Курсовая с практикой на тему Формирование культуры речи у старших дошкольников.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретический анализ формирования культуры речи детей дошкольного возраста 6
1.1. Особенности развития речи детей старшего дошкольного возраста 6
1.2. Формирование культуры речи у старших дошкольников 10
1.3. Ролевая игра как средство формирования культуры речи детей 13
Глава 2. Экспериментальное исследование эффективности формирования культуры речи у старших дошкольников в системе ролевых игр 17
2.1.Организация эксперимента и обоснование выбора методик исследования 17
2.2. Разработка и реализация программы формирования культуры речи у старших дошкольников в системе ролевых игр 25
Заключение 32
Список использованной литературы 34
Приложения
Введение:
Дошкольная образовательная организация – первое и самое ответственное звено в общей системе народного образования. Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особенно предрасположено к усвоению речи.
Общетеоретические вопросы развития речи детей старшего дошкольного возраста раскрыты в трудах Д.Б. Эльконина [37], А.Н. Гвоздев [9], Л.С. Выготского [8] и др.
В качестве средства гуманизации взаимоотношений дошкольников с окружающими людьми рассматривается процесс усвоения ими средств речевого этикета, способствующих доброжелательности общения со сверстниками и взрослыми. Культура речи ребенка обеспечивается обогащением словаря, развитием грамматического строя, четким звукопроизношением, грамматикой, образностью и интонационной выразительностью речи.
Дети, не владеющие навыками культуры общения, менее успешны в познавательной деятельности и, следовательно, испытывают в дальнейшем трудности при адаптации к школе.
Вопросам воспитания культуры речи у детей дошкольного возраста большое внимание уделяли многие современные педагоги и психологи. Как показали исследования Е.А. Алябьевой [4], Л.Р. Болотиной [6], И.Н. Курочкиной [20], С.В. Петериной [36], эффективность воспитания культуры общения во многом зависит от правильной организации коллективной деятельности детей, от умелого сочетания ее с методами убеждения, накопления положительного морального опыта.
Обучение основным правилам культуры пкчи будет успешным, если оно будет проходить в игровой форме. Игра – одна из важных моментов жизни ребенка, а также одно из наиболее эффективных средств формирования поведения детей с позиции современного этикета. В играх ребенку предоставляется возможность осваивать окружающий его предметный мир и отношения взрослых; экспериментировать и пользоваться предметами в соответствии со своим воображением; доступно и интересно формировать у себя представления о том, как принято вести себя в той или иной ситуации и подумать над своими манерами поведения. Игра считается эффективным приемом, а не расценивается как основа обучения культуре речи.
Таким образом, недостаточная разработанность проблемы и ее важность для совершенствования педагогического процесса в дошкольных образовательных организациях дают основание считать исследование по формированию культуры речи в системе ролевых игр у детей старшего дошкольного возраста одним из актуальных вопросов дошкольной педагогики и психологии.
Исходя из вышеизложенного, проблему исследования, мы определили следующим образом: каковы содержание, формы, методы и условия формирования культуры речи у детей дошкольного возраста в системе ролевых игр.
Это послужило выбором темы исследования: «Формирование культуры речи у старших дошкольников».
Объект исследования: процесс формирования культуры речи у детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации.
Предмет исследования: формирования культуры речи у детей старшего дошкольного возраста в системе ролевых игр.
Цель исследования: обоснование и проверка эффективности использования системы ролевых игр в формировании культуры речи у детей старшего дошкольного возраста.
В основу исследования была положена следующая гипотеза исследования: формирование культуры речи детей старшего дошкольного возраста в системе ролевых игр будет осуществляться более успешно, если:
–проводится диагностика уровней формирования культуры речи у детей старшего дошкольного возраста;
– изучены возможности использования системы ролевых игр в формировании культуры речи у детей старшего дошкольного возраста;
– разработана и реализована программа по формированию культуры речи у детей дошкольного возраста, где достаточное место должно занять систематическое применение ролевых игр.
Для реализации поставленной цели и подтверждения гипотезы были выделены следующие задачи исследования
1) определить уровень формирования культуры речи у детей старшего дошкольного возраста.
2) выявить влияние проводимых ролевых игр на формирование культуры речи у дошкольников.
3) теоретически обосновать и экспериментально проверить систему работы по формированию культуры речи у детей дошкольного возраста по средствам организации системы ролевых игр.
4) разработать и апробировать программу по формированию культуры речи детей старшего дошкольного возраста в процессе ролевых игр.
Методы исследования: изучение психолого-педагогической и методической литературы, наблюдение, педагогический эксперимент, беседа, анализ документации дошкольной образовательной организации.
Методики исследования:
1) методика диагностики развития речи В. П. Глухова [11],
2) методика определения уровня использования детьми дошкольного возраста этикетных формул обращений Е. И. Брянской [7].
Структура курсовой работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, выводов по двум главам, заключения, списка литературы и приложений.
