Курсовая с практикой на тему Формирование культуры речи в раннем возрасте возрасте
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА 7
1.1. Психолого-педагогические исследования в области речевого развития детей раннего возраста 7
1.2. Особенности развития активной речи детей раннего возраста 9
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ПРОБЛЕМЕ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА МБДОУ «ДЕТСКИЙ САД № 90» 19
2.1 Выявление исходного уровня речевого развития у детей раннего возраста МБДОУ «Детский сад № 90» 19
2.2 Разработка и проведение педагогических мероприятий по развитию культуры речи детей раннего возраста МБДОУ «Детский сад № 90» 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 43
ПРИЛОЖЕНИЕ 46
Введение:
Тема развития активной речи детей раннего возраст представляет особую актуальность. Так как детский возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон активной речи – фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сенситивный период развития.
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования «формирование правильной речи ребенка является одной из основных задач дошкольного образования» [1].
Формирование речевой деятельности представляет собой сложный процесс взаимодействия ребенка с окружающими людьми, осуществляемого с помощью материальных и языковых средств. Речь не возникает из самой природы ребенка, а формируется в процессе его существования в социальной среде. Ее возникновение и развитие вызываются потребностями общения, жизнедеятельности ребенка. Противоречия, возникающие в общении, ведут к возникновению и развитию языковой способности ребенка, к овладению им все новыми средствами общения, формами речи. Это происходит благодаря сотрудничеству ребенка с взрослым, которое строится с учетом возрастных особенностей и возможностей малыша.
Фундаментальные исследования А. Валлона, Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурия, Ж. Пиаже, С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина и др. позволили определить принципиальные положения, лежащие в основе связи мышления и речи, и наиболее значимые вопросы этой проблемы. К таким вопросам следует отнести: когнитивные предпосылки развития речи и языка; закономерности и направления развития речи и мышления в онтогенезе; отношение мысли к слову в процессе порождения речевого высказывания; роль обучения в психическом развитии ребенка.
Принципиальные теоретические положения речевого развития ребенка были сформулированы в трудах таких отечественных ученых, как Л.А. Венгер, А.В. Запорожец, М.И. Лисина, В.И. Лубовский, Г.И. Минская, В.С. Мухина, Л.Ф. Обухова, Н.Н. Поддъяков, Н.Ф. Талызина и др.
Каждый возрастной период развития человека отмечен своими особенностями, которые необходимо рассматривать, прежде всего, с точки зрения их вклада в общую стратегию жизненного развития. Поэтому трудно переоценить период раннего детства, в котором складываются важнейшие способности человека в области коммуникативных отношений, приобщения к активной познавательной деятельности, первого творческого опыта и опыта самоутверждения. Актуальность темы исследования обусловлена также особой предрасположенностью детей раннего возраста к быстрому физическому, сенсорному и познавательному – речевому, интеллектуальному развитию.
Этот сложный процесс требует постоянного контроля и грамотного педагогического воздействия, так как потери в развитии в период раннего детства с трудом восполняемы в дальнейшем.
Наряду с наличием фундаментальных теоретических, методологических работ по теме исследования – Л.С. Выготского, М.И. Лисиной, Ж. Пиаже, Н.Н. Поспелова, Л.Ф. Тихомировой, Е.О. Смирновой, М.А. Холодной, Д.Б. Эльконина, и многих других, в последние десятилетия появляется много интересных практических психолого-педагогических разработок по различным компонентам раннего развития детей, которые требуют внимания, анализа и изучения возможностей их внедрения в процесс работы с детьми раннего возраста.
Объект исследования: развитие речи детей раннего возраста. В качестве предмета исследования выступает особенности развития культуры речи детей раннего возраста.
Целью исследования является выявление эффективных методов развития культуры речи детей раннего возраста.
Цель исследования позволила выдвинуть гипотезу исследования, развитие культуры речи детей раннего возраста будет более эффективным если:
1. будут отобраны литературные произведения, содержащие книжные иллюстрации согласно данным критериям (реалистичность, познавательность, красочность, содержательность);
2. будет организована совместная деятельность педагога и детей по развитию активной речи посредством книжной иллюстрации, а именно непосредственно образовательная деятельность, реализуемая в ходе совместной деятельности взрослого и детей и совместная деятельность взрослого и детей, осуществляемая в ходе режимных моментов и направленная на решение образовательных задач;
3. обогащена развивающая предметно-пространственная среда разнообразными литературными произведениями, содержащими книжные иллюстрации.
В соответствии с целью и гипотезой исследования необходимо решить следующие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогические исследования в области развития речи детей раннего возраста
2. Рассмотреть особенности развития акттивной речи детей раннего возраста.
3. Выявить исходный уровень речевого развития у детей раннего возраста МБДОУ «Детский сад № 90»
4. Разработать и провести педагогических мероприятий по развитию культуры речи детей раннего возраста МБДОУ «Детский сад № 90».
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы мы использовали теоретические и эмпирические методы: анализ и обобщение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, наблюдение, беседа с детьми, качественный и количественный анализ результатов работы по речевому развитию детей раннего возраста, опытная работа, изучение и обобщение педагогического опыта.
Теоретической основой явились: исследования о формировании связной речи детей дошкольного возраста (Л.С. Выготский, В.С Мухина, 6 Д.Б. Эльконин, М.М. Алексеева); исследования о использовании книжной иллюстрации в индивидуальной и коллективной работе с книгой внесли (М.М. Алексеева, А.Г. Арушанова, А.М. Бородич, О.С. Ушакова).
Новизна исследования: обоснованы потенциальные возможности использования книжной иллюстрации в развитии у детей раннего возраста ативной речи; определены показатели и уровни сформированности у детей раннего возраста активной речи
Теоретическая значимость исследования: описаны содержательные характеристики уровней сформированности у детей раннего возраста речи.
Практическая значимость исследования заключается в возможности применения комплекса методических средств для развития речи у детей раннего возраста, а также в возможности использования полученных данных в группах раннего развития детей в ДОО и в семье.
Структура исследования включает введение, две главы, заключение, список литературы из 31 источника, приложение
Заключение:
Формирование активной речи в совместной деятельности с использованием книжной иллюстрации должно занимать одно из центральных мест. Яркие образы воспринимаются детьми эмоционально положительно, пробуждают их фантазию, воображение, развивают наблюдательность и интерес ко всему окружающему, являются источником развития детской речи.
В ходе изучения теоретических аспектов развития активной речи у детей раннего возраста лет были раскрыты понятие и сущность активной речи, а так же её формы. Так, связная речь это такая речь, которая отражает все существенные стороны собственного содержания. Основная, коммуникативная функция активной речи может осуществляться в двух основных видах — диалоге и монологе.
В подготовительной группе ребенок должен не только уметь пользоваться активной речью, но и знать ее строение. В раннем возрасте развитие активной речи у детей достигает высокого уровня: ребенок владеет контекстной активной речью, составляет разные виды рассказов: описательные, сюжетные творческие, может пересказывать художественные произведения, по плану воспитателя и самостоятельно составляет рассказы, рассказывает о событиях из жизни, по смыслу иллюстрации, художественного произведения.
В рамках теоретического анализа педагогической литературы была дана характеристика иллюстрациям как средству формирования активной речи детей раннего возраста. Художественная иллюстрация является важнейшим элементом книги для детей. Книжная иллюстрация помогает ребенку в освоении эстетических идеалов, нравственных ценностей, познании мира, усиливает восприятие литературного текста, формирует представление об идее, теме, персонажах.
В ходе работы были выявлены задачи и содержание работы по формированию активной речи детьми раннего возраста в процессе рассматривания иллюстраций. К основным задачам относят: обучение детей рассматриванию иллюстраций, формирование умения замечать в ней самое главное, а так же постепенный переход от занятий номенклатурного характера, когда дети перечисляют изображенные предметы, объекты, к занятиям, упражняющим в активной речи. Содержание работы состоит в проведении совместной деятельности по ознакомлению детей с иллюстрациями. Совместная деятельность может проводиться разнообразно, и включать: рассматривание иллюстрации по вопросам, заключительный рассказ-образец педагога, самостоятельное составление рассказа по иллюстрации.
В экспериментальной части работы проведено обследование речи и определены уровни развития активной речи детей раннего возраста в контрольной и экспериментальной группе. Сделав выводы по полученным результатам, была подготовлена и проведена работа по формированию у детей раннего возраста активной речи посредством книжной иллюстрации.
На формирующем этапе эксперимента разработана и апробирована обучающая работа по формированию у детей раннего возраста активной речи посредством книжной иллюстрации.
В результате проведенного исследования, поставленные задачи решены, цели достигнуты. Уровень развития активной речи детей экспериментальной группы повысился. Таким образом, гипотеза исследования подтвердилась
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
1.1. Психолого-педагогические исследования в области речевого развития детей раннего возраста
Речь — это процесс общения, опосредованный языком. С помощью речи человек устанавливает взаимоотношения с людьми, передает информацию. В речи выражаются результаты познания, решение мыслительных задач. Она выступает важнейшим орудием интеллектуальной деятельности.
Проблема развития речи в дошкольном возрасте раскрыта в работах Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, М.И. Лисиной, А.Р. Лурии, С.Л. Рубинштейна, Ф.А. Сохина, Н.Х. Швачкина, Д.Б. Эльконина.
Научные работы в области психологии по теме нашего исследования позволяют понять происхождение, восприятие и порождения речевого высказывания у ребёнка-дошкольника, каковы особенности овладения разными сторонами речи, а также определить степень доступности и целесообразности содержания, методов и приемов по развитию активной речи.
Так, например, в работах А.Н. Леонтьева раскрыта психологическая природа речи. По его мнению, она занимает центральное место в процессе психического развития. Развитие речи — это процесс количественных и качественных изменений, скачков, который внутренне связан с развитием мышления и с развитием сознания в целом [15, с. 32].
В теории и практике дошкольного воспитания разработаны основные положения развития активной речи. Развитие активной речи — это одна из главных задач речевого развития детей и работу над ней следует начинать в младшем дошкольном возрасте.
С точки зрения лингвистики, связная речь — это смысловое, развернутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений), обеспечивающее общение и взаимопонимание.
По определению С.Л. Рубинштейна, активной называют такую речь, которая может быть понятна на основе её собственного предметного содержания [24].
В методике развития речи детей дошкольного возраста термин «связная речь» употребляется в нескольких значениях: процесс деятельности говорящего; продукт, результат этой деятельности, текст, высказывание. Стержнем высказывания является смысл (Т.А. Ладынежская, М.Р. Львов и др).
Таким образом, активная речь — это единое смысловое и структурное целое, включающее связанные между собой и тематически объединенные, законченные отрезки.
По отношению к дошкольникам мы рассматриваем развитие двух форм речи — диалогической и активной.
Диалог характеризуется сменой высказываний двух или нескольких говорящих на тему, связанную с какой-либо ситуацией. В диалоге представлены все разновидности повествовательных, побудительных (просьба, требования) и вопросительных предложений. Языковые средства усиливаются жестами, мимикой.
Монологическая речь — это связное, логически последовательное высказывание, протекающее относительно долго во времени и рассчитанное на немедленную реакцию слушателей. В дошкольном же возрасте у детей формируют элементарные знания о структуре текста (начало, середина, конец), представления о связях между предложениями и структурными частями (средства связи между предложениями) [26].
Ряд ученых занимались изучением формирования детского словесного творчества (Л.М. Ворошина, М.М. Конина, Н.А. Орланова, Л.А. Пеньевская, О.С. Ушакова, А.Е. Шибицкая и др.). Они разработали тематику и виды творческого рассказывания, приемы и последовательность обучения. Творческое рассказывание рассматривается как вид деятельности, который охватывает личность ребенка в целом, требует активной работы воображения, мышления, речи, проявления наблюдательности, участия положительных эмоций [18].
Проанализировав труды ученых в области развития активной речи детей дошкольного возраста, мы отметили, что данной проблеме в отечественной дошкольной педагогике и детской психологии уделялось пристальное внимание. От развития активной речи зависит полноценное развитие личности ребёнка. Целенаправленной работой по развитию активной речи необходимо заниматься, начиная с младшего дошкольного возраста.