Педагогика Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему Формирование культуры общения у учащихся посредством интеллектуальной игры

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

Глава 1. Теоретические аспекты формирования культуры
общения у учащихся посредством интеллектуальной игры.. 7

1.1. Особенности формирования культуры общения у учащихся. 7

1.2. Интеллектуальная игра: содержание и особенности. 15

Выводы по 1 главе. 19

Глава 2. Практические аспекты формирования культуры
общения у учащихся посредством интеллектуальной игры.. 22

2.1. Организация и результаты исследования. 22

2.2. Рекомендации по формированию культуры общения у
учащихся посредством интеллектуальной игры.. 32

Заключение. 37

Список использованной литературы.. 39

Приложение. 42

  

Введение:

 

Актуальность исследования обусловлена неразвитостью
теоретико-методологических основ образования, противоречием между важностью
коммуникативной культуры и развитием и формированием коммуникативных умений
школьников.

Перед школами стоит сложнейшая задача — воспитать
культурного, творческого человека, способного найти свое место в сложной,
постоянно меняющейся реальности. Гуманизированная направленность
образовательного процесса современной педагогики ставит актуальные вопросы по
созданию оптимальных условий для развития личности каждого младшего школьника,
для его личностного самоопределения. Вопрос формирования коммуникативных умений
в настоящее время является наиболее актуальным, так как он меняет современные
требования к подготовке учащихся к взрослой жизни.

Проблема
воспитания личностных коммуникативных умений всегда находилась в центре
педагогического внимания и в работах как М.А. Василик, Л.М. Землянова, В.Б.
Кашкин, Г.Г. Почепцов и др. Проблемы, связанные с формированием личностных
коммуникативных навыков, являются частью более широкой проблемы — культурных
ценностей, которые привлекают общество. Этот вопрос сегодня считается одним из
ключевых вопросов педагогики. Задачей педагогики является разработка методик
обучения с целью целенаправленного воздействия на процесс формирования
коммуникативных умений младших школьников. Исследования И.П. Иванова, О.С.
Газмана, В.А. Караковского, Д.В. Григорьева и др. показали, что наиболее
удачными для формирования навыков общения школьников 5-6 классов являются
игровые  технологии. Игра как средство
воспитания рассматривалась в трудах А.С. Макаренко, С.А. Шмакова, Д.Б.
Эльконина.

Школа
должна воспитать такого человека, чтобы он смог пережить это трудное время,
когда неудовлетворительное состояние морального статуса окружающих становится
все более очевидным, а базовые ценности утрачиваются.

Поведенческая
культура-это одна из самых насущных и сложных проблем, которую сегодня должны
решать все, кто имеет дело с детьми. То, что мы сейчас вкладываем в душу
ребенка, что проявится позже, станет его и нашей жизнью. Дети должны уметь
управлять своим поведением и планировать свои действия в соответствии с
ключевыми ценностями и следовать основным общепринятым нормам и правилам
поведения.

Поэтому
необходимо понимать правила поведения ребенка, совершенствовать навыки
культурного поведения в повседневной жизни, культурный этикет, воспитывать
любовь и уважение к близким и окружающим, прививать уважение к культурным
ценностям, знакомиться с учением.

Игры
— это один из видов детской деятельности, который взрослые используют для
воспитания младших школьников, обучая их различным действиям с предметами,
способами и средствами общения. В игре ребенок развивается как личность, у него
формируются те аспекты психологии, которые будут определять успешность его
учебной и трудовой деятельности, его взаимоотношения с людьми. Вся атмосфера
жизни ребенка может быть средством формирования культуры поведения: атмосфера
может быть наполнена доброжелательностью, любовью, гуманностью или жестокостью,
безнравственностью. Окружающая ребенка среда становится средством воспитания
чувств, мыслей, поведения, то есть активизирует весь механизм нравственного
воспитания и влияет на формирование определенных качеств.

В
воспитании поведенческой культуры школьников главная задача учителя состоит не
в том, чтобы автоматически соблюдать правила поведения, а в том, чтобы
развивать деятельность и сознание ученика, чтобы поведенческая культура и ее
навыки стали частью роли, знания о потребностях личности должны быть переведены
в веру — это тип поведения, а не иное глубокое понимание.

Проблема
воспитания у школьников культуры поведения или культуры общения является
актуальной, поскольку культура межличностных отношений, общения между людьми
играет важную роль в жизни общества. Если ребенок научится культурно общаться с
родственниками, знакомыми, то точно так же он будет вести себя и с совершенно
незнакомыми людьми. Прививая детям культурные поведенческие навыки, мы вносим
свой вклад в развитие общества.

Объект исследования: культура общения учащихся 5-6
классов.

Предмет исследования: интеллектуальная игра как средство
формирования культуры общения учащихся 5-6 классов.

Цель исследования: определить педагогические условия
организации интеллектуальной игры для формирования культуры общения у учащихся
5-6 классов.

Гипотеза: предполагается, что разработка и
применение системы специально подобранных интеллектуальных игр и игровых
упражнений, будет способствовать формированию и совершенствованию культуры
общения у учащихся.

Исходя
из цели, объекта и предмета исследования были поставлены следующие задачи:

1. Изучить
работы о формировании культуры общения у учащихся и уточнить определение
понятия «культура общения учащегося» (базовая культура учащегося, общение
школьника, культура общения).

2. Выделить
структуру, компоненты, показатели и критерии базовой культуры личности
(Сластенин), компоненты общения, и определить показатели и критерии культуры
общения учащихся.

2.
Охарактеризовать интеллектуальную игру: содержание, структуру, функции и
особенности.

3.
Отобрать (и разработать?) диагностические методики для выявления культуры
общения у учащихся 5-6 классов.

4.
Предложить рекомендации по формированию культуры общения у учащихся посредством
интеллектуальной игры.

Теоретическое значение работы: проведенное исследование может быть
использовано в качестве теоретического источника в других исследованиях и в
работе педагога.

Практическая значимость: разработанный комплекс игр может
быть эффективно использован учителями в процессе воспитательной работы со
школьниками при формировании культуры общения.

Структура работы: введение, две главы, заключение,
список использованной литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

 

Фрагмент текста работы:

 

1.1. Особенности формирования
культуры общения у учащихся

Внимание в
наше время к проблемам культуры общения в рамках культурологии, психологии,
философии и педагогики объясняется динамикой социальных процессов в жизни
современного российского общества. И также потребностью в гуманизации сферы
человеческих отношений. Исследования последних лет говорят о том, что в этом
направлении были сделаны важные шаги, и теоретический анализ проблем общения
играет в этих исследованиях существенную роль. Х.Й. Лийметс отмечает, что
взаимоотношения между детьми в классе — результат обмена ценностями. Применимо
ли это утверждение для характеристики отношений между подростками? Многие
психологические исследования указывают на то, что отношение к сверстнику
формируется опосредованно, через общение со взрослым, через его оценку, то есть
получается, что обмен ценностями между подростками не идет напрямую. В этом
смысле интересно замечание А.А. Леонтьева о том, что внешняя реакция детей
этого возраста неадекватна, подростки лишь учатся напрямую обмениваться
ценностями, через взрослого постигают их и затем переходят на непосредственное
межличностное общение.

X. Й. Лийметс
выделил очень важную характеристику понятия и процесса общения — обмен
ценностями. Обмен ценностями может сопровождать взаимодействие, коммуникацию и
даже передачу определенных материальных объектов, но если все это не является
ценностью для партнера, то не происходит и общения [12]. Передача культуры
общества подрастающему поколению также происходит в процессе общения (обмена
ценностями) и опирается на какие-то уже сформированные у ребенка потребности,
поэтому учитель при организации общения с детьми и в детской группе должен не
только опираться на имеющиеся ценности, но и развивать потребности ребёнка.
Заслуга Х.Й. Лийметса помимо прочего состоит в том, что он сумел обратить
внимание еще на одну проблему — проблему лидерства и феномена высокого
социального статуса ребенка в группе. «Очень хороший социометрический статус
может указывать на то, что личность, имеющая этот статус, обладает какими-то
особенностями, в силу которых она может либо удовлетворить потребность многих
членов группы, либо быть полезной для группы при достижении каких-то целей».
Это утверждение может быть полезным ориентиром при изучении норм, ценностей и
целей группы (класса). Интерес к проблеме культуры общения в культурологии
особенно четко был ознаменован выходом в свет учебных пособий, где целые
разделы посвящены культуре личности, внутреннему миру человека, его специфике и
процессам, влияющим на его становление. Отметим лишь три важные для нас вывода,
касающиеся внутренней, индивидуальной культуры каждого человека:

1. Культура
человека социальна, и хотя сам человек имеет тройственную сущность (единство
биологических, психических и социальных черт), конкретное бытие чревато
нарушениями гармонии между индивидуальным и социальным;

2. Культура
человека коммуникативна, то есть существует лишь через общение с другими
культурными мирами, через диалог;

3.
Индивидуальный мир культуры является сущностью каждого отдельного человека, его
собственной жизнью, его собственным богатством, его собственным наслаждением.

Методологически
значимыми для экспериментальных исследований в области общения признаны идеи
Л.С. Выготского, процесс культурного развития, также детерминирован социальным
опытом: «… все культурное является социальным. Культура и есть продукт
социальной жизни и общественной деятельности человека, и поэтому сама
постановка проблемы культурного развития поведения уже вводит нас
непосредственно в социальный план развития» [3]. Если педагогикой ставится задача
по формированию культуры личности в целом или какого-либо ее компонента, то
необходимо, прежде всего, ответить на вопросы: как должно быть организовано или
целесообразно скорректировано взаимодействие педагога с детьми и самих детей;
какие условия необходимо создать для получения ребенком необходимого
социального опыта?

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы