Педагогика Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему Формирование личностных качеств младшего школьника в условиях социума

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 2
Глава1. Теоретические основы формирования личностных качеств младшего школьника в процессе обучения
1.1. Характеристика процесса формирования личностных качеств младшего школьника 5
1.2. Основные направления исследований личности младшего школьника 9
1.3. Факторы учебной деятельности, влияющие на формировании личностных качеств младшего школьника 13
Глава 2. Практические аспекты формирования личностных качеств младшего школьника
2.1. Исследование уровня сформированности личностных качеств младшего школьника 23
Заключение 29
Список использованной литературы! 31

  

Введение:

 

Школьный возраст – это основной период становления личности.
Личность является прижизненной системой образования, отражающей социальную сущность реального человека, осознающего предмет познания и мира.
Решающее условие для формирования личности – погружение в деятельность. Зачисление в школу является определяющим моментом в жизни ребенка. В это время формируются новые отношения со взрослыми и сверстниками, ребенок входит в систему команд (общешкольная, классная).
Включение в новый вид деятельности, которая предъявляет к ученику ряд серьезных требований, обязывает его подчинить свою строгую организационную жизнь для формирования социально-ценных личностных качеств.
В этом возрасте у младших школьников закладывается основание для нравственного поведения, начинается.
Моральное сознание младших школьников претерпевает значительные изменения по окончании обучения в начальных школах. По мере расширения круга общения ребенка в классе растет и коллективная команда сверстников — накопление нравственности из опыта ребенка. Общественная оценка действий, знаний и личных качеств младшего школьника уже имеет для него большое значение.
Однако легковерие и открытость учеников по отношению к взрослому (в первую очередь — к учителю) все еще очень велики. Одно из противоречий формирования личности ребенка на данном этапе, в том, что, с одной стороны, повышается его способность управлять своим поведением, а с другой — он безоговорочно стремится и следует моральным примерам, которые дают взрослые.
Поэтому роль взрослых (особенно учителей), с которыми ребенок постоянно общается, очень важна.
Большие возможности младшего школьного возраста для воспитания отношений основаны на принципе коллективизма. Формирование коллективной направленности — постепенный процесс.
Первоклассники не чувствуют себя частью коллектива, они держатся отдельно, независимо друг от друга. Коллектив начинает формироваться, когда под влиянием учителя дети начинают проявлять доброжелательный интерес к успехам и неудачам одноклассников, когда их личные успехи будут рассматриваться как часть общего успеха. Изучением данной проблемы занимались А.Н. Леонтьев, Л.И. Божович, Б.Л. Матвиенко и другие известные психологи.
Необходимо, чтобы организация занятий с младшими школьниками учила их взаимодействию друг с другом, тогда участникам взаимодействия будет понятно, что общий результат деятельности зависит от активности и степени участия каждого в коллективной работе. Стремление выявить влияние внешнего окружения, внешних/социальных/ условий учебной деятельности на процесс формирования личностных качеств младшего школьника определил интерес и выбор следующей темы курсовой работы: «Формирование личностных качеств младшего школьника в условиях социума»
Предмет исследования: Социальные факторы учебной деятельности и их влияние на формирование личностных качеств младшего школьника
Объект исследования: процесс обучения и развития детей младшего школьного возраста
Цель: изучить уровень сформированности личностных качеств младших школьников на этапе окончания начальной школы
Задачи исследования:
1. Рассмотреть процесс формирования личностных качеств младшего школьника
2. Обобщить основные направления психолого-педагогических исследований личности младшего школьника
3. Охарактеризовать социальные факторы учебной деятельности, влияющие на формирование личностных качеств младшего школьника
4. Исследовать личностные качества младших школьников и выявить уровень их сформированности в процессе обучения в начальной школе
Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы, наблюдения, беседа, тестирование.
База исследования: МБОУ СОШ 1314 г. Москва, 4-А класс в количестве 17 человек.
Курсовая работа состоит их введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В младшем школьном возрасте активно развивается сфера мотивации, появляются потребности, связанные с учебной деятельностью: необходимость принимать требования от учителя, потребность сверху, в одобрении успеха со стороны взрослых. Нужно быть лучшим учеником, нужно общаться со сверстниками. Ведущими в этом возрасте являются познавательные потребности.
Стремление «быть как все» возникает в процессе обучения по следующим причинам: учитель контролирует весь класс и призывает всех следовать образцу; правила поведения для класса и школы едины для всех; во многих ситуациях ребенок не может выбрать курс действий и ориентируется на поведение других детей (в первом классе ребенку свойственны конформные преобразования реакции: например, ученики часто поднимает руки за других, даже если внутренне не готов к ответственности).
Желание «быть лучше всего» проявляется в стремлении делать лучше и быстрее, правильно выполнять работу, решать задачи, писать текст и т.д. Поэтому ребенок стремится навязать себя среди сверстников.
Большое значение для развития личности школьника приобретают причины установления и поддержания позитивных отношений со сверстниками.
Растущая важность сверстников в конце школьного возраста свидетельствует о том, что в 9 или 10 лет ученики значительно острее осознают высказывания, сделанные в присутствии одноклассников. Очень серьезные дети занимают плохое положение сверстников и часто являются причиной неадекватных эмоциональных реакций.
Учебная деятельность требует, чтобы дети брали на себя ответственность и тренировали личностные качества. Ответственность как умение понимать соответствие результатов своих действий необходимым целям, стандартам, по мнению С. С. Мухиной, должна занимать высшую позицию в иерархии школьника.
Развитие самооценки, ее актуальности, осознанности, обобщенности зависят, насколько четко, представление ребенка о себе: самооценка может быть адекватной, завышенной, заниженной и сомнительной, то есть не ярко выраженной.
Существует характерная связь между самооценкой маленьких детей и уровнями учебной активности (А.С. Захаров, С.Ю. Андрущенко): у детей с высоким уровнем активности относительно стабильная самооценка; низкий уровень подготовки к учебной деятельности соответствует сомнительной самооценке.
В младшем школьном возрасте происходит переход от конкретной ситуации к общей самооценке.
В конце начальной школы формируются черты характера, такие как независимость, настойчивость, выносливость.
В этом возрасте моральные нормы и правила поведения усваиваются: ребенок контролирует свое поведение, более точно и по-разному понимает нормы поведения дома, в общественных местах, проявляет повышенное внимание к моральной стороне действий.
Стремится дать моральную оценку, нормы поведения превращаются во внутренние требования для меня.
Таким образом, с возрастом эмоции детей становятся более обобщенными, произвольными, социально регламентированными, усложняется содержание эмоциональной сферы, изменяется ее экспрессивная сторона.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические основы формирования личностных качеств младшего школьника в условиях социума

1.1. Характеристика процесса формирования личностных качеств младшего школьника
В психологическом словаре личность — это человек как общественное и природное существо, наделенное сознанием, речью, творческими возможностями. Именно личность человека с таким уровнем психики позволяет ему контролировать свое поведение и проблемы психического развития. Человек рождается, а личностью становятся (А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн). Сущность личности характеризуется, во-первых, тем, что она является объектом и субъектом социально-исторического процесса, во-вторых — субъектом познания, общения и деятельности. Анализ различных подходов к оценке личности показывает, что субъективность является свойством психики. Характеризует активность, автономность субъекта, трансформации функции психики по отношению к внешнему миру и к себе. Различные формы деятельности могут быть использованы для построения теоретической модели личности как системы. Идентичность можно рассматривать как систему в форме пяти форм деятельности: опыт, деятельность, поведение, общение, самоуправление [2]
Тот же социологический подход отличается от социальной идентичности. Основная проблема социологической теории идентичности связана с процессом формирования личности и развития ее потребностей в связи с социальной эксплуатацией и развитием, регулированием и саморегуляцией социального поведения человека.
Понятие личность показывает, как в каждой личности индивидуально отражаются социально-значимые черты, и проявляется её сущность как совокупность всех общественных отношений. Психология стремится выявить социальные основы воспитания личностных качеств, социального содержания и существующих социальных функций, в обществе типов личностей она состоит в том, чтобы изучать личность как источник социальной жизни и ее реальной поддержки. Идентичность с точки зрения психологии, представляет собой единство человека, чтобы проявить социально-индивидуальные характеристики через взаимодействие с другими людьми, и, следовательно, способствует стабилизации и развитию связей с общественностью. Кроме того, если мы рассматриваем личность как систему, мы можем выделить две основные подсистемы или два мира личности:
— один — внутренний, мир сознания, скрытый от других и зачастую непонятный и неосознанно » живущий » для самой личности;
— второй — деятельностный, открытый для людей, позволяющий им не только наблюдать внешние проявления личности, но и проникать в ее внутреннюю жизнь, догадываться о том, какие страсти и их борения овладевают человеком. [7]
Понятие личности позволяет характеризовать в социальном человеке начало его жизни, тогда есть свойства и качества, которые индивид реализует в социальных связях, в культуре, то есть в общественной жизни в процессе взаимодействия с другими людьми.
Социальная структура личности включает в себя совокупность объективных и субъективных данных о свойствах личности, возникающих и действующих в процессе разнообразия видов деятельности, под влиянием этих сообществ и ассоциаций, в которую входит человек, наиболее важной особенностью социальной структуры личности является ее активность как самостоятельности и то взаимодействие с другими людьми, в котором закреплено понятие субъекта деятельности. Анализ структуры личности без анализа форм ее деятельности невозможен.
Формирование личности как целенаправленного личностного процесса воспитания, процесса социализации личности, в которой развиваются у ребенка человеческие, нравственно-этические качества, общественное осознание. Структура личности сложна и многогранна. Наиболее распространенный из компонентов ориентирован на мировоззрение, идеалы и духовные убеждения потребностей и интересов. Эти элементы находятся в единстве, общении и взаимодействии. Они составляют сущность личности, которая является лидерством, направляющей силой деятельности и поведения.
В возрасте от 7 до 11 лет ребенок начинает понимать, что он является личностью, которая, безусловно, подвержена социальным воздействиям. Самосознание ребенка развивается, и его структура укрепляется, наполняясь новыми направлениями [20].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы