Курсовая с практикой на тему Формирование лексической компетенции учащихся посредством использования информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения иностранному языку
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЛЕКСИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ
1.1. Роль лексической
компетенции в процессе обучения иностранному языку
1.2. Информационно-коммуникационные
технологии в процессе формирования лексической компетенции
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ
Введение:
Актуальность исследования. В современную эпоху развития информационных технологий
процесс информатизации проникает во все сферы деятельности человека, включая образование.
Происходит совершенствование и массовое распространение современных информационных
и коммуникационных технологий (ИКТ).
Е.С. Полат отмечает: «Новые педагогические технологии… немыслимы без широкого
применения новых информационных технологий, компьютерных в первую очередь», т.к.
именно они «позволяют в полной мере раскрыть педагогические, дидактические функции
этих методов, реализовать заложенные в них потенциальные возможности» [17, с. 14].
Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) обучения на уроках английского
языка являются эффективным педагогическим средством изучения иноязычной культуры
и формирования коммуникативных навыков. Применение ИКТ способствует ускорению процесса
обучения, росту интереса учащихся к предмету, улучшают качество усвоения материала,
позволяют индивидуализировать процесс обучения и дают возможность избежать субъективности
оценки. Уроки иностранного языка с использованием ИКТ отличаются разнообразием,
повышенным интересом учащихся к иностранному языку, эффективностью.
Актуальность данной работы определяется тем, что в последние годы всё чаще
поднимается вопрос о применении новых информационных технологий в средней школе.
Это не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания,
новый подход к процессу обучения. Основной целью обучения иностранным языкам является
формирование и развитие коммуникативной культуры школьников, обучение практическому
овладению иностранным языком. Использование информационно-компьютерных технологий
открывает новые возможности в преподавании иностранного языка, делает процесс обучения
более эффективным и интересным.
Объектом исследования является формирование иноязычной лексической компетентности
учащихся.
Предметом исследования выступает методика формирования иноязычной лексической
компетентности учащихся на основе ИКТ.
Цель исследования состоит в разработке научно обоснованной и экспериментально
подтвержденной методики формирования иноязычной лексической компетентности учащихся
на основе ИКТ.
Гипотеза исследования: методика формирования иноязычной лексической компетентности
учащихся на основе ИКТ будет эффективной при комплексном использовании ИКТ, так
как:
·
оно позволяет приблизиться к условиям иноязычного
общения,
·
способствует формированию коммуникативной компетенции,
·
повышается эффективность формирования навыков
и умений восприятия иноязычной речи,
·
повышается интерес к обучению у учащихся, посредством
использования медиаконтента, соответствующего возрасту и интересам учащихся.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1.
Определить теоретические аспекты иноязычной лексической
компетентности;
2.
Изучить теоретические аспекты вопроса формирования
иноязычной лексической компетентности на основе использования ИКТ;
3.
Выявить и обосновать методические условия формирования
знания лексики английского языка у учащихся на основе использования ИКТ;
4.
Разработать методическую систему формирования
лексических умений у учащихся на основе использования ИКТ;
5.
Провести проверку эффективности методики формирования
лексических умений у учащихся на основе использования ИКТ; описать ее количественные
и качественные результаты.
Анализируя степень разработанности темы, можно
отметить, что компетентностный подход к обучению, который выражается в формировании
иноязычной коммуникативной компетенции, т. е. способности осуществлять иноязычное
межличностное и межкультурное общение с носителями языка, предполагает реальное
практическое владение иностранным языком.
Понятие «компетентностный
подход» пришло в сферу отечественного образования в 90-х годах XX в. в ходе освоения
Россией Европейского пространства высшего образования (ЕПВО).
В 1999 г. в Болонье двадцатью
девятью странами Европы (позднее тридцатой была включена в список страна Лихтенштейн)
подписана декларация «Зона Европейского высшего образования», долгосрочной целью
которой стало создание общеевропейского пространства высшего образования с целью
повышения мобильности граждан на рынке труда и усиления конкурентоспособности европейского
высшего образования. Создание декларации легло в основу Болонского процесса, завершение
которого предполагалось к 2010 г.
Россия подписала Болонскую
декларацию в ходе Берлинской конференции 2003 г. Вскоре была создана концепция модернизации
российского образования на период до 2010 г., в которой в качестве одного из оснований
обновления образования значится компетентностный подход.
В основе компетентностного
подхода лежат понятия «компетенция»/ «компетентность».
Компетентность, термин, получивший
распространение в литературе по педагогике и лингводидактике с 60-х годов прошлого
столетия для обозначения способности личности к выполнению какой-либо деятельности
на основе жизненного опыта и приобретенных знаний, умений, навыков.
Заключение:
Образовательный
процесс современной школы является социальным процессом, важным компонентом которого,
являются методы, на основе которого строится современный урок.
Сущностью
процесса обучения является движение и преобразование информации, поэтому любую педагогическую
технологию можно назвать информационной. С использованием компьютеров в образовании,
появился термин «новые информационные технологии» (НИТ). При использовании в процессе
образования телекоммуникаций, данный процесс получил термин «информационно — коммуникационные
технологии» — ИКТ.
Использование
современных информационных технологий на уроках иностранного языка делает обучение
ярким, запоминающимся, интересным для учащегося любого возраста, формирует эмоционально
положительное отношение к предмету.
Современные
методы обучения направлены на развитие самостоятельной деятельности учащихся. Работа
по данным методам предполагает реализацию
деятельностного подхода в трудовом обучении учащихся и интеграцию знаний и умений,
полученные в процессе изучения различных школьных предметов.
Для формирования лексической
компетентности студентов при обучении иностранному языку необходимо сконцентрироваться
на:
— изучении лексических аспектов этики общения в странах изучаемого
языка и других западноевропейских странах и ознакомление с особенностями межкультурного
общения на основе использования в учебном процессе аутентичных материалов, обеспечения
учебно-коммуникативного практикума в изучаемых сферах формального и неформального
общения на иностранном языке по принципу расширяющегося круга изучаемых культур;
— лексическом оснащении учебных тем посредством лингвострановедческого,
страноведческого, культуроведческого, социолингвистического и социологического обогащения
коммуникативной деятельности обучающихся;
— ознакомлении студентов с языковыми и межкультурными конфликтами,
возникающими в обществе при нарушении языковых и гражданских прав человека, с существующими
способами их устранения в мировой практике;
— развитии общекультурных умений обрабатывать лексическую информацию
и адекватно ее использовать для целей межкультурного общения в соответствующих сферах
общения.
Итак, из вышесказанного можно
сделать вывод, что эффективное формирование лексической компетенции у студенческой
молодежи целесообразно обеспечивать путем привлечения их к специально организованной,
духовно насыщенной учебной и творческой общественно значимой деятельности в процессе
изучения иностранного языка на различных факультетах. При этом влияние иноязычной
коммуникативной культуры играет важную роль в процессе формирования духовности будущих
специалистов: формирует культуру языка, знакомит с традициями страны изучаемого
языка, ценностями другого народа, безусловно обогащает студентов духовно и интеллектуально.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЛЕКСИЧЕСКОЙ
КОМПЕТЕНЦИИ
1.1. Роль
лексической компетенции в процессе обучения иностранному языку
Для выполнения конкретных
задач и осуществления различных видов речевой деятельности в ситуациях общения человек
использует целый ряд компетенций, являющихся результатом его предыдущего жизненного
опыта. Участие в коммуникативных актах (в том числе и специально созданных учебных
ситуациях общения), в свою очередь, способствует дальнейшему развитию компетенций
учащегося.
Все виды компетенций помогают
человеку так или иначе развить у себя умение общаться и, следовательно, могут рассматриваться
как составляющие коммуникативной компетенции.
А.В. Хуторской, в соответствии с разделением
содержания образования на общее метапредметное (для всех предметов), межпредметное
(для цикла предметов) и предметное (для конкретного предмета), предлагает трехуровневую
иерархию компетенций:
1) ключевые компетенции;
2) общепредметные компетенции;
3) предметные компетенции.
Ключевые компетенции относятся
к общему (метапредметному) содержанию образования. Общепредметные компетенции относятся
к определенному циклу предметов, а предметные компетенции связаны с определенным
предметом. Все группы компетенций взаимосвязаны: ключевые компетенции конкретизируются
сначала на уровне цикла предметов, а затем на уровне каждого отдельного предмета
для каждой ступени обучения.
Исследователи компетентностного
подхода к обучению предлагают несколько классификаций ключевых компетенций. По одной
из них (автор А.В. Хуторской), ключевыми образовательными компетенциями являются:
1. Ценностно – смысловая.
2. Общекультурная.
3. Учебно – познавательная.
4. Информационная.
5. Коммуникативная.
6. Социально – трудовая.
7. Личностного совершенствования.
Данная классификация оказалась
наиболее отвечающей требованиям компетентностного подхода, так как составлена на
основе главных целей общего образования, структурного представления социального
опыта и опыта личности, а также основных видов деятельности ученика
В основе обучения иностранному
языку в большей степени находятся не предметные компетенции (хотя они имеют отражение
в государственных стандартах), а ключевые компетенции, как более универсальные.
Именно они дают возможность для формирования учащегося как субъекта учебной деятельности
и воспитания его личности.
Среди них ключевая роль принадлежит
речевой деятельности. Представляется необходимым согласиться с определением З. И.
Конновой, которая определяет речевую деятельность в качестве сформированного навыка,
в котором объединены письмо, говорение, слушание и чтение [11, c. 13]. Также З. И. Коннова
дает определение указанным видам речевой деятельности. Рецептивные речевые
навыки представляют собой сформированные навыки по восприятию речи.
К ним относятся слушание (т. е. восприятие устной речи) и чтение (т. е. восприятие
письменной речи) [11, c.
15]. Продуктивные речевые навыки – это сформированные навыки по продуцированию
речи в письменной или устной формах (письмо и говорение) [11, c. 17].
Лексический
навык – это способность осуществлять автоматически и самостоятельно ряд действий
и операций, связанных с вызовом слова из долговременной памяти и с соотнесением
его с другой лексической единицей [11, c. 17]. Лексический навык чтения, по мнению ученого, является
навыком овладения рецептивным видом речевой деятельности, который связан со зрительным
восприятием речевого сообщения, закодированного с помощью графических символов,
то есть букв [11, c. 18]. Лексическим навыком аудирования называют навык
понимания и осмысления речи [11, c. 21]. Лексический навык
письма – это навык овладения самостоятельной целостной целенаправленной речевой
структурой, которая обеспечивает общение с помощью текста [11, c. 26]. Лексический навык
говорения представляет собой представляет собой продуктивный вид речевой
деятельности, который выполняется посредством устного вербального общения (монологическая
и диалогическая речь) [11, c. 31].
Согласно Федеральному компоненту
государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и
среднего (полного) общего образования, 2004 и целям, которые он определяет изучение
иностранных языков должно быть направлено на развитие
— коммуникативной компетенции,
включающей речевую компетенцию, т.е. способность эффективно использовать изучаемый
язык как средства общения и познавательной деятельности;