Курсовая с практикой Информатика Информационные ресурсы

Курсовая с практикой на тему Формирование краеведческих информационных ресурсов для молодежи на примере деятельности библиотеки

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
Глава 1. Процесс формирования краеведческих информационных ресурсов 6
1.1. Особенности краеведческих информационных ресурсов в современных условиях 6
1.2. Специфика формирования краеведческих информационных ресурсов 10
Глава 2. Особенности формирования краеведческих информационных ресурсов для молодежи (на примере МБУК «Кореновская центральная городская библиотека») 15
2.1. Анализ деятельности МБУК «Кореновская центральная городская библиотека» 15
2.2. Рекомендации по оптимизации и интенсификации процесса формирования краеведческих информационных ресурсов для молодежи 26
Заключение 30
Литература 32

  

Введение:

 

Актуальность темы. Становление настоящей человеческой личности, нереально без усвоения опыта предыдущих поколений. Предоставление это опыта содействует воспроизводству социальных взаимоотношений и созданию самосознания личности как гражданина своей страны. Одним из основных каналов, способствующим скоплению и трансляции такого опыта считается историческое понимание, под которым рассматривается все обилие стихийно сложившихся или созданных наукой форм, где социум понимает (воспроизводит и оценивает) свое минувшее, вернее — в которых социум воспроизводит своё движение во времени.
Специфической «стартовой площадкой» для создания исторического сознания выступает исследование истории Родного края. Непосредственно через восприятие локальной истории происходит освоение мирового и этнического опыта, знакомство с местными национальными и культурными традициями, что содействует нравственному формированию личности, сохранению общечеловеческих ценностей, может помочь развитию самостоятельного креативного мышления, мотивов и навыков действовать на благо человечества. Библиотеки считаются хранителями названных бессчетных традиций и по праву выступают в роли одного из важных составляющих системы духовного воспроизводства человечества, накапливая и передавая письменную традицию об историческом опыте создания социальных взаимоотношений и культуры разных народов. В следствие этого, одним из приоритетных направлений краеведческой деятельности библиотек считается популяризация локальной истории и приобщение читателей к комплексной и достоверной информации о минувшем своего края и страны в целом.
В нынешнее время наблюдается тенденция увеличения интереса к краеведению не только лишь в среде исследователей этой сферы деятельности, но и представителей смежных профессий, также населения в целом. Это обусловлено тем, что в региональный компонент образовательных стереотипов всех звеньев обучения была интегрирована краеведческая компонента, увеличилась потребность подготовки профессионалов с ориентацией на особенности родного края, способных исследовать и развивать его. Работу нынешней библиотеки, в том числе и библиотечное краеведение, уже немыслимо без использования новых информационных технологий, позволяющих упростить доступ пользователей и читателей к нужной им краеведческой информации. Информационные технологии позволяют воплощать в жизнь доступ к краеведческой информации большего количества абонентов, применять краеведческие информационные ресурсы с максимальной полнотой и удобством.
Продуктом взаимодействия воздействия информационных технологий на краеведческую работу библиотек стало формирование электронных краеведческих информационных ресурсов библиотек. Целесообразно заметить, что за прошедшие годы случился большой сдвиг в сфере создания электронных краеведческих информационных ресурсов. Это, прежде всего, отражается в их видовом многообразии и их усложнении. К примеру, если вначале электронными были исключительно краеведческие каталоги и издания, то на нынешнем временном этапе становления науки и техники, библиотеками делаются бессчетные краеведческие электронные базы данных, сложные по структуре, включающие Большой объем информации с вероятностью поиска по разным параметрам.
Таким образом, происходит систематическое расширение видового многообразия электронных краеведческих ресурсов, выход в свет все новых и более совершенных информационных продуктов библиотек. На данный момент имеет место подъем числа создаваемых библиотеками электронных краеведческих информационных ресурсов. Это происходит потому, что библиотеки ставят перед собой перспективную задачу наибольшего раскрытия для большего количества читателей значения собственного родного края, ему отличительных черт и процесса развития.