Заключение:
Делая выводы по проделанной работе можно сказать, воспитание культуры поведения — одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. Культура поведения предполагает различные аспекты поведения человека в обществе: это поведение в семье, в коллективе, в общественных местах и на улице. Через игру, в процессе общения с окружающими, участвуя в любых видах деятельности, ребенок получает первые уроки культурного поведения в обществе.
Речь детей дошкольного возраста лучше всего развивается посредством игры. Игра — это та форма деятельности, которой ребёнок живет и дышит, а потому наиболее ему понятна.
Ролевая игра — это основной вид игры ребенка дошкольного возраста. Ей присущи основные черты игры: эмоциональная насыщенность и увлеченность детей, самостоятельность, активность, творчество.
Основной особенностью ролевой игры является наличие в ней воображаемой ситуации. Воображаемая ситуация складывается из сюжета и ролей.
Основными особенностями ролевой игры являются:
1. Соблюдение правил.
2. Социальный мотив игр.
3. В сюжетно-ролевой игре идет эмоциональное развитие.
4. В ходе ролевой игры происходит развитие интеллекта дошкольника.
5. В ролевой игре развивается воображение и творчество.
6. Развитие речи.
Игра ребенка дошкольника развивается под влиянием воспитания и обучения, зависит от приобретения знаний и умений, от воспитания интересов. В игре с особой силой проявляются индивидуальные особенности ребенка, при этом можно наблюдать, что один и тот же ребенок обнаруживает разный уровень игрового творчества в зависимости от содержания игры, выполняемой роли, от взаимоотношений с товарищами.
Использование возможностей ролевой игры в формировании культуры речи у детей дошкольного возраста влияет на формирующуюся личность ребёнка, способствует формированию положительных взаимоотношений между детьми, способствует развитию нравственных качеств, культуры поведения, вежливости.
Подводя итог проделанной работы, можно сказать, что вопрос речевого развития детей дошкольного возраста является актуальным. Это прежде всего связано с ростом у детей общего недоразвития речи. Дошкольное детство – это период, когда формируется личность ребёнка, раскрываются творческие, познавательные способности. И, конечно, формируется культура речи. Важно в этот период применить все имеющиеся методы и приёмы для развития речевых умений и навыков. Ролевые игры – оптимальный приём для работы с детьми.
Исследование позволило выявить особенности ролевой игры как приёма обучения, её влияние на формирование культуры речи дошкольников. Практическая значимость исследования заключалась в разработке научно – обоснованных рекомендаций по использованию ролевой игры в формирование культуры речи у дошкольников, которые положительно оценены в ходе практической работы по данному вопросу.
По итогам работы можно сделать вывод: использование ролевых игр положительно влияет на формирование культуры речи детей дошкольного возраста, если будет проводиться планомерная, методически грамотная работа со стороны педагога, в тесной взаимосвязи с родителями.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретический анализ формирования культуры речи детей дошкольного возраста
1.1. Особенности развития речи детей старшего дошкольного возраста
На современном этапе развития общества человечество все больше внимания уделяет дошкольному периоду жизни человека, становлению его личности, особенностям социализации, сохранению и формированию психически и физически здорового поколения. Важную роль на пути достижения этой цели отведено начальному звену образования, поскольку именно в дошкольный период у детей формируются основы научного мировоззрения, определяются способы учебной деятельности, ребенок учится жить среди людей. По словам А. Н. Леонтьева, «фактическое формирование личности» происходит как раз именно в дошкольном возрасте. Начиная с рождения и интенсивно протекая в период дошкольного детства, процесс формирования человека характеризуется диалектическим единством объективного и субъективного, наследственного и социального, материального и духовного, целенаправленного и стихийного, положительного и отрицательного. Среди основных факторов этого процесса можно выделить влияние природной среды и социального окружения, субъектов общественного и семейного воспитания, самовоспитания, предметно-практическую деятельность и общение. Безусловно, этот процесс должен строиться таким образом, чтобы каждый ребенок получил шанс стать настоящей, полноценной, гармонично развитой личностью. Чтобы человек стал личностью, нужно сформировать в ней потребность быть личностью.
Формирование и становление речевого развития в первые годы жизни ребенка влияет на всю его последующую жизнь. Своевременное и полноценное овладение речью является первым важным условием становления у ребенка здоровой психики и дальнейшего его правильного развития. Своевременное, то есть начатое с первых минут жизни ребенка, полноценное — значит достаточное по объему речевого материала, которое побуждает ребенка к овладению речью в полной мере его возможностей на каждом возрастном периоде. Понимание речи окружающих и личной активной речи сопровождает все деятельности ребенка. От уровня развития речи ребенка зависит успешность обеспечения целей ее коммуникации с другими участниками взаимодействия.
Коммуникативная функция языка имеет для психического развития дошкольника важное значение, так как она состоит в использовании языка как средства общения. Как известно, дети начинают общаться еще до того, как учатся говорить. С развитием речи их общение становится совершеннее. Его эффективность зависит не только от знания грамматических правил и значений, но и от навыков высказывания определенного мнения в соответствующей ситуации. Умение разговаривать основывается на таких социальных навыках, как последовательность говорения; учета опыта, умений, интересов и потребностей собеседника; во избежание доминирования в разговоре и перебивки собеседников; проявление внимания и готовность продолжить общение невербальными средствами (взглядом, жестом и т.п.) [7].
Нарушение речевой функции негативно влияет на развитие процесса коммуникативной компетентности. Недоразвитие речевых средств снижает уровень общения, способствует возникновению психологических особенностей, порождает специфические черты общей и речевого поведения, приводит к снижению активности в общении.
Способность к речи и к общению формируется у ребенка, развивается нормально, в процессе речевого опыта, под влиянием речи взрослых и зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения и от воспитания и обучения. Речь не является врожденной способностью, а развивается в процессе онтогенеза параллельно с физическим и умственным развитием ребенка и служит показателем его общего развития. Усвоения ребенком родного языка проходит в строгой закономерности и характеризуется чертами, общими для всех детей. Л. С. Выготский утверждал, что «ребенок воспринимает окружающий мир не только через зрение и слух, но и из-за своей личной речи, так как ведет внутренний монолог и внешний диалог». Как отмечал А.А. Леонтьев, механизм речевой способности формируется на основе врожденных психофизиологических особенностей человека и под влиянием речевого общения. Лингвистическая способность (способность) – это совокупность речевых навыков и умений, которые сформировались на основе полноценных предпосылок их развития.
В психолого-педагогической литературе многими авторами подчеркивается мысль о том, что нарушение или несформированность навыков общения или его дефицит и депривация особенно опасны в детстве, потому что «тянут» за собой отставание в речевом развитии.
По определению Т.А. Пироженко «общение является тем решающим условием, которое определяет факт появления активной речи, сроки его возникновения, темп развития и совершенствования в последующие периоды дошкольного детства». Уровень сложности речи, а именно материи речи (лексики, грамматики, синтаксиса) прямо пропорционально зависит от содержания потребности ребенка в общении со взрослыми и сверстниками.
Анализ литературных источников за последние годы по проблеме развития речи дошкольников, как самостоятельной проблемы педагогической психологии, позволяет констатировать, что на сегодняшний день эта проблема более актуальна [5].
Проблемой развития речи дошкольников активно занимаются и посвящают свои исследования как известные ученые, так и начинающие. Ученые на страницах педагогических изданий помогают педагогам-практикам разобраться как эффективнее оптимизировать речевую работу и решить определенные задачи по новой редакции Базового компонента дошкольного образования, в котором акцент сделан не в решении отдельных задач речевого развития детей, а на целостном подходе к формированию языково-речевой компетенции как одного из ключевых критериев и одновременно весомым условием становления и развития речевой личности дошкольника. Также, рассматривая речи как феномен психического развития личности дошкольников, предлагают новые эффективные пути для развития всех компонентов речевых способностей и советуют соблюдать конструктивистский подход к развитию речи. Итак, проблема развития речи дошкольников на сегодняшний день занимает ведущее место в доработках современных ученых. И это не случайно, так как на сегодня в нашей стране отмечается резкое снижение речевого развития сегодняшних дошкольников. Поэтому перед учеными и педагогами-практиками встала серьезная проблема и приходится констатировать тот факт, что 85% детей 5 лет обладают речью на уровне 3-летних. Отсюда также остро стоит, как психолого-педагогическая проблема, вопрос трудностей коммуникативного общения дошкольников. Причины такого регресса требуют глубокого научного изучения.
Речевое развитие ребенка – это составная и показатель общего психического развития человека. Развитие речи детей имеет большую социальную значимость. Но ни для кого не является открытием то, что для того, чтобы заговорить, недостаточно родиться человеком. «От того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, вошли в его ум и сердце, окружающие его, – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш» [10].
Исследователи проблемы развития речи дошкольников рассматривают и способность к общению, и развитие речи как открытую систему, что меняется. Они неоднократно подчеркивают, что на процесс совершенствования развития речи и коммуникативной деятельности дошкольников влияют, в первую очередь, изменения в мотивации, потребностях, условиях учения.
Изучение процесса становления общения у детей дошкольного возраста является на современном этапе очень важной задачей, так как позволяет не только прогнозировать трудности речевого взаимодействия между людьми, но предупредить их возникновение. Если в предыдущие годы основное внимание уделялось формированию отдельных речевых умений и навыков на основе элементарного осознания языковых явлений, то сегодня главной целью на этапе дошкольного детства является воспитание языковой личности, то есть формирование личности, которая адекватно, свободно и творчески применяет язык в различных ситуациях с целью реализации собственно речевых задач, что ставит перед ней жизнь.
Итак, устранения имеющихся трудностей в коммуникации и при этом своевременное и эффективное развитие и совершенствование речи для ребенка является жизненно необходимым, поскольку это обеспечивает малышу активное участие в совместной деятельности со взрослыми и сверстниками. Своевременное выявление проблем в коммуникации и начата коррекционная работа на ранних стадиях в ходе тесной взаимосвязи развития речи и игровой деятельности позволяет ребенку раскрыть для другого человека свой субъективный мир, при этом максимально раскрыться и самоопределиться в своей индивидуальности.