Курсовая с практикой на тему Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках информатики в средней школе
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования коммуникативных универсальных учебных действий на уроках информатики в средней школе 6
1.1. Сущность понятия коммуникативные универсальные учебные
действия 6
1.2. Методы и приёмы развития коммуникативных универсальных учебных действий у учащихся в процессе обучения информатики 14
Глава 2. Методические основы формирования коммуникативных универсальных учебных действий на уроках информатики в средней школе 23
2.1. Разработка заданий по информатике и ИКТ, направленных на формирование коммуникативных универсальных учебных действий 23
2.2. Результаты апробации включения заданий для развития коммуникативных УУД в содержание уроков информатики
в средней школе 31
Заключение 35
Список литературы 37
Введение:
Актуальность проблемы связана с тем, что на рубеже 1980-1990 гг. произошел новый виток развития человеческого общества. С того времени и по сей день человечество переживает стремительное развитие и распространение новых информационных и телекоммуникационных технологий, которые приобретают сегодня характер глобальной информационной революции. Эти процессы оказывают все большее влияние на политику, экономику, управление, финансы, науку, культуру и другие сферы жизнедеятельности общества, как в рамках национальных границ, так и в мире в целом.
Новыми нормами становятся жизнь в постоянно изменяющихся условиях, что требует умения решать постоянно возникающие новые, нестандартные проблемы; жизнь в условиях поликультурного общества, выдвигающая повышенные требования к коммуникационному взаимодействию и сотрудничеству, толерантности.
Целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться. Важнейшей задачей современной системы образования является формирования универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Одним из видов универсальных действий являются коммуникативные, которые обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
В настоящее время благодаря телевизору, кинофильмам, компьютеру поток информации настолько велик, что у ребенка складывается свой запас знаний и преставлений об окружающем мире. Пришедшим в школу детям, как правило, свойственно любопытство, проявляющееся в желании самостоятельно найти ответы на вопросы. В традиционной школе ребенку зачастую объясняют, что он не прав, дадут правильный ответ. При неоднократном повторении подобной ситуации педагог, сам не желая того, отбивает у ученика желание рассуждать и искать истину. В результате ребенок замолкает, а затем перестает думать, в итоге он ждет, когда ему дадут новый ответ. Но в последующей взрослой жизни перед человеком регулярно будут возникать проблемы, решить которые за него никто не сможет. При этом ребенок не научен, строить взаимоотношения, организовывать сотрудничество, воспринимать и передавать информацию. Данные проблемы, связанные с общением, существует и в нашей школе, поэтому необходимо ориентироваться на формирование у учащихся коммуникативных универсальных действий.
Цель работы: разработать задания по информатике, направленные на развитие коммуникативных универсальных учебных действий у учащихся в средней школе.
Объект: процесс формирования коммуникативных универсальных учебных действий.
Предмет: развитие коммуникативных универсальных учебных действий учащихся в процессе обучения информатике в средней школе.
Гипотеза: Развитие коммуникативных универсальных учебных действий у учащихся основной школы в процессе обучения информатике будет более результативным, если разработать задания по информатике, соотнесённые с конкретными коммуникативными универсальными учебными действиями и методические рекомендации по организации и проведению уроков информатики с их использованием.
Задачи:
1.Проанализировать технологии обучения, способствующие развитию универсальных учебных действий у учащихся средней школы.
2.Проанализировать методы и приёмы развития коммуникативных универсальных учебных действий учащихся в процессе обучения основному курсу информатики.
3.Разработать задания по основному курсу информатики, направленных на развитие коммуникативных универсальных учебных действий.
4. Провести апробацию разработанных заданий по основному курсу информатики, направленных на развитие коммуникативных универсальных учебных действий.
Методы исследования. Для достижения поставленной цели и проверки сформулированной гипотезы были использованы методы теоретического анализа (изучение и систематизация психолого-педагогической, методической литературы по проблеме исследования; анализ методических материалов по курсу школьной информатики), методы эмпирического исследования, математическая обработка результатов исследования.
Теоретическая значимость работы состоит в конкретизации способов и приёмов развития коммуникативных универсальных учебных действий у учащихся в процессе обучения основному курсу информатики.
Практическая значимость курсовой работы состоит в разработке и апробации заданий для учащихся, повышающих уровень универсальных учебных действий (на примере группы коммуникативных) в процессе обучения информатики.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
Заключение:
По мнению психологов, подростковый возраст является благоприятным периодом для формирования коммуникативных УУД, так как общение у подростков выходит на уровень ведущей деятельности. Именно на уроках информатики происходит глобальная перестройка структуры коммуникативной деятельности ученика. Исследователи выделяют разнообразные формы и виды сотрудничества, направленные на формирование коммуникативных универсальных умений в средней школе, такие как работа в группе, дискуссия, проектная форма деятельности, тренинги. Опираясь методы и приёмы по формированию коммуникативных умений, была разработана модель системы учебных заданий по информатике, которые предлагаются к использованию с целью формирования коммуникативных УУД у учащихся средней школы.
Главной задачей современной системы образования является создание условий для качественного обучения. В «Концепции модернизации российского образования» зафиксировано положение о том, что «…общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющее современное качество образования».
Использование компьютерных технологий в учебном процессе позволяет поддерживать высокий уровень мотивации учащихся, предоставить обучающемуся большое количество готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, развивать интеллектуальные, творческие, познавательные способности учащихся и содействовать развитию всех видов универсальных учебных действий.
В практической части исследования были разработаны задания для уроков информатики и ИКТ, которые способствуют формированию коммуникативных УУД. Они основаны на постоянном взаимодействии учителя с обучающимися, в создании условий постоянной мыслительной деятельности школьника, а так же основой является создание ситуации, в которой ребёнок постоянно может мыслить и рассуждать. Реализована одна из главных задач работы: разработка учебных заданий, направленных на формирование всех видов универсальных учебных действий, в том числе и коммуникативных УУД. Некоторые задания были применены во время педагогической практики в реальном учебном процессе. Был произведён анализ таких видов метапредметных результатов обучения как регулятивные, познавательные, коммуникативные универсальные учебные действия.
Разработаны учебные задания по различным темам курса информатики для учеников средней школы. Таким образом, можно считать, что задачи, поставленные в ходе исследования, выполнены, а цель достигнута. Содержание работы может быть полезно учителям-практикам, интересующимся проблемой формирования коммуникативных универсальных учебных действий школьников в рамках учебного процесса в средней школе на уроках информатики и ИКТ.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические основы формирования коммуникативных универсальных учебных действий на уроках информатики в средней школе
1.1. Сущность понятия коммуникативные универсальные учебные действия
Перемены, происходящие в современном обществе, требуют изменения образовательного пространства, иного определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы обучающихся. Современное динамично развивающееся информационное общество одной из важных задач образования определяет формирование и развитие коммуникативных умений учащихся. Данный факт подтвержден в последней разработке ФГОС, где развитие коммуникативных универсальных учебных действий является одной из главных задач образования.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования предполагает, что формирование коммуникативных универсальных учебных действий необходимо для адаптации ребенка в социуме.
Коммуникативный универсальные учебные действия рассматривались во многих исследованиях Л. А. Петровской, Г. М. Андреевой и других. В зависимости от предмета изучения, меняется трактовка понятия коммуникативных универсальных действий. Чаще всего под данным понятием подразумевают умение общаться, непосредственной и опосредованной межличностной коммуникации.
«Традиционно коммуникативные универсальные учебные действия – умение правильно, грамотно, доходчиво объяснить свою мысль и адекватно воспринимать информацию от партнеров по общению» [2].
В. А. Тищенко формулирует данное понятие как, умение владеть умственными и практическими навыками, которые направлены на установку и поддержку целесообразных взаимоотношений с людьми в процессе учебной, а после и профессиональной деятельности в условиях информатизации образования и общества.
В соответствии с ФГОС к коммуникативным универсальным учебным действиям относят:
— Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия;
— Постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
— Разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешение конфликта, принятие решения и его реализация;
— Управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера [16].
В содержании Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования указаны три группы коммуникативных универсальных учебных действий. Данные группы представлены в виде таблицы 1.