Цель данной работы – изучить особенности формирования краеведческих информационных ресурсов для молодежи на примере деятельности библиотеки МБУК «Кореновская центральная городская библиотека».
Объект исследования – краеведческие информационные ресурсы.
Предмет исследования – процесс формирования краеведческих информационных ресурсов для молодежи.
Задачи работы:
1) изучить особенности краеведческих информационных ресурсов в современных условиях,
2) рассмотреть специфику формирования краеведческих информационных ресурсов,
3) проанализировать особенности формирования краеведческих информационных ресурсов для молодежи на примере конкретной библиотеки,
4) сформулировать рекомендации по оптимизации и интенсификации процесса формирования краеведческих информационных ресурсов для молодежи.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав основной части, заключения и списка литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Становление настоящей человеческой личности, нереально без усвоения опыта предыдущих поколений. Предоставление это опыта содействует воспроизводству социальных взаимоотношений и созданию самосознания личности как гражданина своей страны. Одним из основных каналов, способствующим скоплению и трансляции такого опыта считается историческое понимание, под которым рассматривается все обилие стихийно сложившихся или созданных наукой форм, где социум понимает (воспроизводит и оценивает) свое минувшее, вернее — в которых социум воспроизводит своё движение во времени.
Специфической «стартовой площадкой» для создания исторического сознания выступает исследование истории Родного края. Непосредственно через восприятие локальной истории происходит освоение мирового и этнического опыта, знакомство с местными национальными и культурными традициями, что содействует нравственному формированию личности, сохранению общечеловеческих ценностей, может помочь развитию самостоятельного креативного мышления, мотивов и навыков действовать на благо человечества. Библиотеки считаются хранителями названных бессчетных традиций и по праву выступают в роли одного из важных составляющих системы духовного воспроизводства человечества, накапливая и передавая письменную традицию о историческом опыте создания социальных взаимоотношений и культуры разных народов. В следствии этого, одним из приоритетных направлений краеведческой деятельности библиотек считается популяризация локальной истории и приобщение читателей к комплексной и достоверной информации о минувшем своего края и страны в целом.
В нынешнее время наблюдается тенденция увеличения интереса к краеведению не только лишь в среде исследователей этой сферы деятельности, но и представителей смежных профессий, также населения в целом. Это обусловлено тем, что в региональный компонент образовательных стереотипов всех звеньев обучения была интегрирована краеведческая компонента, увеличилась потребность подготовки профессионалов с ориентацией на особенности родного края, способных исследовать и развивать его. Работу нынешней библиотеки, в том числе и библиотечное краеведение, уже немыслимо без использования новых информационных технологий, позволяющих упростить доступ пользователей и читателей к нужной им краеведческой информации. Информационные технологии позволяют воплощать в жизнь доступ к краеведческой информации большего количества абонентов, применять краеведческие информационные ресурсы с максимальной полнотой и удобством.
Продуктом взаимодействия воздействия информационных технологий на краеведческую работу библиотек стало формирование электронных краеведческих информационных ресурсов библиотек. Целесообразно заметить, что за прошедшие годы случился большой сдвиг в сфере создания электронных краеведческих информационных ресурсов. Это, прежде всего, отражается в их видовом многообразии и их усложнении. К примеру, если вначале электронными были исключительно краеведческие каталоги и издания, то на нынешнем временном этапе становления науки и техники, библиотеками делаются бессчетные краеведческие электронные базы данных, сложные по структуре, включающие Большой объем информации с вероятностью поиска по разным параметрам.
Таким образом, происходит систематическое расширение видового многообразия электронных краеведческих ресурсов, выход в свет все новых и более совершенных информационных продуктов библиотек. На данный момент имеет место подъем числа создаваемых библиотеками электронных краеведческих информационных ресурсов. Это происходит потому, что библиотеки ставят перед собой перспективную задачу наибольшего раскрытия для большего количества читателей значения собственного родного края, ему отличительных черт и процесса развития.

   

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Процесс формирования краеведческих информационных ресурсов
1.1. Особенности краеведческих информационных ресурсов в современных условиях

Воспитание краеведением подразумевает не только обучение знаниям и распространение знаний о прошлом и настоящем своего края, его особенностях и достопримечательностях, но и привитие потребности в заботе о будущем своего края и о сохранении его культурного и природного наследия. Краеведческая деятельность включает в себя разные направления: патриотическое, экологическое, литературоведческое, историческое и становится одной из ведущих тем в деятельности библиотек. Краеведческая деятельность — одно из приоритетных направлений дея¬тельности библиотек в XXI в. Краеведческая работа любой библио¬теки зависит от особенностей населенного пункта и региона — его историко-культурных, природных и иных характеристик, которые определяют своеоб¬разие условий жизни населения [6].
Библиотека выступает центром, объединяющим и координи¬рующим деятельность по изучению истории того или иного поселения, со¬хранению информации, ее популяризации. При этом историко-краеведческая работа осуществляется библиотекой совместно с органами местного само-управления, учебными учреждениями, учреждениями дополнительного об¬разования, музеями, объединениями и клубами. Библиотека не только кон¬центрирует в своих фондах все краеведческие ресурсы, посвященные поселению и району, но и является проводником информации об этих ресур¬сах, выступая посредником, задачей которого является не только и не столь¬ко накопление и систематизация краеведческой информации, сколько ее актуализация среди пользователей [1, С. 77].
Все виды библиотечной работы, которые можно отнести к краеведче-ской, подразделяются на две больших группы: 1) мероприятия и виды работы, имеющие своей основной целью краевед¬ческое просвещение населения, 2) мероприятия, имеющие краеведческий потенциал, однако краеведче¬ское просвещение не является основной их целью.
Краеведческую деятельность библиотеки по направлениям работы мож¬но разделить:
— на комплектование краеведческих фондов;
— подготовку краеведческой библиографической продукции (библиогра¬фические списки, подборки и альбомы с вырезками из газет и журналов);
— ведение краеведческих каталогов и баз данных. Здесь можно выделить продукты, подготавливаемые непосредственно библиотекой в материальной и виртуальной форме, а также проекты, которые осуществляются на основе межбиблиотечных связей и/или при взаимодействии библиотек с другими организациями;
— организацию массовых мероприятий (выставки, праздники, конкурсы и др.);
— издательскую краеведческую деятельность [7].
Такая деятельность под¬разделяется на издание библиотеками собственной продукции (сборников, статей, методических пособий, посвященных краеведческой деятельности, буклетов, закладок и пр.), а также осуществление публикации материалов и художественных текстов авторов — жителей населенного пункта, в котором находится библиотека. Публикация может осуществляться в материальной форме — при наличии у библиотеки средств и/или необходимого оборудова¬ния или же в электронной форме. В последнем случае публикуемые мате¬риалы выкладываются на официальном сайте библиотеки в соответствую¬щих разделах или же на специальных краеведческих ресурсах, создаваемых на базе библиотек. С издательской краеведческой деятельностью тесно связана и деятель¬ность по продвижению краеведческой литературы, которую также реализует библиотека. Это, в частности, презентации новых книг местных авторов, представление творчества авторов района или поселения на сайте библиоте¬ки и др.
На современном этапе важной задачей краеведческой деятельности стало формирование электронного краеведческого комплекса ресурсов, который доступен не только читателям библиотеки или даже жителям населенного пункта или района области, но вообще любому человеку, независимо от мес¬та его нахождения и времени, когда у него возникла информационная по¬требность краеведческого содержания. Библиотеки занимаются оцифровкой краеведческих ресурсов.
В этой связи деятельность по формированию и пополнению фондов краеведческих документов подразделяется на приобретение и создание крае¬ведческой литературы, а также пополнение фонда электронных документов. В первом случае речь идет в основном о комплектовании, во втором, гораздо чаще, — о создании документов (оцифровке имеющихся или создании новых электронных продуктов краеведческого содержания).
Любой вид краеведческой работы библиотеки может осуществляться как в материальном, так и виртуальном виде. Виртуальная краеведческая деятельность — подготовка электронных выставок, создание краеведческих ресурсов, популяризация значимой информации и событий через социальные сети — приобретает дополнительное значение. Оказываясь в виртуальной среде, эта информация становится потенциально доступной гораздо большему числу людей, чем если она находится непосредственно в библиотеке, за счет преодоления географического барьера. Краеведение вы¬полняет в данном случае не только и столько мемориальную функцию (со¬хранить культурную память региона, населенного пункта), сколько презен¬тационную, в определенном смысле — рекламную. Через краеведческие электронные ресурсы библиотеки населенный пункт, регион получает воз¬можность быть представленным в информационной среде, получает инфор¬мационную базу для привлечения внимания к населенному пункту и району с точки зрения культурного туризма [2].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы