Курсовая с практикой на тему Формирование лексических навыков на немецком языке у старших дошкольников при изучении «Мира природы».
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования иноязычных лексических навыков у старших дошкольников 6
1.1. Понятийный аппарат исследования 6
1.2. Предпосылки успешного начала формирования иноязычного лексического навыка у старших дошкольников 11
Глава 2. Методика формирования лексических навыков на занятиях по немецкому языку старших дошкольников при изучении «Мира природы» 18
2.1. Принципы организации работы с лексикой на занятиях с дошкольниками 18
2.2. Способы и приемы формирования лексических навыков на немецком языке у старших дошкольников 24
2.3. Этапы формирования лексического навыка и упражнения для формирования лексического навыка на немецком языке у старших дошкольников 30
Заключение 37
Список использованных источников 39
Введение:
В современном мультикультурном мире владение иностранными языками становится зачастую большим преимуществом человека. Специалисты считают, что чем раньше начинается изучение иностранного языка, тем больше языков человек способен усвоить [25, с. 8]. Английский язык воспринимается как общераспространенный язык международной коммуникации, обязательный для повсеместного изучения. что касается немецкого языка, на нем говорят более двухсот миллионов людей в мире, что делает немецкий язык десятым из самых распространенных языков. К тому же Германия обладает четвертой по величине экономикой в мире, поэтому владение немецким языком открывает множество возможностей.
Актуальность данного исследования определяется необходимостью систематизировать современные исследования по формированию лексических навыков на немецком языке у старших дошкольников и описать конкретную методику формирования данных навыков при изучении «Мира природы».
Существует точка зрения, поддерживаемая такими учеными, как Е. Н. Пассов [21], Л. Г. Почебут [8], Я. З. Неверович, А. Н. Веракса [7], К. Ройман [17], что изучение иностранного языка в раннем возрасте не только закладывает хорошую основу для его будущего освоения, а также лучшего изучения других предметов, но и помогает при формировании личности дошкольника. Подтверждение этому можно найти в трудах психологов, дидактов, наблюдениях учителей-практиков [20; 22].
Согласно мнению А.Н. Леонтьева [5] и Н. В. Пыхиной [23], раннее изучение иностранного языка благотворно влияет на общее психическое развитие детей (лучше развиваются память, внимание, воображение и мышление); благодаря этому у дошкольников формируются правильные модели поведения, они лучше овладевают родным языком, кроме того, у детей быстрее развивается речь в целом.
Благодаря особенностям работы памяти, а также отсутствию психологических барьеров, дошкольный возраст, по мнению С. Л. Рубинштейна [9], является самым восприимчивым к изучению языков, в частности, легче и быстрее запоминается лексический материал иностранного языка.
Проводившееся много лет в лаборатории обучения иностранным языкам НИИ общего и среднего образования АПН РФ экспериментальное обучение иностранному языку, установило, что раннее обучение иностранному языку благотворно влияет «на детей: на их общее психическое развитие (память, внимание, воображение, мышление), на выработку у ребят способов адекватного поведения в различных жизненных ситуациях, на лучшее владение родным языком, на речевое развитие детей в целом» [Цит. по 34, с. 1].
Однако существует противоречие между довольно большим количеством пособий и курсов по изучению иностранного языка для дошкольников (Приложение 1) и наличием единичных учебников по методике преподавания иностранного языка дошкольникам [26; 34].
Кроме того, общепризнан факт первостепенной важности освоения иноязычной лексики с ранних лет, но недостаточно изучен процесс формирования лексических навыков у старших дошкольников.
Данные противоречия определили проблему исследования: возможность формирования лексических навыков старших дошкольников при изучении лексики немецкого языка, связанной с миром природы.
Объектом исследования выступает формирование лексического навыка на иностранном языке на начальном этапе.
Предметом исследования является формирование лексического навыка средствами немецкого языка при изучении старшими дошкольниками лексики, связанной с миром природы.
Цель работы ¬ описать методику формирования лексического навыка немецкого языка при изучении мира природы старшими дошкольниками на немецком языке.
Задачи исследования:
¬ сформулировать понятийный аппарат исследования;
¬ определить предпосылки успешного начала формирования иноязычного лексического навыка у старших дошкольников;
¬ определить принципы организации работы с лексикой на занятиях как основу методики обучения иноязычной лексике для старших дошкольников;
¬ выявить способы и приемы формирования лексических навыков на немецком языке у старших дошкольников;
¬ описать этапы работы по формированию лексического навыка и разработать упражнения для формирования лексического навыка на иностранном языке у детей 5-7 лет при изучении «Мира природы».
Гипотеза исследования: методически верная работа с лексическим материалом немецкого языка по теме «Мир природы» будет способствовать формированию лексического иноязычного навыка у старших дошкольников.
Методы исследования: комплексный анализ, систематизация и обобщение.
Теоретическая значимость работы состоит в возможности использования ее результатов для разработки методики обучения иностранному языку дошкольников.
Практическая ценность исследования заключается в возможности применения разработанных упражнений в практике преподавания.
Структура работы: введение, две главы, каждая состоящая из трех параграфов, заключение, список использованных источников, приложения.
Заключение:
Обучение иностранному языку старших дошкольников создает благоприятные условия для ранней коммуникативно-психологической адаптации детей к новой языковой культуре миру, способствует лучшей подготовке к школьному обучению, преодолению психологических барьеров в использовании иностранного языка как средства коммуникации, общему развитию речевой активности дошкольников. Приобщение детей к новому социальному и лингвистическому опыту за счет расширения разыгрываемых социальных ролей в различных ситуациях формирует у дошкольников готовность и способность к общению на иностранном языке с учетом их речевых возможностей и потребностей.
Мир природы с детства окружает и влечет ребенка, предлагая богатый лексический материал для формирования лексических навыков не только на родном, но и на иностранном языке.
Лексические навыки являются базовыми при изучении иностранного языка. Важно помнить, что их формирование и развитие происходит наиболее успешно в условиях грамотной комбинации современных техник и приемов, позволяющих заинтересовать и мотивировать учащихся к освоению лексики и создать комфортную психологическую атмосферу на занятии.
В ходе исследования сформулирован его понятийный аппарат; определены предпосылки успешного формирования лексического навыка на немецком языке у старших дошкольников; описаны возрастные особенности старших дошкольников; определены составляющие методики обучения иноязычной лексике для старших дошкольников; рассмотрены этапы работы над лексическим материалом немецкого языка со старшими дошкольниками и разработано занятие с применением системы упражнений по формированию лексического навыка на иностранном языке у детей 5-7 лет.
Таким образом, цель работы достигнута в полном объеме. Подтверждена гипотеза исследования: методически верная, опирающаяся на описанные принципы и включающая 3 этапа формирования лексического навыка, работа с лексическим материалом немецкого языка по теме «Мир природы» будет способствовать формированию прочного лексического иноязычного навыка у старших дошкольников.
В результате проведенного исследования сформулированы положения, выносимые на защиту:
Уточнено определение понятия «лексический навык», которое мы рассматриваем как синтезированный процесс выбора лексической единицы, исходя из ее значения и сочетания с другими лексическими единицами языка (Е. К. Кибиревой).
Выделены этапы формирования иноязычного лексического навыка старшего дошкольника и предложен образец использования способов работы и упражнений, соответствующих каждому этапу, а именно: использование видео на этапе ознакомления; тренировочных, рецептивных, репродуктивных и продуктивных упражнений на этапе тренировки и усвоения (закрепления); игровых форм работы на этапе применения.
Результаты исследования могут быть использованы в практике работы со старшими дошкольниками (детьми 5-7 лет) с целью их развития средствами немецкого языка.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические основы формирования иноязычных лексических навыков у старших дошкольников
1.1. Понятийный аппарат исследования
Для определения теоретических основ исследования необходимо обозначить основные понятия рассматриваемой проблемы. Поэтому:
во-первых, определим понятие лексического навыка;
во-вторых, соотнесем это понятие с возрастными особенностями детей старшего дошкольного возраста;
в-третьих, обозначим лексическое наполнение темы «Мир природы».
При решении первой подзадачи необходимо проанализировать объект исследования для того, чтобы:
выбрать определение, наиболее точно характеризующее рассматриваемый этап обучения, а именно старший этап дошкольного образования.
С конца прошлого века в методике преподавания иностранных языков все ярче стала прослеживаться тенденция признания первостепенной важности лексики как средства общения и роли объема словарного запаса для становления иноязычной коммуникативной компетенции обучаемых [24, с. 5]. Данное обстоятельство дает основания полагать, что актуальность решения проблемы формирования лексического навыка является значимой и для дошкольного образования. Ведь именно лексика передает непосредственный предмет мысли в силу своей номинативной функции, она пронизывает все сферы жизни, помогая отразить и реальную и воображаемую действительность.
С помощью лексики передается и воспринимается содержательная сторона речи. Лексика – это основной строительный материал нашей речи, поэтому роль лексики для овладения иностранным языком настолько же важна, как и роль фонетики и грамматики. Однако дошкольники не изучают ни фонетику, ни грамматику. Дети находятся на уровне восприятия речи на слух и изучения самой простой лексики иностранного языка. В живом акте речи фонетический, лексический и грамматический аспекты языка нерасторжимы: грамматика организует словарь, в результате чего образуются единицы смысла – основа всякой речевой деятельности. В связи с этим работе над лексической стороной речи должно уделяться значительное внимание. Основная цель работы над лексикой иностранного языка с дошкольниками состоит в формировании у них лексического навыка.
Поскольку дошкольники еще не пишут, при подготовке к занятиям педагогу следует учитывать все нюансы обучения своему предмету. Рекомендуется опираться на ассоциации, которые это слово вызывает, его социальный подтекст, что связано с употреблением слова. На этапе дошкольного обучения уже возможно формирование элементарной социолингвистической и социокультурной компетенций.
Владение словом является важнейшей предпосылкой говорения, но в репродуктивных видах речевой деятельности знание только значения слова недостаточно; здесь не меньшую роль выполняет владение связями слова и образование на их основе словосочетания и предложения. Одно только знание перевода иностранного слова на родной язык или ассоциация его с картинкой еще не означает сформированности лексического навыка. Сущность лексического навыка определяется методистом Е. Н. Солововой как «способность мгновенно вызывать из долговременной памяти эталон слова в зависимости от конкретной речевой задачи, а также включать его в речевую цепь» [32].
По определению Е. В. Пассова [Цит. по 21] «лексический навык есть синтезированное действие по выбору лексической единицы адекватно замыслу и ее правильному сочетанию с другими, совершаемое в навыковых параметрах, обеспечивающее ситуативное использование данной лексической единицы и служащее одним из условий речевой деятельности».
Е. К. Кибирева под лексическим навыком понимает «синтезированный процесс выбора лексической единицы, исходя из ее значения и сочетания с другими лексическими единицами языка» [18].
Согласно толкованию в «Новом словаре методических терминов и понятий», лексический навык ¬ это «автоматизированное действие по выбору лексической единицы адекватно замыслу и в соответствии с нормами сочетания с другими единицами в продуктивной речи, а также автоматизированное восприятие и ассоциирование со значением в рецептивной речи» [4, с. 121].
Из данного определения становится понятно, что лексические навыки подразделяют на рецептивные и продуктивные. Под продуктивными лексическими навыками (по методике Е. В. Пассова) понимаются навыки интуитивно правильного употребления и образования слов в устной речи и на письме адекватно ситуациям и целям общения. Под рецептивными лексическими навыками понимают навыки узнавания и понимания при аудировании или чтении. Следовательно, лексический навык состоит из двух основных компонентов: словоупотребления и словообразования. Ребенок, владеющий лексическим навыком, должен уметь соотносить зрительный или звуковой образ слова с его значением, различать похожие по звучанию и написанию слова, понимать значение слов с помощью ситуации (контекста), узнавать и понимать изученные слова и словосочетания в речевом потоке либо графическом тексте [27].
Проанализировав вышеперечисленные дефиниции, воспользуемся определением, предложенным Е. К. Кибиревой, включающим, на наш взгляд, основные характеристики понятия лексического навыка, которые будут рассматриваться и детализироваться при решении последующих задач работы.