Курсовая с практикой на тему Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников в процессе проведения викторин
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 4
Глава1Теоретические основы проблемы развития коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников 6
1.1 Понятие коммуникативные универсальные учебные действия как психолого-педагогическая проблема 6
1.2 Особенности развития коммуникативных универсальных учебных действий в младшем школьном возрасте 10
Глава 2 Экспериментальная работа по развитию коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников в процессе проведения викторин 16
2.1 Содержание экспериментальной работы на базе МБОУ СОШ №13 г.Бердска 16
2.2 Выявление эффективности экспериментальной работы 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 39
ПРИЛОЖЕНИЯ 41
Введение:
Развитие коммуникативных универсальных учебных действий является важнейшей задачей языкового образования школьников. От того насколько развиты их коммуникативные способности зависит успешность дальнейшего обучения. Ведь ребенок, который смущается, не может подобрать слов или неправильно выражает свои мысли не может получить за ответ хорошую оценку. Хотя при этом знания его быть отличными. Данная ситуация вызывает недопонимание между учителем и школьником. Кроме этого, коммуникативные навыки влияют на социализацию ребенка, на уровень его общения со сверстниками. Дети, которые могут легко доносить и воспринимать информацию имеют, как правило, много друзей. Низко развитые коммуникативные умения могут привести к замкнутости ребенка и, как следствие, развитие психологических проблем.
В современной педагогической практике часто наблюдается недостаточное развитие у младших школьников коммуникативных универсальных учебных действий, что приводит к общей неуспеваемости в дальнейшем. Умению общаться, работать в команде можно научить детей различными способами, одним из которых является викторина. Этим обусловлена актуальность выбранной темы.
Объект исследования – формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников.
Предмет – формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников в процессе проведения викторин.
Цель исследования – изучить особенности формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников в процессе проведения викторин.
Для достижения поставленной цели, был сформулирован ряд задач:
1) рассмотреть понятие коммуникативные универсальные учебные действия как психолого-педагогическую проблему;
2) выявить особенности развития коммуникативных универсальных учебных действий в младшем школьном возрасте;
3) провести экспериментальную работу с использованием викторин для повышения коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников;
4) выявить эффективность экспериментальной работы;
5) сделать выводы.
Методы исследования: анализ и синтез информации, наблюдение, эксперимент.
Гипотеза исследования. Предполагается, что использование викторин в учебной деятельности в начальной школе будет способствовать повышению коммуникативных универсальных учебных действий.
Экспериментальная база исследования МБОУ СОШ № 13 г. Бердска.
Практическая значимость: результаты исследования можно использовать в практической деятельности учителям младших классов для развития коммуникативных универсальных учебных действий, а также для обучения студентов, изучающих педагогику и психологию.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений. Первая глава посвящена теоретическому исследованию проблем развития коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников. Во второй главе описана экспериментальная работа по развитию коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников.
Заключение:
Анализ научной литературы показал, что коммуникативные универсальные учебные действия рассматриваются как психолого-педагогическая проблема. Поскольку потребность в общении является основной потребностью человека любого возраста. Но общение детей в каждом определенном возрасте отличается от общения взрослых. Недостаточно развитые коммуникативные умения приводят к неэффективности всего обучения, а также ухудшают взаимоотношения со сверстниками. Также нам удалось выяснить, что коммуникативная деятельность в младшем школьном возрасте является основной, но обратная связь у детей развита плохо. Задача учителя научить детей не только высказывать свои мысли четко и аргументированно, но воспринимать и слышать своего собеседника, а также вести диалог. Итак, развитие коммуникативных умений является основной задачей педагогического процесса.
Формирование коммуникативных умений младших школьников – чрезвычайно актуальная проблема, так как степень сформированности данных умений влияет не только на результативность обучения детей, но и на процесс их социализации и развития личности в целом. Учителю важно уделять время формированию коммуникативных универсальный действий на каждом уроке, иначе данное умение будет не развито на достаточном уровне. Кроме этого, можно использовать дополнительные приемы и методы, а также нестандартные формы урока, например, викторины.
Для подтверждения этого мы провели эмпирическое исследование, в котором приняли участие ученики 4 класса МБОУ СОШ №13 г. Бердск в количестве 20 человек.
Для диагностики уровня развития коммуникативных универсальных учебных действий мы использовали следующие методики: «Рукавички» Г.А. Цукермана и «Дорога к дому» (модифицированное задание «Архитектор-строитель»).
Результаты первичной диагностики развития коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников показал, что у большинства из них умение общаться, слушать и доносить информацию развито на низком и среднем уровне. Дети в ходе исследования часто проявляли упрямство и нежелание договариваться и работать в команде. В связи с этим нами было предложено экспериментальное обучение по развитию коммуникативных универсальных учебных действий, которое строилось на проведении викторин. Обучение предлагалось разделить на три этапа: тренировочный, подготовительный и закрепляющий. В ходе тренировочного этапа в конце урока учитель делили класс на две команды и задавал им вопросы по пройденной теме. На тренировочном этапе проводились более сложные викторины, в которых детям необходимо было проявить умение работать в команде. Третий этап – заключительный – предполагает закрепление полученных ранее коммуникативных умений младших школьников.
Для того, чтобы выявить эффективность проведенной экспериментальной работы мы провели контрольную диагностику коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников по тем же методикам, что и проводили первичную диагностику.
Результаты экспериментальной работы показали эффективность использования викторин для развития коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников. Контрольная диагностика показала значительный рост детей, которые демонстрируются высокий и средний уровень развития коммуникативных универсальных учебных действий. Низкий уровень после экспериментального обучения не показал ни один ребенок.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1 Понятие коммуникативные универсальные учебные действия как психолого-педагогическая проблема
Прежде чем говорить о понятии коммуникативных универсальных учебных действий стоит обратиться к таким терминам, как «коммуникация», «коммуникативная компетентность», «общение». Отметим, что они тесно взаимосвязаны между собой. И эта связь поможет лучше понять суть коммуникативных универсальных действий младших школьников.
При изучении научной литературы нам удалось выяснить, что некоторые исследователи приравнивают между собой такие понятия, как «общение» и «коммуникация». Другими словами, под ними они понимают одно и тоже, а именно процесс передачи и приема определенной информации.
Но все-таки большинство современных ученых разделяют данные понятия. Рассмотрим суть, которую они в них вкладывают.
В первую очередь обратимся к психологическому словарю. В нем обозначен процесс коммуникации как определенное взаимодействие нескольких людей, которые обмениваются информацией познавательного или аффективно-оценочного характера [4, 82]. А это значит, что коммуникация – это процесс при котором люди сообщают друг другу новую информацию, интерес к которой является достаточной мотивация для совершения так называемого коммуникативного акта. Также в словаре обозначено происхождение данного слова, что также важно для его понимания. Итак, слово коммуникация происходит от латинского слова, которое обозначает «общее, разделяемое со всеми». А это значит, что если взаимопонимание не достигнуто, то коммуникация не состоялось. Другими словами, коммуникация обязательно подразумевает обратную связь: мы говорим и нас понимают.