. Старшие дошкольники при-влекаются к обучению как к социально значимой серьезной значимой дея-тельности. Развитие познавательных потребностей ребенка, а именно инте-рес к практическим познавательным задачам, освоение новых знаний и навыков, играет решающую роль в формировании мотивационной готов-ности к обучению. Произвол действий и действий обеспечивает подчинение мотивации — способности ребенка подчинять свои импульсивные желания сознательно ставить цели. В связи с этим возникают и формируются новые моральные мотивы — чувство ответственности и ответственности. [6]
Перечень общих мотивов перехода от дошкольного к начальному образованию:
1. Образовательная и познавательная мотивация.
2. Широкая социальная мотивация (потребность в социально значи-мой деятельности, мотивация долга).
3. Позиционная мотивация, связанная с желанием занять новую по-зицию в отношениях с другими людьми.
4. Внешняя мотивация (сила и потребности взрослых).
5. Мотивация, чтобы получить высокий балл
Если преподавательская мотивация недостаточна, вы можете пред-сказать низкую или относительно низкую академическую успеваемость. Образовался порочный круг — незрелость мотивации препятствует форми-рованию образовательной деятельности и провоцирует дальнейшее сни-жение мотивации в связи с низким уровнем успеваемости в обучении, от-сутствием образования образовательной деятельности и систематическим отказом ребенка. Если преобладает мотивация для получения хороших оценок, это приводит к нарушению требований школьной системы, таких как копирование и фальсификация маркеров в дневниках и тетрадях. [6]
Самоопределение и формирование смысла
Самоопределение — ключевая цель развития молодежи. Однако в раннем возрасте формируется личность ребенка, которая готовит его к успеху в дальнейшей жизни и профессиональному самоопределению. Са-моопределение отражается в отношении ребенка к школе, учебе, семье, сверстникам, эго и социальному миру. Наиболее показательным в семан-тической ориентации учеников является мотивация преподавания. В начальной школе есть две группы мотивации:
1) Мотивация (воспитательная и познавательная), связанная с прак-тической образовательной деятельностью и ее непосредственными продук-тами, разработанными субъектом образовательной деятельности;
2) мотивация (социальная, позиция, в том числе статус, узость), свя-занная с косвенным продуктом обучения. Формирование широкой когни-тивной мотивации в обучении младших школьников тесно связано с усвое-нием теоретических знаний и направленностью на обобщенный метод дей-ствий. Содержание и формы организации образовательной деятельности и образовательного сотрудничества являются ключевыми факторами, опре-деляющими мотивацию учеников.
Развитие начального образования и когнитивной мотивации требует от педагога организации следующих условий:
— Создание проблемных ситуаций, активизация творческого отноше-ния учащихся к обучению;
— Формирование рефлексивного отношения учеников к педагогиче-скому и личностному значению педагогики(осознание образовательных целей и связь последовательности задач с конечной целью);
— Предоставить ученикам необходимые инструменты для решения проблем, оценки знаний учеников в соответствии с их новыми достижени-ями;
— Организация совместных образовательных мероприятий в форме образовательного сотрудничества.
Рефлексивная самооценка развивается только тогда, когда ученик сам участвует в оценке, формулирует критерии оценки и применяет их к различным ситуациям. В связи с этим учитель должен научить детей ис-правлять свои изменения и адекватно выражать их в речи.
Развитие рефлексивной самооценки основано на следующих дей-ствиях:
— Сравните достижения вашего ребенка;
— Сравните достижения ребенка каждый день и сегодня и на этой ос-нове разработать очень конкретную дифференцированную самооценку;
— Дать возможность детям сделать широкий выбор равных возмож-ностей, которые различаются по оценке, способам действий, характеру взаимодействия, а также создать условия для понимания и сравнения оце-нок, полученных сегодня и в последнее время . Способность ребенка реги-стрировать и понимать изменения является необходимой частью способно-сти ребенка управлять своей деятельностью и напрямую связана с норма-тивными действиями. Таким образом, понимание учениками своих способ-ностей и их ограничений, способность определять границы этих компетен-ций, знание и невежество, навыки и некомпетентность являются общими линиями формирования самооценки на начальном этапе обучения. [16]
Важным условием развития самооценки является формирование ре-флексивности, которая проявляется в умении анализировать свое поведе-ние, видеть себя со стороны и допускать наличие других точек зрения. Рост самооценки должен сопровождаться приобретением таких критериев оценки, как широта охвата, их актуальность, общность, отсутствие таксо-номии, рациональность, объективность. Стоит отметить, что дети с рефлек-сивной самооценкой более общительны, чутко реагируют на требования сверстников, стремятся их удовлетворить, привлекают к общению с ними и воспринимаются сверстниками. Неадекватная ассимиляция содержания нравственных качеств личности, отсутствие рефлексивности самооценки приводят к ограничению ее регуляторных функций :конфликтность отно-шений со сверстниками, бдительность. Таким образом, развитие самооцен-ки самооценки и личностного поведения является условием развития лич-ностной саморегуляции как важного регуляторного поведения и коммуни-кативного действия младшего школьного возраста.
Есть два вида нарушения самооценки:
1. Симптомы неполноценности: тревога, недоверие к возможностям и способностям ребенка, отказ от сложных (объективных и субъективных) задач. Способы коррекции неполноценности — адекватная оценка педагога, ориентированная на достижения ребенка, даже если не дает правильного конечного результата;адекватное описание уже достигнутых успехов и то-го, что еще нужно сделать для достижения цели.
2. Завышенная самооценка. Завышенная самооценка проявляется в таких поведенческих чертах, как доминирование, демонстративность, не-адекватная реакция на оценки учителя, игнорирование их ошибок и отри-цание неудач.
Здесь нужно спокойное и доброжелательное отношение учителя, не влияющее на правильную оценку личности ученика, продуманная система требований, доброжелательность и поддержка, помогающая ученику в трудных делах. [13]
Психолого — педагогические условия, способствующие полному по-ниманию причин неудачи у школьников:
— Обеспечение успеха обучения путем организации системы позици-онирования и овладения научными понятиями учеников в содержании об-разования;
— Позитивная обратная связь и позитивное усиление усилий учени-ков через соответствующую систему оценки учителя;
Отрицательный рейтинг отклонен. Адекватная система оценки вклю-чает в себя адекватное описание образовательных целей ученика, степени допущенных ошибок, их причин, способов их преодоления и исключения прямой оценки личности ученика;
— Стимулирует активность и познавательную инициативу ребенка, отсутствие строгого контроля за обучением;
— Ориентация ученика на то, что неудача обусловлена недостаточ-ными усилиями и смещением акцента на чувство ответственности ученика;
— Формирование адекватной реакции учеников на неудачи и поощ-рение усилий по преодолению трудностей; разработка проблемно — ориен-тированных подходов к решению сложных ситуаций;
— Ориентация учителя требует учета личностно — психологических особенностей учеников и их непосредственных зон развития.
Объектом оценки личностных достижений являются универсальные образовательные действия, которые формируются у учеников, и эти дей-ствия состоят из трех основных блоков:
Самообразование внутренних установок учеников — принятие и осво-ение новых социальных ролей учеников; формирование основ российского гражданства как чувства гордости за собственное национальное, народное, историческое и этническое сознание; саморазвитие и саморазвитие.;
Смыслообразование — поиск и установление личностного смысла (т. е. «смысла для себя») обучением учеников на основе устойчивой системы образования, познания и социальной мотивации; понимание границ»что я знаю»и»не знаю», «невежество», а также преодоление этих границ .;
Морально — нравственная ориентация — понимание основных мо-ральных норм и направлений их реализации на основе понимания их со-циальной необходимости;способность к моральной децентрализации — учитывать позиции, мотивы и интересы участников моральной дилем-мы;развитие моральных чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения.
Основные элементы оценки индивидуальных достижений на этапе начального общего образования устанавливаются вокруг оценки:
Формирование внутреннего положения ученика, что отражается на эмоциональном и позитивном отношении ученика к учебному заведению,
Ориентация на содержание учебного процесса — уроки, изучение но-вого, овладение навыками и новыми способностями, характер образова-тельного сотрудничества с учителем и одноклассниками — и ориентация на пример поведения » хорошего ученика;
Формирование гражданской идентичности — гордость за Родину; лю-бовь к своему краю, его национальное самосознание, уважение к культуре и традициям народов России и мира ;развитие уверенности в себе;
Формирование самооценки, в том числе способность распознавать их педагогические способности, адекватно судить о причинах их успе-ха/неудачи в обучении; способность видеть их сильные и слабые стороны, уважать себя и верить в успех;
* Формирование мотивов образовательной деятельности, в том числе социальных, педагогических, когнитивных и внешних мотивов, любопыт-ства и интереса к новому содержанию и способам решения проблем, стремления к приобретению новых знаний и навыков, мотивации к дости-жению результатов, повышению собственных способностей;
* Знание этических норм и формирование морально — этических суж-дений, умение решать этические проблемы на основе децентрализации (со-гласование различных точек зрения на решение моральных дилемм); спо-собность оценивать свои действия и поведение других людей в отношении соблюдения/нарушения этических норм.
Как проследить формирование ЛУУД?
Оценка индивидуальных результатов учеников проводилась с ис-пользованием диагностических комбинаций
Личностные достижения выпускников на этапе базового общего об-разования не подлежат окончательной оценке, так как оценка личностных достижений учащихся отражает эффективность учебно — воспитательной деятельности школы. [11]
Существует множество диагностических методов, которые могут по-мочь учителям определить степень готовности каждого ребенка к освое-нию учебной программы и достижению образовательных результатов в соответствии с ФГОС. Результаты диагностики позволят преподавателю не только оказывать адресную педагогическую помощь и поддержку каждо-му ученику с учетом их индивидуальных особенностей, но и «адаптиро-вать»учебный процесс всего класса.
На современном этапе школа должна сформировать универсальное образовательное мероприятие по применению знаний, умений и умений в любой жизненной ситуации и предоставить каждому ученику возможность самостоятельно осуществлять педагогическую деятельность. В то же время она столь же важна, как и задачи формирования индивидуальных универ-сальных образовательных мероприятий в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, которые позволяют индивидууму определять социальные требования.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы