Воспитание и обучение детей с нарушением интеллекта Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему Формирование краткосрочной памяти у старших дошкольников с нарушением интеллекта

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 2
Глава 1. Особенности развития краткосрочной памяти у
дошкольников с интеллектуальными нарушениями. 6
1.1. Память:
виды, особенности развития. 6
1.2. Особенности
развития краткосрочной памяти у детей дошкольного возраста в норме и с
нарушением интеллекта. 14
1.3.   Педагогические
средства коррекции нарушений в формировании краткосрочной памяти у детей
дошкольного возраста с нарушением интеллекта. 19
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по изучению
особенностей краткосрочной памяти у старших дошкольников с нарушением
интеллекта. 25
2.1. Методики диагностики уровня развития краткосрочной
памяти у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта. 25
2.2. Проведение констатирующего этапа педагогического
эксперимента. 30
Заключение. 36
Список используемой литературы.. 38
Приложение. 42

  

Введение:

 

Память является основой человеческих
навыков, поскольку она служит предпосылкой для обучения и приобретения знаний,
а также для развития навыков и способностей.

Период дошкольного детства — наиболее благоприятное
время для создания условий, необходимых для развития познавательных
способностей ребенка, которые определяют развитие всех высших психических
функций и необходимы для выполнения какой-либо деятельности.

Идеи, процессы и эмоции ребенка становятся
основными составляющими познавательной сферы, сложным образованием,
гарантирующим человеку полноценное существование в мире. Важное место в этом
процессе занимает развитие детской памяти.

Дошкольник с нарушением интеллекта хранит
информацию механически. Сохранение увиденного, услышанного или воспринимаемого
на ощупь материала, а также познания предметов и понятий в памяти детей этой
категории происходит без использования специальных методов запоминания и
логического понимания информации. Это продолжается до тех пор, пока ребенок под
руководством родителей и учителей не научится пользоваться собственной памятью.
От того, насколько правильно пошел процесс развития основных психических функций
дошкольника, зависят дальнейшие успехи или, наоборот, ошибки в обучении, а
также состояние памяти.

Проблема изучения и развития памяти детей
дошкольного возраста с ограниченными интеллектуальными возможностями становится
очень актуальной, с одной стороны, поскольку объем информации постоянно
увеличивается, а нагрузка на мнемонические и интеллектуальные функции ребенка,
с другой стороны, в связи с требования к качеству, которые предъявляются к
учащимся новым федеральным образовательным стандартом дошкольного образования и
уровню образования.

В связи с описанной ситуацией обращает на
себя внимание тот факт, что формирование рациональных приемов осмысленного
запоминания в учебном процессе носят спонтанный характер.

Поэтому проблема особенностей развития
памяти у детей дошкольного возраста с интеллектуальными нарушениями является
одной из актуальных проблем теории и практики дошкольного образования. Это
определяет актуальность выбранной темы.

Проблемой развития памяти занимались А.
Бине, Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, А.А. Смирнов, З. Фрейд и др.

З.М. Истомина, изучая развитие
особенностей индивидуальной памяти дошкольников с нарушением интеллекта в
процессе обучения, указала не только на возрастные, но и индивидуальные
различия мнемонической активности детей дошкольного возраста.

Целью исследования было выявление
особенностей формирования краткосрочной памяти у старших дошкольников с
нарушениями интеллекта.

 Объект исследования —  краткосрочная память старших дошкольников с
нарушениями интеллекта.

 Предмет исследования – педагогические условия
формирования краткосрочной памяти у детей старшей дошкольной группы с
нарушениями интеллекта. Исходя из актуальности, целей, объекта и предмета
исследования, выдвигают следующую гипотезу:

Исходя из поставленных целей были
поставлены следующие задачи:

1. Изучить память у детей старшего
дошкольного возраста: виды, особенности
развития

2. Особенности развития краткосрочной
памяти у детей дошкольного возраста в норме и с нарушением интеллекта

3. Рассмотреть педагогические средства коррекции нарушений в формировании
краткосрочной памяти у детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта

4. Рассмотреть методики диагностики уровня
развития краткосрочной памяти

Практическая
значимость работы заключается в теоретических положениях и выводах,
научно-методическом обосновании необходимости развития краткосрочную память
старших дошкольников с нарушением интеллекта.

 Методы исследования: теоретический анализ
литературы по проблеме исследования, анализ, синтез, обобщение.

Курсовая работа
состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
В введении обозначены: актуальность, цель, методы, теоретическая основа
исследования, задачи, практическая значимость исследования. В первой главе
рассмотрена особенности краткосрочной памяти у детей старшей дошкольной группы
с нарушением интеллекта. Во второй главе рассмотрена опытно-экспериментальная
работа по изучению особенностей. В заключении подведены итоги и сделаны выводы
о проделанной работе.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Память детей с умственной отсталостью
формируется в условиях аномального развития и поэтому существенно отличается от
памяти обычных детей, что наблюдалось в ранних исследованиях зарубежных и советских
психологов. Плохое понимание воспринимаемого материала приводит к лучшему
запоминанию внешних случайных символов, а внутренние логические связи трудно
осознать и запомнить, поскольку они не изолированы. У детей с  ограниченными интеллектуальными возможностями произвольная
память формируется позже, чем у нормально развитых детей. Характерной чертой
является невозможность целенаправленно запоминать и вспоминать. Память,
являющаяся одним из ведущих компонентов познавательной деятельности, тесно
взаимодействует со всеми другими психическими процессами и личностью в целом. Без
памяти невозможно приобретать и приобретать знания, навыки, умения, поэтому
необходимо диагностировать отклонения в развитии памяти и, как следствие,
своевременно исправлять эти отклонения.

В своей работе  попыталась охарактеризовать и обобщить
основные теории исследования механизмов памяти, представленные в современной
научной литературе; учитывать особенности процессов памяти у старших
дошкольников с умственной отсталостью.

Причины нарушения памяти у детей с
ограниченными интеллектуальными возможностями обусловлены различными факторами:
органическое поражение головного мозга, поражение центральной нервной системы.
В связи с этим у детей с проблемами развития наблюдаются различные нарушения
памяти: снижение объема памяти; значительные искажения при воспроизведении
материала; логическая и механическая память невысока.

Произвольная память детей старшего
дошкольного возраста с ограниченными интеллектуальными возможностями находится
на низкой стадии развития. Произвольная память, как известно, играет ведущую
роль, поскольку она является основой для приобретения знаний, навыков и умений.
Поэтому мы выбрали методики для детей старшего дошкольного возраста с
ограниченными интеллектуальными возможностями. Они созданы для развития любой
памяти; на развитие произвольной памяти, а также на развитие способности
рациональной мнемоники.

Произвольная память оказалась наименее
развитой формой памяти. Как отмечают Т. А. Власова и М. С. Певзнер, снижение
произвольной памяти у детей с ограниченными интеллектуальными возможностями
является одной из основных причин трудностей их поступления в школу и
дальнейшего обучения. Без достаточного уровня сформированности произвольной
памяти полноценное обучение в школе невозможно, так как учебный процесс основан
в первую очередь на этой форме памяти.

Ценность методик заключается в том, что
они созданы для обучения и развития, служат обучению, воспитанию и развитию
детей с ограниченными интеллектуальными возможностями.

Таким образом, наше исследование
подтвердило гипотезу предположения: у детей старшего дошкольного возраста с
интеллектуальными нарушениями преобладает видимая кратковременная память по
сравнению с развитием детей в норме; у большинства детей низкий уровень
развития памяти, но выполнение целевой диагностической работы в коррекции может
улучшить качество памяти.

В процессе изучения работы все
поставленные задачи были решены и цель нашего курса была достигнута.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Особенности
развития краткосрочной памяти у дошкольников с интеллектуальными нарушениями

1.1. Память: виды, особенности развития Дошкольный возраст играет важную роль в
общем развитии человеческой памяти. Даже простое наблюдение за дошкольниками
обнаруживает быстрое развитие их памяти.

«Ребенок относительно легко запоминает относительно
большое количество песен, сказок и т. д., — пишет Д.Б. Эльконин. — Запоминание
часто происходит без заметных усилий, и объем запоминания увеличивается
настолько, что некоторые исследователи считают, что дошкольная память достигает
пика своего развития или еще больше деградирует. [33, с. 250-251].

Впервые систематическое исследование высших форм
памяти у детей провел замечательный русский психолог Л.С. Выготский, который в
конце 1920-х гг. он начал изучать вопрос о развитии высших форм памяти и вместе
со своими учениками показал, что высшие формы памяти представляют собой сложную
форму умственной деятельности социального происхождения. В рамках теории
происхождения высших психических функций, предложенной Выготским Л.С.,
определены этапы филогенетического и онтогенетического развития памяти, включая
произвольную и непроизвольную, прямую и опосредованную память.

Изучая процесс формирования памяти и мышления, П.П.
Блонский открыл этапы их генезиса в дошкольном возрасте, показал их
взаимосвязь, влияние друг на друга, а также проанализировал возникновение и
развитие внутренней речи и ее связь с мышлением и подражанием. Он писал, что в
дошкольном возрасте память влияет на мышление и определяет его ход, поэтому для
дошкольника мышление и память — схожие процессы. [25, с. 207].

В дошкольном возрасте основной вид памяти —
образный. Его развитие и перестройка связаны с изменениями, происходящими в
различных сферах

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы