Педагогика Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему Формирование коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников в процессе организации групповой деятельности.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников в процессе организации групповой деятельности 6
1.1 Сущность и виды коммуникативных универсальных учебных действий 6
1.2 Особенности формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников в процессе организации групповой деятельности 11
Выводы по первой главе 27
Глава 2. Практическая работа по формированию коммуникативных учебных действий младших школьников в процессе групповой деятельности 29
2.1 Методики организации групповой деятельности, направленные на формирование коммуникативных учебных действий младших школьников 29
Выводы по второй главе 36
Заключение 38
Список использованной литературы 40

  

Введение:

 

В условиях смены образовательной парадигмы и вступления России в мировое образовательное пространство произошла перестройка целевых установок при определении образовательных результатов. Целями образования в настоящее время является не конкретная сумма знаний, умений и навыков, которыми должен овладеть ученик, а совокупность его личностных, социальных, познавательных и коммуникативных компетенций. Достижение данной цели становится возможным благодаря формированию у учащихся системы универсальных учебных действий.
Теория формирования универсальных учебных действий, разработчиками которой являются А.Г. Асмолов [2,3], Г.В. Бурменская [3], И.А. Володарская [3,с.168], O.A. Карабанова [16,с.11-12] и др., определяет универсальные учебные действия как комплекс обобщенных действий ученика и связанных с ними умений и навыков учебной работы, обеспечивающих способность субъектов к самостоятельному усвоению новых знаний, умений и компетентностей, к сознательному и активному присвоению нового социального опыта, к саморазвитию и самосовершенствованию.
Среди всей совокупности универсальных учебных действий важную роль играют действия коммуникативного блока. Степень сформированности коммуникативных умений и компетентностей влияет не только на результативность обучения детей, но и на процесс их социализации и развития личности в целом. Умения формируются в деятельности, а коммуникативные умения формируются и совершенствуются в процессе общения учащихся, как на уроках, так и во внеурочной деятельности.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) предлагает формировать коммуникативные универсальные учебные действия для адаптации ребенка в социуме. Особенности формирования коммуникативных универсальных учебных действий в начальной школе получили освещение в работах: Баранова С.П., Л. И. Буровой, А. Ж. Овчинниковой [5,с.464], И. А. Гришановой [9,с.39], Г. А. Цукерман [27,с.35] и др. Для формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников самой эффективной формой работы является групповая. Детям младшего школьного возраста нравится работать в группах, эту форму работы можно использовать на любом этапе урока. Вовлечение каждого ученика в процесс усвоения учебного материала, главная цель групповой работы. Такая форма работы помогает ученикам с низкими учебными возможностями высказываться чаще, стараться проявить активность, быть полезным в общей работе. Тем самым у них лучше формируются знания, умения и навыки. При объединении в группы учащиеся преодолевают сложность общения, учатся находить общий язык, привыкают работать вместе и сообща.
В настоящем исследовании сделана попытка систематизировать результаты теоретических и практических исследований относительно формирования у обучающихся начальной школы коммуникативных универсальных учебных действий в процессе групповой деятельности, что определило выбор темы: «Формирование коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников в процессе групповой деятельности».
Объект исследования — учебный процесс, ориентированный на формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников.
Предмет исследования – условия формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников в процессе групповой деятельности.
Цель исследования – разработать групповые занятия, направленные на формирование коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников.
Поставленная цель предполагает реализацию ряда задач:
1. Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования.
2. Раскрыть теоретические основы формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников в процессе групповой деятельности;
3. Описать методики и приемы работы, направленные на формирование коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников.
Для решения поставленных задач в процессе исследования нами применялся комплекс методов: анализ литературы, систематизация и обобщение педагогического опыта.
Практическая значимость: в работе проанализированы и приведены примеры методов и средств по формированию коммуникативных универсальных учебных действий, которые могут применять в практической деятельности педагогами, психологами.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Таким образом, можно сделать ряд выводов:
1) Анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования позволяет интерпретировать коммуникативные учебные действия как действия, позволяющие ребенку эффективно реализовывать процесс взаимодействия и общения. В рамках коммуникативных универсальных учебных действий выделяются такие умения, как навык сотрудничества с педагогом и другими детьми, умение учитывать мнение партнера; навык формулировать собственную мысль понятно для собеседника, высказывать свою точку зрения; навык вести диалог, слушать и слышать собеседника, умение продуктивно участвовать в коллективной деятельности, принимать различные позиции во взаимодействии, умение инициативно действовать с информацией, навык продуктивно разрешать конфликты.
2) Самым продуктивным способом формирования коммуникативных универсальных учебных действий выступает организация групповой совместной деятельности учащихся, а также учебного сотрудничества в рамках данной деятельности. Это обусловлено тем, что основным механизмом формирования коммуникативных универсальных учебных действий выступает вовлечение учащихся в осуществление разнообразных совместных форм деятельности и сотрудничества, формирование у них практического опыта налаживания взаимодействия, решения конфликтов, умения договариваться и осуществлять взаимоконтроль, выслушивать партнера по деятельности и учитывать его позицию.
3) Исследователи предлагают различные методики формирования коммуникативных универсальных учебных действий. К ним относятся игровые технологии, организация учебного сотрудничества, проектные и тренинговые технологии, различные способы организации групповой деятельности. Также выделяются конкретные приемы работы над коммуникативными универсальными учебными действиями, например «Пчелиный улей», «Угол», «Солнышко», «Карандаши» и др. С помощью данных приемов формируются коммуникативные универсальные учебные действия, которые в дальнейшем позволяют ребенку продуктивно учиться общаться и в дальнейшем.

   

Фрагмент текста работы:

 

1.1 Сущность и виды коммуникативных универсальных учебных действий

Согласно ФГОС в качестве образовательного результата признается система универсальных учебных действий (УУД), межпредметных понятий, ценностных установок и ориентаций, мотивов.
Методологическим фундаментом данной модели учения признается деятельностный подход. Его специфика заключается в том, чтобы в процессе обучения учащийся освоил умения, опирающиеся именно на те знания, которые обеспечивают эффективное осуществление необходимой деятельности. Становится очевидным, что знания в этом случае являются составной частью умений и способов действий и не могут быть ни усвоены, ни сохранены вне деятельности учащегося.
Знания, не нашедшие практического применения, со временем постепенно забываются. Однако в процессе применения обобщенных алгоритмов деятельности при решении проблем необходимые знания могут быть приобретены или освоены вновь. Согласно ФГОС такими алгоритмами выступают универсальные учебные действия (УУД), которые представляют собой действия широкой ориентации и применимы не только в учебном процессе, но и в обычных жизненных ситуациях, в т.ч. при построении собственной деятельности. Эти действия применимы не только в предметном обучении, но и формируются средствами предмета. УУД подводят школьника к осмыслению образа мира, осознанному построению собственной стратегии познания и жизни, т.е. представляют собой умение учиться [3,с.168].
Под УУД идеологами стандарта нового поколения понимается, в широком смысле, умение учиться, а в узком — совокупность способов действий, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.
Универсальные учебные действия дают учащимся возможность самостоятельно учиться, ставить учебные цели, искать и использовать способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности, а тем самым обеспечивают успешное усвоение знаний, формирование умений, навыков образования учебного материала. Становление же личностных, регулятивных и коммуникативных действий идёт в основном через различные ситуации и процедуры взаимодействия участников образовательного процесса, использование специальных методов и форм организации учебной работы учащихся.
В Федеральном государственном образовательном стандарте и примерной основной образовательной программе общего образования универсальные учебные действия сформулированы достаточно обобщённо.
Выделяется четыре вида универсальных учебных действий:
— личностные (личностное, профессиональное, жизненное самоопределение; смыслообразование; нравственно-этическая ориентация);
— регулятивные (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция);
— познавательные (общеучебные универсальные действия; логические универсальные действия; постановка и решение проблемы);
— коммуникативные (учёт позиции собеседника или партнёра по деятельности; действия, направленные на кооперацию, сотрудничество; коммуникативно-речевые действия, служащие средством передачи информации другим людям и становления рефлексии) [18,с.24-28].
Коммуникативный блок УУД представлен следующими компонентами:
1. Действиями сотрудничества с учителем и сверстниками, учетом позиций собеседника.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы