Курсовая с практикой на тему Формирование коммуникативных универсальных учебных действий при изучении алгебры в основной школе
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования универсальных учебных действий при изучении алгебры в основной школе 5
1.1. Универсальные учебные действия как цель обучения математике в основной школе в условиях реализации ФГОС 5
1.2. Коммуникативные универсальные учебные действия: сущностные характеристики, структура 10
Выводы по 1 главе 16
Глава 2. Методика формирования коммуникативных универсальных учебных действий при изучении алгебры в основной школе 17
2.1. Методы и средства формирования коммуникативных универсальных учебных действий при изучении алгебры в основной школе 17
2.2. Формирование коммуникативных УУД в процессе изучения темы «Свойства степени с рациональным показателем» 24
Выводы по 2 главе 32
Заключение 34
Список литературы 37
Введение:
Актуальность исследования. Проблема развития коммуникативных универсальных учебных действий у обучающихся является актуальной в связи с тем, что в современном мире повышаются требования к овладению коммуникативными умениями, от уровня коммуникативного развития зависит то, насколько человек будет успешен в школе, университете, на работе(Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев, Л.С. Выготский и др.).
Формирование коммуникативных умений у человека начинается с самого рождения и длится во время обучения в школе и далее на протяжении всей жизни. Следует отметить, что низкий уровень сформированности коммуникативных умений учащихся перерастает в «коммуникативные трудности», которые сложно преодолеваются и имеют серьёзные последствия для дальнейшей жизни (А.Г. Самохвалова, Е.О. Смирнова и др.).
Одним из направлений модернизации образования в решении этой проблемы является введение Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) нового поколения, в котором особое внимание уделяется развитию у обучающихся универсальных учебных действий, в частности коммуникативных (А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская, О.А. Карабанова, С.В. Молчанов, Н.Г. Салмина и др.).
На необходимость развития коммуникативных действий ранее указывали авторы модели учебного сотрудничества В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин и их последователи В.В. Рубцов, Г.А. Цукерман.
Как показал проведённый анализ проблемы развития коммуникативных универсальных учебных действий (УУД) у учащихся на уроках алгебры, на данный момент программ их развития у обучающихся в педагогических и методических источниках представлено недостаточно.
Мы рассмотрим, как можно формировать коммуникативные универсальные учебные действия у учащихся на уроках алгебры при изучении темы «Свойства степени с рациональным показателем». Ведь учебный предмет «Алгебра» имеет большие потенциальные возможности для формирования всех видов УУД: познавательных, личностных, коммуникативных и регулятивных.
Объект исследования – процесс изучения алгебры в основной школе.
Предмет исследования – процесс формирования коммуникативных УУД при изучении алгебры в основной школе.
Цель исследования – выявить методические особенности формирования коммуникативных универсальных учебных действий при изучении алгебры в основной школе.
Поставленная цель предполагает реализацию ряда задач:
1. Охарактеризовать универсальные учебные действия как цель обучения математике в основной школе в условиях реализации ФГОС.
2. Описать коммуникативные универсальные учебные действия, выявив сущностные характеристики и структуру.
3. Проанализировать методы и средства формирования коммуникативных универсальных учебных действий при изучении алгебры в основной школе.
4. Сконструировать и описать процесс формирования коммуникативных УУД в процессе изучения темы «Свойства степени с рациональным показателем».
При реализации поставленных задач нами применялся комплекс теоретических и практических методов: анализ психолого- педагогической литературы.
Практическая значимость исследования заключается в разработке и апробации комплекса заданий и упражнений для развития коммуникативных УУД учащихся на уроках алгебры при изучении темы «Свойства степени с рациональным показателем».
Обратимся к материалам исследования.
Заключение:
В ходе выполнения курсовой работы нами были поставлены и решены следующие исследовательские задачи:
1. Охарактеризовать универсальные учебные действия как цель обучения математике в основной школе в условиях реализации ФГОС.
В результате анализа научно-методической литературы было выявлено, что универсальные учебные действия – это совокупность способов действия учащихся (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса. В соответствии с ФГОС представлено четыре вида УУД: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные. Формирование УУД успешно реализуется в процессе обучения математике. В отличие от некоторых других дисциплин изучение математики предполагает не только запоминание и воспроизведение, но и узнавание («данное выражение представляет собой разность квадратов двух функций»), и понимание («здесь нужно применить именно эту формулу»), и анализ («если правая часть этого уравнения отрицательна, то уравнение не имеет решений»), и рефлексию («данное неравенство можно решать несколькими способами, воспользуемся самым коротким»). Математика учит оптимизировать свои действия, вырабатывать и принимать решения, проверять действия, исправлять ошибки, различать аргументированные и бездоказательные утверждения, а значит, видеть манипуляцию и хотя бы отчасти противостоять ей. Таким образом, именно на уроках математики формируются универсальные учебные действия.
2. Описать коммуникативные универсальные учебные действия, выявив сущностные характеристики и структуру.
В результате исследования было выявлено, что коммуникативные универсальные учебные действия – это способность обучающегося осуществлять коммуникативную деятельность, использование правил общения в конкретных учебных и внеучебных ситуациях, а также самостоятельная организация речевой деятельности в устной и письменной форме. В структуру коммуникативных УУД входит умения планировать учебное сотрудничество, постановка вопросов, постановка вопросов, разрешение конфликтов, управление поведением партнера, умение выражать свою позицию в соответствии с нормами родного языка.
1. Проанализировать методы и средства формирования коммуникативных универсальных учебных действий при изучении алгебры в основной школе.
В процессе решения данной задачи были сделаны выводы, что в процессе изучения математики осуществляется знакомство с математическим языком, формируются речевые умения: обучающиеся учатся высказывать суждения с использованием математических терминов и понятий, формулировать вопросы и ответы в ходе выполнения задания, доказательства верности или неверности выполненного действия, обосновывают этапы решения учебной задачи. Работая в соответствии с инструкциями к заданиям учебника, школьники учатся работать в парах, выполняя заданные в учебнике проекты в малых группах. Кроме этого, на формирование коммуникативных УУД на уроках математики эффективно влияет использование проблемных заданий, игровых технологий.
2. Сконструировать и описать процесс формирования коммуникативных УУД в процессе изучения темы «Свойства степени с рациональным показателем».
В процессе исследования был разработан урока по теме «Свойства степени с рациональным показателем». В процессе разработки технологической карты урока были подобраны задания для формирования коммуникативных УУД, такие как коллективная, групповая работа, проблемные задания, работа с учебником. Подобранные задания эффективно влияют на формирования такие коммуникативных УУД: организовывать и планировать учебное сотрудничество с преподавателем и сверстниками, развитие умения обмениваться знаниями между одноклассниками для принятия эффективных совместных решений, умение выдвигать версии, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Таким образом можно сделать вывод, что задачи исследования решены, а цель – достигнута.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ АЛГЕБРЫ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ
1.1. УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ
КАК ЦЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ
В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
В современной школе сменились целевые ориентиры с воспроизводства человека, обученного на человека обучающегося, который способен учиться самостоятельно и переучиваться, он готов принимать решения и самостоятельно действовать в информационном обществе. Теперь для большего эффекта в жизнедеятельности человека важно не наличие у него усвоенных знаний, а проявление и возможность использовать то, что уже есть. Теперь школа должна научить «учиться», «жить», «жить вместе», «работать и зарабатывать». Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС) в качестве главного результата обучения является развитие личности, обеспечение учащихся умением учиться, способностью к саморазвитию и самосовершенствованию [19].
Возможности для решения этих проблем представляют универсальные учебные действия (УУД) [19].
Формирование УУД является важной задачей для образовательного процесса и является неотъемлемой частью фундаментального ядра общего образования. Уровень сформированности универсальных учебных действий отражается в требованиях к результатам освоения общего образования соответственно ступеням образовательного процесса. Развитие универсальных учебных действий является психологической основой успешности усвоения учащимися предметного содержания учебных дисциплин.
К настоящему времени работа по развитию универсальных учебных действий, как психологической составляющей образовательного процесса, имеет стихийный характер. Только лишь незначительное число педагогов-новаторов, реализующих прогрессивные технологии образования, пытаются реализовать требование развития универсальных учебных действий [13].
Стихийный характер развития универсальных учебных действий отражается в острых проблемах школьного обучения – в низком уровне учебной мотивации и познавательной инициативы учащихся, в неспособности учащихся регулировать учебную и познавательную деятельность, в недостаточной сформированности логических и общепознавательных действий, и как следствие, школьной дезадаптации. Альтернативой данному положению должно стать планомерное и целенаправленное формирование универсальных учебных действий с заданными свойствами, такими как осознанность, разумность, высокий уровень общения и готовность их применения в различных предметных областях.
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование «универсальных учебных действий», обеспечивающих компетенцию «научить учиться», способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного присвоения нового социального опыта, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин [12].
Согласно А.Г. Асмолову, в широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком значении этот термин можно определить, как совокупность действий учащегося, обеспечивающую его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, а также организацию этого процесса [9].